УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 97 посетителей

Теги
Києво-Печерська Лавра українська християнська культура Патріарх Алексій II діаспора розкол в Україні іконопис 1020-річчя Хрещення Русі Митрополит Володимир (Сабодан) церква і суспільство Церква і влада вибори Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність церква та політика Голодомор секти Президент Віктор Ющенко автокефалія конфлікти Археологія та реставрація педагогіка Католицька Церква УПЦ КП забобони комуністи та Церква молодь УГКЦ краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну Мазепа милосердя Священний Синод УПЦ монастирі та храми України церковна журналістика Церква і медицина шляхи єднання Ющенко постать у Церкві Церква і політика Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-киевски»: Формула жизни - помнить и верить



«Газета по-киевски», Марина Петик, 27.01.2007

Эту церковь на Почайнинской сразу и не заметишь. Только внимательный прохожий может обратить внимание на скромную табличку - "старообрядческая церковь Успения Богородицы". За воротами покосившиеся от времени домишки, словно сгорбившиеся от тяжести лет. И свои правила, гораздо более строгие, чем в наших, так называемых Никоновских церквях.

 

В брюках? К дверям!

 

Если бы сейчас на улице было лето, то можно было бы обнаружить среди заасфальтированного и застроенного Подола кусочек огорода, на котором растет капуста, зелень, огурчики, на деревьях зреют яблоки. Обитатели церкви ведут обычное натуральное хозяйство, как и много-много лет назад. Но зимой клочок земли пустует. В покосившемся от времени домике при церкви живет отец Алексей, настоятель старообрядческой церкви, с матушкой и двумя детьми.

В выходные дни в старенькой церкви собираются человек 50-60 прихожан. В одно из воскресений решила туда заглянуть и я. Служба была в самом разгаре, и я тихонько стала пробираться от дверей к центру - чтобы все лучше увидеть. Но не тут-то было.

- Ишь, смотри-ка, вырядилась, - зашушукались сзади. - В брюках в церковь пришла!

- К дверям, иди к дверям, - раздалось сзади очень сердито.

Я тихонько переместилась в другую сторону, став у стенки. Но и тут меня не оставили в покое. Каждая женщина считала своим долгом подойти и сделать замечание - в нашу церковь, мол, в таком виде не ходят. Мне, честно говоря, стало очень неудобно, ну не подумала я о внешнем виде, хотя и знала что старообрядцы - люди очень строгих правил. А ведь отец Алексей меня предупреждал - в его церкви придерживаются всего, что было писано еще до известного раскола церкви.

- Вот придете к нам на венчание и обратите внимание - в «новой» церкви жениха и невесту будут водить кругом против часовой стрелки, а у нас наоборот. Потому что так положено - вслед за Христом, вслед за солнцем, - пояснял батюшка отличия службы у староверов. - И службы наши гораздо дольше, потому что мы ни одной молитвы не сократили, все читается так, как и было несколько веков назад.

Стоя сзади, вытянула шею, пытаясь ничего не пропустить. Вокруг одни женщины, разных возрастов - совсем молодые и старенькие бабушки. Перед каждой на полу лежит небольшой коврик - во время молитвы они встают на него коленями, отбивают поклоны. Мужчины стоят впереди, их меньше. У некоторых из них свитера или рубашки подвязаны поясами.

- Так принято у старообрядцев, - говорит матушка. - После крещения и мальчикам, и девочкам завязывают поясок, который они потом носят всю жизнь.

- А почему мужчины стоят впереди, а женщины сзади?

- Это правило поведения в церкви, - улыбается матушка моей неосведомленности. - Сейчас в Никоновской церкви все смешалось, и женщины и мужчины стоят вместе. А вообще по церковным правилам есть определенный порог, за который женщины не переходят.

 

Почтенные бородачи

 

На этот раз батюшка в своей небольшой проповеди рассказывал о правилах крещения.

- Моду сейчас взяли, не окунать в воду человека при крещении как положено, а обливать святой водой. А то и вовсе брызгать на него. Откуда все это пошло, не знаю. Даже митрополит Владимир издал указ, чтобы в церквях обязательно окунали в воду при крещении.

Прихожане слушали внимательно, женщины продвинулись вперед, чтобы не упустить ни слова.

Пожилые мужчины-старообрядцы до сих пор не бреют бороды. Самый почтенный из бородачей - Федор Филиппович Смирнов, крепкий дедушка 77 лет.

- Я родом из теремковских старообрядцев, - рассказывает Федор Филиппович, оглаживая свою абсолютно белую бороду. - Сейчас уже забыли, что Теремки - это старообрядческое поселение. Когда-то там стояло примерно тридцать дворов, издали похожих на терема. Отсюда и название пошло. Мои предки бежали от царских гонений с Орловщины. Тут, под Киевом, брали в аренду церковные земли, обрабатывали их, а овощи везли продавать на базары. Старообрядцы всегда жили очень дружно, отличались трудолюбием и честностью.

Федор Филиппович вспоминает, что воспитание в семье было очень строгое. Пока отец или дед не сели за стол, никто не имел право приступать к еде. Встав утром, можно было только умыться, и сразу приступали к молитве. Молились и перед едой, и на ночь, обязательно соблюдали все посты.

- Я и сейчас стакан воды без того, чтобы перекреститься и прочитать про себя короткую молитву - не выпью. Вот и болезни меня не берут, потому что нечистый креста боится, - выдает "тайну" своего долголетия Федор Филиппович.

 

Замуж только за своего

- А чего женился поздно? Все искал девушку своей веры и нашел тут, в Киеве. И своей дочке наказывал выходить замуж только за старовера. Ее жених оказался верующим, но из «новой» церкви. Мы его перекрестили тут у нас, через миропомазание, так что они теперь оба ходят в нашу церковь. И внуков своих я тоже сюда привожу.

Еще отец Алексей мне рассказывал, что настоящие старообрядцы стараются жениться или выходить замуж за своего, тоже старовера. Ну, а коли уж полюбили кого-то из другой веры, то тогда родители при знакомстве с будущим родственником ведут разговор - где, мол, венчаться будем? Был случай, когда жених ни в какую не захотел идти в «старую церковь». Тогда отец Алексей посоветовал своей прихожанке, девушке глубоко верующей, обвенчаться в обычной церкви. "Главное, чтобы ты свою веру не забывала", - сказал он ей перед свадьбой.

На Дунайщине еще сохранились и традиции празднования свадьбы. Гуляют там три дня, но только в середине прошлого столетия староверы стали на своих свадьбах танцевать, а до этого ни-ни, даже музыка не звучала.

Пожилые прихожане сокрушаются, что нынче детей старообрядцев воспитывают не так. Интернет, телевизор, кино, развлечения - все это допускается. А куда деваться, коли живут они в цивилизованном обществе, дети ходят в обычные школы, учатся в вузах.

- У меня и у самого телевизор есть, - хитренько щурится дедушка Федор Филиппович. - Я ведь окончил институт, по образованию инженер.

 

Александра, молодая прихожанка, занимается с детьми в воскресной церковной школе, а вообще работает воспитательницей в детском саду.

- Как ваши коллеги относятся к вам, не спрашивают, почему вы ходите "не в их церковь"?

- Нет, многие из них даже и не подозревают, что я из староверов. Возможно, их это просто не интересует. К сожалению, по поводу староверов у людей, далеких от церкви, очень искаженное представление.

Кажется, мои вопросы немножко обидели Александру.

Сам отец Алексей рассказывал, что истинных староверов в Киеве человек 200, других скорее можно назвать потомками староверов. Они не всегда ходят в церковь, да и в семье уже не соблюдают традиции. Но помнят, откуда их род пошел. И хотя бы раз в году на Рождество или Пасху в старенькой церкви собирается очень много народу.

Спорный вопрос

Кто вернет церковь старообрядцам?

К сожалению, церковь на Почайнинской, 26 находится в аварийном состоянии. Помещение не отапливается, да и света тут не хватает. По словам отца Алексея, когда-то старообрядческой общине принадлежал дом по адресу Григория Сковороды, 9-б (тогда эта улица именовалась Набережно-Никольской). Но в далеком 1934 году обе церкви были национализированы большевистской властью. Через некоторое время здание на Почайнинской вернули, а вот о второй церкви как-то забыли. Сейчас помещение на Г.Сковороды находится в коммунальной собственности города, а арендует ее Академия наук для архива института археологии.

- Мы уже и письма в администрацию писали с просьбой разобраться в ситуации и вернуть нам нашу церковь, но в ответ получаем лишь отписки: это помещение не ваше и точка, - рассказывает отец Алексей.

- Нет никаких сомнений, что это помещение принадлежало именно старообрядческой церкви, - считает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института археографии и источниковедения НАН Украины Сергей Таранец. - В подтверждении этого можно привести генеральный план Киева от 1925 года. Говорят, что здание не имеет никаких внешних церковных признаков. Но в царской России было запрещено старообрядцам строить церкви по образу православных, на старообрядцев были гонения и они скрывали свои церкви как могли.

 

 

Справка "Газеты..."

 

Первые старообрядцы появились в Киеве в конце 18 - начале 19 веков. По официальным данным 1913 года в Киевской губернии проживало 14562 старообрядца, из них 1586 - в Киеве. Надо добавить, что численность старообрядцев официальными властями царской России всегда занижалась. До революции в Киеве были две старообрядческие церкви - Успенская и Вознесенская, а так же один молельный дом.

Сейчас в дельте Дуная проживают 12 тысяч староверов, центр - город Вилково.

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.