УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 188 посетителей

Теги
Археологія та реставрація секти шляхи єднання діаспора забобони Церква і влада монастирі та храми України Церква і медицина Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) Священний Синод УПЦ милосердя Президент Віктор Ющенко молодь розкол в Україні церковна журналістика Доброчинність вибори Мазепа Голодомор Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква та політика Католицька Церква УГКЦ церква і суспільство педагогіка Предстоятелі Помісних Церков Києво-Печерська Лавра комуністи та Церква Церква і політика автокефалія Ющенко українська християнська культура УПЦ КП іконопис конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі краєзнавство постать у Церкві






Рейтинг@Mail.ru






«Притвор» (Киев): Виноват ли дьявол?



«Притвор» (Киев), Вовк Марк, 23.03.2007

«У меня в жизни чёрная полоса, не иначе, как порчу навели...», «Муж начал выпивать - знакомые сделали...», «Дочь в последнее время ведёт себя странно - замыкается от окружающих, грубит, злиться без всякого повода - может в неё кто беса вселил?» - нередко мы слышим подобное от родных, знакомых или просто чужих людей на улице. Ведь сейчас, когда в открытую говорят и пишут о магии и колдовстве, такие заявления кажутся вполне естественными.
И главное, многое оправдывают. Не так ли?

Тяжелый экономический и социальный кризис порой способен загнать в житейский тупик. Человек оказывается слишком слаб, а ответственность пытается переложить на кого-то еще и, зачастую, крайними оказываются силы зла. К любой неприятности, проблеме, к любому горю неизменно стараются приписать дьявола, дескать, это он виноват. Но в большинстве случаев такие жалобы не оправдываются. Люди добрые, да с чего вы взяли, что на вас что-то навели или что-нибудь вам сделали?

Нет, я ни в коем случае не могу утверждать, что не существует ведьм, колдунов, чёрной магии, и что бессмысленно верить в наведение порчи или вселении беса - эти явления, пожалуй, имеет место. Но проблема в другом: каждый второй пытается примерить их на себя. Такая, можно сказать, мода пошла. И это не удивляет: гораздо проще сослаться на пресловутое колдовство, чем самому попытаться разобраться в своих проблемах и решить их собственными силами. Давайте рассмотрим это на конкретных примерах, которых, к сожалению, достаточно.

Передо мной уже не молодая, но еще достаточно красивая и ухоженная женщина. Хорошо одета, со вкусом подобранные украшения, в разговоре с ней чувствуется интеллигентность и образованность. Марина Васильевна утверждает, что на ней порча, а сделали такую пакость подруги. На мой вопрос, почему она так решила, женщина презрительно вздёрнула головой: «Я знаю точно. Они завистливы и решили таким способом мне досадить. А еще люди рассказывали, что эти ведьмы говорили за моей спиной. Да они просто умирают от зависти, что я лучше их устроилась, что я веду интересный и разнообразный образ жизни...»

Из дальнейшего разговора узнаю: это подруги сделали так, что от Марины Васильевны отвернулся муж, дети стали грубить, не обращают на неё внимания, начались частые ссоры с матерью, да и вообще в жизни - чёрная полоса.

На вопрос, в чём заключается её интересный и разнообразный образ жизни, Марина объясняет: с недавних пор муж начал неплохо зарабатывать и наличие денег дает ей возможность отдыхать за границей, уделять больше времени себе (шейпинг, массаж, салон красоты), ходить на премьеры и в дорогие ночные клубы...

Стоп! Теперь я с уверенностью могу поставить свой «диагноз» - это не порча и нечистая сила здесь ни при чём. Давайте взглянём на все происходящее со стороны.

Марина - не бедная женщина и, вполне логично, вызывает некоторую зависть со стороны менее удачливых подруг. Это абсолютно нормально - достаток всегда был предметом зависти, а то, что хорошая, обеспеченная жизнь закрыла женщине глаза на семью и близких, совершенно очевидно. Поездки за границу и занятость собой не могли не сказаться на отношениях в семье. Возможно, виновато именно её частое отсутствие и свободный образ жизни вдали от близких, которые нуждаются в ласке и заботе хранительницы домашнего очага. Именно хранительницы домашнего очага, а не светской львицы. Совместить первое со вторым женщине не удается, винить в чём-либо себя она, конечно же, не отважится, вот и перекладывает все проблемы на тёмные силы, вместо того, чтобы взглянуть на них объективно.

Эльвира - молодая мама. В жизни ей устроиться не удалось, с семейной жизнью тоже не сложилось - муж ушел, оставив её с ребёнком на руках. Самое большое горе молодой женщины то, что у сына ДЦП. В своем несчастье Эльвира обвиняет бывшую свекровь - это она разлучила их с мужем, а на внука наслала болезнь, назло невестке. Оказывается, бывшая свекровь невзлюбила её сразу, вот и поломала женщине жизнь.

Банально, но соседи Эльвиры делятся своими соображениями по этому поводу. Еще с института девушка вела, скажем так, свободный образ жизни - алкоголь, сигареты, наркотики, беспорядочные половые связи. Придя в дом будущего мужа знакомиться с матерью, она сразу же бесцеремонно закурила, показала свое увлечение алкоголем и не очень-то утруждалась показать себя с лучшей стороны, что, конечно, не могло понравиться будущей свекрови. Вот и возникла неприязнь.

После свадьбы Эльвира решила «завязать» с прошлым. Но не тут-то было - не так просто избавиться от алкогольной зависимости и бросить курить, а дружба с бывшими половыми партнёрами вызывала лишь скандалы с мужем. В конце концов, он ушёл к другой - женщине, без такого бурного прошлого.

А в болезни сына виновата только сама мать - разве можно было выносить здорового, нормального ребёнка после всей гадости, которая прошла через организм матери?

Петр Александрович твёрдо уверен, что сына напоили чем-то вроде приворотного зелья.

Максим решил жениться на девушке, которая на несколько лет старше его. Родители против такого выбора, в основном из-за материального положения девушки - у избранницы сына большая семья и её родители не смогут ничем помочь молодоженам.

«Не пойму, что он в ней нашел - недоумевает Петр Александрович - некрасивая, фигуры совсем нет, образование среднее... Да она не подходит Максиму хотя бы по интеллектуальному уровню. Я познакомил его с дочерью друга - красавица, умница, эрудированная, хорошо обеспеченная девушка, но сына словно привязали к Наташе. Они вместе уже три года и все это время сын ни разу не взглянул на другую. Думаю, тут не обошлось без колдовства».

Действительно, рядом с красивым, образованным Максимом, Наташа кажется глупой серой мышкой, но парень с улыбкой объясняет свой выбор: «Наташа особенная девушка, и любовь её - тоже особенная. Она добрая, общительная и очень меня жалеет, а еще Наташа - настоящий друг. Она всегда выслушает и разделит мои проблемы или порадуется вместе со мной. Для меня это самое главное. И потом, я считаю Наташу порядочной девушкой, в отличие от тех избалованных красавиц, которых выбирает для меня отец».

Друзья Максима полностью с ним согласны - у Наташи большая, светлая душа и парню повезло с девушкой, но родителям, смотрящим на внешнюю красоту и материальное положение, не оценить душевной красоты девушки.

У Анжелы большое горе. Полгода назад её единственный 25-летний сын наложил на себя руки. Женщина уверена, что тут не обошлось без происков дьявола. В доказательство своей теории, Анжела рассказывает историю о том, как ей удалось обнаружить в кармане сына неизвестно откуда взявшуюся землю.

«Ваню любили все - такой он был человек. У него и врагов-то не было, кроме бывшей жены. Это она сделала сыну «на смерть», подсыпав земли с кладбища в его карманы - не могла никак простить, что сын её бросил».

На самом деле эта история оказывается обыденной, хоть и страшной. Муж от Анжелы ушел сразу после рождения сына, поэтому неудивительно, что всю свою любовь и заботу женщина отдала ребенку. Он стал для неё смыслом жизни, и в этом заключалась вся трагедия. С самого детства Анжела чересчур опекала сына и с возрастом материнская любовь только усиливалась. Как в детстве мать выбирала Ване игрушки, книжки, увлечения, друзей, всячески стараясь быть в курсе его жизни, так в юности пыталась контролировать парня во всем: чем занимается, с кем встречается, какую музыку слушает, на что тратит карманные деньги, где проводит свободное время. Дошло до того, что в доме появился негласный распорядок дня, по которому сын должен был жить. В противном случае Анжела немедленно хваталась за сердце и начинала плакать. Даже когда сын вопреки желанию матери женился, Анжела не перестала его контролировать, а направила все силы, чтобы развести Ваню с молодой женой. И это ей удалось. После развода мать стала еще заботливей и юноша оказался в положении «маминого сынка». Девушка, которую он любил, ушла и уже во второй раз вышла замуж, нелюбимая работа, подысканная матерью, насмешки коллег, отсутствие друзей и ежедневный, полный отчёт по каждой мелочи. На любые попытки сына что-либо изменить, Анжела реагировала неадекватно - плакала, обижалась, обвиняла в неблагодарности и кричала: «Ты меня в гроб загонишь!» Несколько раз Ваня пытался уйти, но мать угрожала самоубийством. И вот, однажды молодой человек не выдержал, поняв, что вдвоем с матерью он жить не может: либо он загонит её в гроб, либо наоборот. Сын выбрал последний вариант, шагнув с 12-того этажа...

Эту историю рассказали знакомые несчастного Вани, даже не друзья - друзей у него не было. А мать так и не захотела понять истинную причину такого поступка сына, обвиняя весь белый свет и, в частности, бывшую невестку, но не себя. Единственно правильным объяснением ей кажется, вмешательство потусторонних сил и другого объяснения она не находит - ведь сын не мог оказаться таким неблагодарным и оставить её совсем одну на старости лет, не мог причинить матери такого горя. Это только дьявол толкнул его с двенадцатого этажа.

Маленькая, щуплая Зоя, еще не старая, но уже в возрасте женщина, обвиняет свою соседку в колдовстве. Проще говоря, из-за зависти соседки-ведьмы, её дочери не могут выйти замуж.

Я знакома с обеими дочерьми Зои - старшей уже 27 лет, а младшей 25. Девушки действительно в возрасте, но причина их неудач в поисках подходящих партий кроется вовсе не в соседке, которая якобы ведьма, а, прежде всего - в них самих. Дело в том, что Зоя с мужем неплохо устроились в сельской глубинке, прежде всего в материальном плане. Поэтому дочерям папа с мамой постарались дать всё самое лучшее: девочки с детства не знали ни в чём отказа, ставя тем самым себя немного выше других. Обе закончили престижные вузы, получили хорошее образование. Зоя постаралась на славу и дала детям еще и хорошее воспитание, но вместе с тем и внушила девочкам, что они особенные и достойны всего самого лучшего в этой жизни, в том числе и мужей.

Но времена изменились, изменилось и экономическое положение в семье - муж Зои умер, сама она осталась без работы, а девушки из-за своих высоких требований не смогли найти работу в городе, вот и вернулись после окончания вузов домой, в деревню. Все попытки устроиться в жизни исчерпались, осталось только выйти замуж. Но вот незадача, бывшее положение и хорошее воспитание дают о себе знать, вот и не подходят простые сельские парни девушкам для брака. Согласно маминой установке, жених должен быть мужественным, умным, эрудированным, знать правила этикета и уметь правильно разговаривать, а еще - должен лелеять жену и полностью обеспечивать семью. Это - как минимум. Вот и ждут сёстры принцев, которых в селе явно не наблюдается.

На себя и на дочерей Зоя пенять не может, да и смелости не хватает признать собственную ошибку (ведь хорошее воспитание, по сути, переросло в чрезмерные требования и заносчивость), винить в этой проблеме некого, вот и оказалась крайней соседка-ведьма.

Как видно из примеров, чаще всего вмешательством потусторонних сил человек пытается оправдать собственные недостатки: лень, глупость, жадность, недальновидность. Вместо того, чтобы разобраться в себе, обратиться за помощью к психологу или даже врачу, люди бегут к целителям. Вот и тянуться длинные очереди к гадалкам, колдунам, знахарям в надежде изменить жизнь к лучшему. А именно от повышенного спроса в этой области появляются шарлатаны, лжецелители которые за умеренную (и не очень) плату обещают избавление от всех неприятностей. А неопытному «клиенту», особенно если он обращается за помощью впервые, совсем непросто определить кто перед ним: действительно человек с необычным даром или обманщик.

Сейчас специалисты уже не закрывают на это глаза, как на прихоть, а считают проблему действительно серьезной. И усугубляется она, прежде всего, «дикостью» нашей жизни. Западные ориентиры, которые так резко начали нам навязывать в последнее десятилетие и наша устойчивая мораль, сформированная в советские времёна, не могут пребывать на одном уровне. «Советское» воспитание не воспринимает «западного» - зачастую, первое имеет старшее поколение, а во втором воспитываются наши дети и внуки. И для старшего поколения вовсе не приемлемы такие понятия как половая связь до брака, однополые отношения, феминизм или чисто духовные проблемы, а именно здесь кроются причины конфликта поколений.

К сожалению, даже обращение за помощью к квалифицированному психологу не входит в наше понятие нормы. Ведь толковых специалистов практически нет, уровень жизни унизительно низок, да и просто не привыкли мы выносить свои проблемы на люди. А было бы совсем неплохо выслушать мнение незаинтересованного человека и получить помощь. Ведь берут же от запада худшее, почему же не взять немного лучшего?

Уверена, что у каждого из читателей нашлось бы, что сказать на эту тему, но не будем слишком углубляться в проблему. Ведь вывод ясен: вместо того, чтобы разобраться в себе, взглянуть изнутри на свою беду, людям легче искать посторонней помощи, обвиняя во всём черную магию.

Сегодня киевский психиатр Георгий Огородников отмечает появление среди людей «помешательства на порче»: «Некоторые настолько боятся колдовства и разной магии, что порой не задумываясь, отравляют жизнь себе и близким. У одной из моих пациенток развилось даже серьезное заболевание на этой почве. Женщина увешала иконами весь дом, над окнами и дверями начала втыкать ножи, чтобы не вошли злые духи, убрала все зеркала, регулярно поджаривала на сковородке священную соль. Запретила близким приглашать кого-либо в дом в виду того, что чужие могут принести беду. В результате, несчастную отдали в руки врачей ее же собственные дети, уставшие от такой жизни. И такие случаи не единичны. К примеру, одна моя знакомая, обнаружив утром землю у себя перед порогом, пыталась избить свою соседку, о которой ходили слухи, что она ведьма. Можете представить её стыд, когда обнаружилось, что это дети рассыпали землю, неся показать маме испечённый из грязи «торт»...

Думаю, вскоре официальная медицина даст какое-то название этому массовому помешательству, вроде «дьяволомания» или что-нибудь еще...»

Хочу сказать, что осторожность и осмотрительность не помешают никогда, но помните: «Що занадто, то не здраво». Ведь нужны веские причины, чтобы сказать: «на меня навели порчу» в противном случае вы рискуете деньгами, временем, собственными силами, и психическим здоровьем. А еще ни в коем случае нельзя избавлять себя от ответственности за свою жизнь и свои поступки, а тем более перекладывать её на того, кто не сможет отвечать за своё вмешательство. Вот тогда нередко и оказывается крайней нечистая сила, и опускаются у людей руки, угасает надежда что-либо изменить в своей судьбе и человек, склонив голову, переносит все её удары, даже не пытаясь бороться.

Но ведь стоит же...

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.