УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 51 посетителей

Теги
українська християнська культура церковна журналістика церква та політика Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика конфлікти діаспора Києво-Печерська Лавра Предстоятелі Помісних Церков Церква і медицина милосердя Католицька Церква забобони УПЦ КП Доброчинність Патріарх Алексій II Мазепа постать у Церкві Приїзд Патріарха Кирила в Україну шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі іконопис автокефалія Церква і влада секти Голодомор молодь Археологія та реставрація монастирі та храми України Ющенко церква і суспільство Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко педагогіка Вселенський Патріархат вибори розкол в Україні краєзнавство комуністи та Церква УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Донецкий кряж» (Донецк): От Дона до Святой Земли

 

«Донецкий кряж» (Донецк), Василий Семенов, 12 января 2007

С отцом Матфеем - монахом Задонского мужского монастыря мы повстречались случайно: в автобусе Ростов - Донецк. Я возвращался из командировки, а он ехал к родным в Амвросиевку. Меня не могло не заинтересовать, почему этот молодой еще человек избрал стезю духовного подвига и связал свою жизнь с монашеским служением, отказавшись от соблазнов светской жизни.
- Крещение я принял, - рассказывает о. Матфей, - сравнительно поздно: в восемнадцать лет, однако до двадцати четырех у меня и в мыслях не было принять монашеский постриг, хотя вопросы духовности и занимали меня смолоду. Пожалуй, первым толчком к подлинному воцерковлению послужила беседа с одним знакомым, много рассказывавшим о посещениях монастырей и святых мест. Именно он убедил меня в необходимости регулярно исповедоваться и причащаться. С ним мы начали ездить в Васильевский храм Иоанна Богослова. Потом я побывал и в Святогорском монастыре, где меня буквально потрясла беседа с монастырским духовником о. Серафимом, который, узнав о моих планах устроиться работать на завод, сказал, что не стоит этого делать. Мол, пойдешь ты по духовной стезе. А с намерением совершить в ближайшее время паломничество в Иерусалим посоветовал не спешить - все равно Бог туда приведет. Так, кстати, и произошло, но много позднее, когда я уже принял монашеский постриг.
Потом была поездка в Никольский мужской монастырь, где я советовался с о. Зосимой: поступать ли в духовную семинарию, чтобы потом служить приходским священником. Тот, узнав, что накануне я прочел книгу о том, как стать монахом, сказал: «Ты уже на самом деле знаешь, что тебе нужно»
Большую роль сыграла и поездка в Москву к нашему земляку о. Дионисию. Тогда окрепло решение избрать монашеское служение. Но оставались сомнения. Очень хотелось поселиться в Троице-Сергиевой лавре или на ее московском подворье. А у меня уже было предложение стать послушником Задонского монастыря. И я отправился за советом к своему первому духовному наставнику о. Георгию, переведенному к тому времени из Васильевки в Старомихайловку. Священника я не застал, тот куда-то отлучился. Во время молитвы в местном храме я отчетливо услышал внутренний голос: «Отправляйся в Задонск!» - вот так и стал абитуриентом или трудником Задонского мужского монастыря. До последнего своего часа буду благодарен всем, кто принял во мне участие и помог избрать путь духовный: и упомянутым уже священно-служителям, и о. Гавриилу из села Павловка, и амвросиевскому благочинному о. Георгию, свозившему меня в Москву
- Как складывалась ваша дальнейшая судьба?
- Первое послушание я принял в церковной лавке, где служил свой первый подрясник. Потом два года провел на складе стройматериалов. Далее - прислуживал в алтаре архиерею, принимал записки от верующих. Обустраивал храм над живоносным источником. Был переведен в монастырское издательство и занимался рассылкой журнала «Задонский паломник», выходящего тиражом в пять тысяч экземпляров. Наконец, 17 августа 2003 года принял постриг и из послушника Дмитрия стал монахом Матфеем
- Расскажите о Задонском монастыре - его истории и сегодняшнем дне
- Наша обитель основана монахами Кириллом и Герасимом в 1610 году по благословению патриарха Гермогена в том самом месте, где двумя веками раньше свершились удивительные и знаменательные события. Спустя всего пятнадцать лет после Куликовской битвы на Русь двинулись полчища азиатского завоевателя Тимура-Тамерлана. Никто не мог устоять перед ним: ни Хорезм, ни Персия, ни Индия, ни Турция, ни даже еще грозная Золотая Орда. У Тамерлана была лучшая армия того времени, ветераны которой не знали себе равных, на скаку умели попадать острием копья в перстень. Москва же еще не успела оправиться от потерь, понесенных на Куликовом поле и во время набега хана Тохтамыша. Снова, как полтора века назад - при Батые, - ужасом повеяло по Русской Земле. И снова первыми против врага выступили храбрые рязанская и елецкая дружины. И так же, как в годину Батыева нашествия, все ратники полегли под вражьими саблями. Казалось, ничто уже не спасет Русь от нового погрома и, возможно, окончательной погибели. Однако в ночь перед решающим броском к Москве Тамерлану явилась Владимирская Божья Матерь, запретившая ему идти на Святую Русь. И жестокий завоеватель, устрашившись, повернул свои полчища прочь.
- Место для монастыря было выбрано именно там, где свершилось это удивительное событие?
- Все произошло не по людскому разумению, но Божьим промыслом. Ведь к XVII веку место, где стоял Тимур после победы над рязанскими и елецкими дружинами, было уже основательно забыто. И лишь много позднее, при строительстве новой колокольни, обнаружили массовое захоронение русских воинов. Разобрались в чем дело, и с тех пор Владимирская Божья Матерь навсегда стала нашей храмовой иконой.
- Видимо, за эти годы вам удалось побывать и за пределами Задонска, в других святых местах. Где именно и какие наиболее яркие впечатления вы извлекли из таких поездок?
- Первым моим паломничеством стало посещение Почаевской лавры на Пасху в 1999 году. Там я стал свидетелем излечения одержимой бесом женщины, из уст которой нечистый дух вещал грубым мужским голосом и сокрушался, как ему плохо под сенью Божьего храма. Всего же мне посчастливилось посетить около 60 обителей. В их числе: Соловки, Киево-Печерская и Псково-Печерская лавры, Дивеево, Святогорск, Санаксарский монастырь, Китаева пустынь, Свирский монастырь, Александра Невского лавра, побывал в Муроме, прославленном Святыми Петром и Февронией, во всех московских монастырях, Новом Афоне в Абхазии, где скит возведен еще в те давние времена, когда здесь скончался святой Иоанн Златоуст. Совсем недавно, в 2006 году, совершил паломничество в Святую Землю.
- О последнем, пожалуйста, подробнее
- Прибыли мы самолетом и сразу столкнулись с чрезвычайной придирчивостью израильских таможенников. О чем только они у нас ни допытывались! И почему принял постриг, и кто порекомендовал это сделать, и чем занимаюсь в монастыре, где бывал, с какой целью приехал, кто поездку организовал... Короче говоря, устроили форменный допрос с пристрастием. Однако настроение мне испортить не сумели. Ведь прилетел я в Святую Землю в знаменательный для себя день: ровно три года назад постригся в монахи. Хоть и небольшой, а все же юбилей. Поселились мы в Иерусалиме, в гостинице «Святая Земля», неподалеку от Старого города, с которым связаны все основные события библейской истории.
Разумеется, пребывание в Палестине оставило неизгладимые впечатления. Ведь вокруг ощущается, как нигде больше в мире, живое присутствие Бога. К чему ни прикоснешься - все пропитано святостью. Да и сам как бы истончаешься, словно скорлупа спадает с души, и видишь свою внутреннюю суть во всей ее неприглядности - с грехами и греховными помыслами. И начинает донимать стыд за собственное несовершенство. Каешься даже в том, о чем и не подозревал.
Хотя мне не довелось присутствовать при чуде схождения Святого огня (оно происходит на Пасху), но другое чудо - Преображение Господне, бытующее лишь раз в год на горе Фавор, наблюдал самолично. 19 августа, в 9-10 часов вечера, а фактически ночью, ведь на юге темнеет рано даже летом, происходит вечерняя служба, где православные греки служат вместе с русскими. Еще до конца литургии с неба на вершину горы начинает спускаться необычное облако. Оно воспринимается как легкий прозрачный туман, в котором плавают некие сгустки. Когда они касаются тебя, ощущаешь снисхождение благодати Божией и не можешь сдержать восторженных слез. В эти часы повсюду проводятся крестные ходы. А благодатный туман тем временем все гуще окутывает всю святую гору, у которой стояли и до сих пор стоят три скинии, упомянутые еще в Евангелии. А в предутренние часы туман опускается в долины, окутывая дома, где живут в основном арабы-христиане. Они в эту ночь тоже празднуют и ликуют. Правда, их способ отмечать Преображение Господне несколько отличается от нашего - они прямо под открытым небом пируют, жгут костры, режут овец, готовят шашлыки и другие яства.
Из окрестностей Иерусалима мы отправились в Египет на библейскую гору Синай, где пророк Моисей принимал от Бога скрижали Завета. Сюда приезжают не только православные, но и христиане других исповеданий, иудеи, мусульмане
Подняться на вершину с вечера можно и пешком, и на верблюдах, предоставляемых услужливыми арабами. Ночью небо над Синаем словно открывается нараспашку, и до звезд, кажется, можно дотянуться рукой - настолько они ярки и крупны. А во время литургии, проходящей на вершине, вновь непосредственно чувствуешь присутствие Господа. А рассвет - это также подлинное чудо, чудо Божьего света, начинающегося со слабых проблесков, разгорающихся в чудесную зарю, завершающуюся восходом ослепительного солнца.

 

 

УВАГА! Редакція "Православ'я в Україні" залишає за собою право не погоджуватися зі змістом статей, які оприлюднюються у розділі "Моніторинг ЗМІ". Статті публікуються в редакції першоджерела. 

 

ВНИМАНИЕ! Редакция "Православия в Украине" оставляет за собой право не соглашаться с содержанием статей, публикуемых в разделе "Мониторинг СМИ". Статьи публикуются в редакции первоисточника.