УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 65 посетителей

Теги
вибори автокефалія педагогіка Києво-Печерська Лавра Католицька Церква іконопис Мазепа Доброчинність молодь Церква і політика Президент Віктор Ющенко комуністи та Церква церква і суспільство українська християнська культура церковна журналістика секти Вселенський Патріархат УПЦ КП Голодомор УГКЦ Священний Синод УПЦ церква та політика Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і влада діаспора постать у Церкві забобони краєзнавство Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина Археологія та реставрація шляхи єднання розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков монастирі та храми України Патріарх Алексій II 1020-річчя Хрещення Русі конфлікти милосердя






Рейтинг@Mail.ru






«Русичи» (Севастополь): Земной путь. Памяти протоиерея Георгия Северина



«Русичи» (Севастополь), Галина Мамыко,13 - 26 марта 2007

Когда из жизни уходит дорогой человек, сердце отзывается огромной болью, словно и твоя жизнь обрывается вместе с его дыханием. Когда уходит духовный отец, душу посещает особое сиротство, это сиротство не поддается описанию словами. Я говорю о кончине наших духовных отцов, этих земных ангелов, воспитывающих верующих людей в крепости духа и в преданности основам Православия. Издревле высоко ценилась на святой Руси историческая миссия духовных наставников, связь которых с чадами своими признавалась крепче и важнее, нежели кровные родительские узы со своими детьми. Потому что духовное всегда является первоосновой всего остального в жизни нашей. И перед Богом за нас будут отвечать в первую очередь именно духовные, а потом отцы по плоти. Ибо основная миссия по спасению души в первую очередь возложена на земле на духовных наставников. Непослушание своим духовным отцам всегда считалось одним из тяжких грехов.

2 марта было девять дней, как крымскую православную общественность потрясло известие о кончине духовного пастыря, настоятеля симферопольского храма Трех Святителей, Республиканского Благочинного протоиерея Георгия (Северина), 65 лет от роду. Человека святой души, безгранично преданного Богу и прожившего в святоотеческом послушании заповедям Иисуса Христа, обязательного в порученном ему деле, скромного, непритязательного в быту, покрывающего человеческие немощи христианской любовью и смирением. Помимо высочайших человеческих и духовных качеств, о. Георгий был широко известен в православных и общественных кругах как человек глубокой образованности, получивший высшее духовное образование, свободно владевший иностранными языками. Он никогда не афишировал свои личные дарования. Но те, кто был удостоен общения в церковной среде, видели его незаурядность, ощущали, какими яркими дарами наградил Господь своего избранника. На службах в храме во многом благодаря вдохновению пастыря, вкладывающего сердце в каждую из Литургий, царили тишина и благоговение. Это проникающее до самых глубин души и покоряющее красотой молитвенное, звучное песнопение отца Георгия приводило в трепет и благоговение, помогало в молитвенном единении. Он был наделен тонким музыкальным слухом, очень красивым голосом, сам умел петь и других учил. Под его началом в храме Трех Святителей родился один из лучших крымских клиров. Отец Георгий обладал блестящим знанием церковной истории, владел как устным, так и письменным словом. Емкие и краткие, несущие высокую нравственную воспитательную силу, пробуждающие в людях стремление к духовному очищению, проповеди этого святого отца из месяца в месяц, из года в год собирали ранним воскресным утром полный храм. Часто верующие, покоренные искренностью и сердечностью слов духовного пастыря, плакали вместе с ним, внимая общей с ним боли за грехи людские перед Богом. По сей день уже много лет каждое утро в Свято-Троицком монастыре в центре Симферополя начинается с пения акафиста перед мощами Святителя крымского Луки. Этот акафист написан протоиереем Георгием (Севериным). Не многие знают, что, помимо данного текста, им написаны еще и другие молитвенные тексты. Так, например, бесценный по своей значимости для всей православной общественности как на Украине, в России, так и за пределами наших земель акафист "Всем святым, в земли Тавричестей просиявшим". Ведь наш Крым - это не просто полуостров, а это святая земля Крымского Афона, где подвизались в разные века с первых веков от Рождества Христова многие и многие сотни святых подвижников. Ни одна епархия в России и на Украине не обладает таким огромным сонмом святых, как наша, насчитывающая более полуторы тысяч святых, Богу угодивших. С благоговением относившийся к нашим сродникам, как называл святых отцов отец Георгий (Северин), понимавший великую значимость их жизненного подвига, пострадавшим при жизни за Христа, и теперь перед престолом Божьим ходатайствующим за нас, убогих, отец Георгий и написал этот бесконечно прекрасный и ценный своим внутренним духовным, молитвенным, исторически-фактажным наполнением акафист.

Буквально в последние недели своей жизни, тяжело больной, отец Георгий продолжал служить в храме Божественные Литургии, преподавать в Духовной семинарии, пребывал в постоянной молитве, и даже в домашней среде, спеша завершить начатое, не делал скидок на болезнь, а трудился над текстами. Обязательный и верный данному слову, верный обету послушания, он незадолго до своей кончины успел завершить составление текста, по просьбе руководства Санкт-Петербургской семинарии, акафиста священномученику Вениамину Петроградскому, расстрелянному в 1918 году большевиками. (В настоящее время в Симферополе на Московском кольце освящен правящим архиереем митрополитом Лазарем закладной камень и идет строительство церкви, посвященной памяти этого святого). Интересен такой факт из жизни отца Георгия, как свидетельство духовной преемственности. Священномученик Вениамин Петроградский был духовным отцом ставшего впоследствии митрополитом Крымским Гурия. В свою очередь митрополит Гурий был духовным отцом нашего отца Георгия (Северина).

Во время службы настоятель преображался. Уже изнемогавший от болезни, в церкви он словно получал новые силы и обретал новый голос. Да и сам отец Георгий отвечал пекшимся о его здоровье прихожанам в ответ на просьбы помочь лекарствами: "Мое главное лекарство - служение Господу. Силы я черпаю в Причастии Тела и Крови Христовой". И действительно, этому чуду никто не мог дать объяснения, когда не просто многократно, а всегда зашкалившее у отца Георгия за 200 перед службой давление после Литургии и Причащения Тайн Христовых возвращалось к норме.

В силу своего смирения он не стремился к известности. Он не афишировал и другой свой дар - иконописца. А ведь есть духовные чада, получившие доступ к некоторым из таких святынь, написанных его рукой, которые он передал этим людям в дар. Правда, лишь спустя время, случайно выяснилось, что автором подаренных икон является сам отец Георгий.

Отец Георгий обладал широкой милостивой душой, был необыкновенно щедр и отзывчив. Его сердце было благодарным и всех жалеющим. Наверное, каждый из его духовных детей познал на себе силу молитв и любви своего наставника. Он передавал нищим, больным, страждущим, нуждающимся гостинцы, продукты, милостыни. Многие знали, что если отец Георгий помолится, то помощь в просимом придет. Запомнилось, как после Литургии к нему, еле передвигая ноги, подошла старушка, пожаловалась, что ей крайне плохо с сердцем. Он сердобольно возложил ей руку на голову, сказал тихо и с убедительной верой в голосе: "Пусть будет хорошо". Сегодня эта старушка здравствует, а его уже нет. Знаю также и о таком случае, когда долгое время в одной семье москвичей не могли в храм внести младенца, он каждый раз сильно кричал, плакал, стоило с ним войти в храм. Когда этого младенца привезли в Симферополь к отцу Георгию и батюшка возложил руку на него, помолился, ребенок перестал пугаться, успокоился и с тех пор в церкви ведет себя спокойно.

Батюшка говорил нам, своим духовным детям, чтобы мы молились друг за друга, ибо мы все - родные между собой, потому что Христовы. Он говорил о важности стяжания людьми взаимной любви друг ко другу, без этого нет спасения душе. Сам же был в этом примером для всех. Прихожанам нашего храма, а также тем, кто знаком был с Республиканским Благочинным, довелось быть свидетелями этого его высокого духовного качества, дара любви Христовой к людям.

Был в его пастве юноша, страдавший из-за перенесенной в 16 лет травмы головного мозга и от того подверженный некоторым психическим отклонениям. В течение многих лет отец Георгий, внимая в том числе и сердечным просьбам матери этого юноши, изо дня в день молился за немощного, молился слезно и в алтаре, и дома. Парень имел обыкновение после каждой службы ждать настоятеля во дворе с разными вопросами, иногда эти вопросы повторялись, иногда страдалец не мог выразить свою сбивающуюся мысль. Батюшка терпеливо выслушивал, приглашал в служебный домик на территории храма, разъяснял суть спрашиваемого, клал руку на голову больного, иногда дарил ему с повелением вкушать алтарные просфоры, святые масла, крещенскую воду. Тот успокаивался, стремился жить так, как велел духовный отец. Постепенно самочувствие этого юноши стало улучшаться, в настоящее время он практически здоров, его интеллектуальные способности восстановились и он поступил в высшее учебное заведение, перешел на второй курс, а домашние уже забыли, когда и лежал в последний раз в больнице. Удивляются и доктора тому факту, что энцефалограммы его мозга показывают позитивную динамику. В последние два года он уже обходится без тех специальных сильнодействующих лекарств, на которые поначалу медицина делала чуть ли не пожизненную ставку.

Отец Георгий говорил, что "совершенно не важно, сколько лет человеку дано прожить. Эта жизнь временная. И ее главная суть не в количестве отведенных земных лет, а в том, насколько очистилась душа и насколько подготовлена душа для встречи с Господом. Ведь у Бога все живы, и предназначение для человеческой души изначально в Царстве Небесном. А человек, не радеющий при жизни о спасении души, обрекает ее на вечные муки в безднах ада". В нашем храме неоднократно в течение последних лет по молитвам отца Георгия были случаи исцеления от раковых заболеваний. Силу его благословения знал каждый. Уже если батюшка благословил, то задуманное пройдет благополучно. Известны случаи такого порядка, когда прихожане просили молиться за своих неверующих родственников. И действительно, спустя время те люди начинали посещать храм, приходили к Богу, изменяли свою, до того полную мирских нечистот, жизнь, устремлялись к жизни Богоугодной в чистоте, по христианским канонам. Помню, как однажды, в сильную засуху, когда уже весь Крым изнемогал от длительного бездождия, отец Георгий пригласил всех прийти на утро на молебен, чтобы просить у Господа милости в ниспослании на крымчан дождя. Сказав это, он ушел молиться. Не прошло и двух-трех часов, как на Крым обрушился ливень, и шел до тех пор, пока вся земля не насытилась влагой. Утром отец Георгий отслужил благодарственный молебен и объяснил затем нам, что Господь отвечает не только на наши молитвы, но видит и наши намерения, и может уже только за готовность молиться наперед исполнить прошение. Однако, смею добавить, за этими словами отца Георгия скрывалось одно из тех чудес, которые способна была творить его личная молитва.

В последний месяц в его жизни были особые чудесные явления, свидетельствующие о святости души отца Георгия, о том, что его молитвы угодны Богу. Так, рассказывает одна из духовных дочерей отца Георгия, около трех недель назад он, выйдя после Литургии из алтаря, передал этой женщине лимон со словами: "Это вашей маме". Откушав с чаем намоленного лимона, больная старушка получила исцеление от многолетней невралгии. Он был внимателен к каждому из прихожан, знал, какие у кого проблемы, нужды. Часто можно было наблюдать, как отец Георгий интересуется то у одного, то у другого верующего здоровьем болеющих родственников. Во время алтарной молитвы он не просто читал имена по поданным запискам о здравии, но и от себя каждый раз на память перечислял бесчисленный список имен своих духовных детей. Фактически это были имена каждого из нас, посещающих храм Трех Святителей. Супруга отца Георгия, матушка Зинаида, признается, что если батюшке кто попадал на память, так уж молился за такого всю жизнь.

Каждый человек, учил нас о. Георгий, создан по образу Божьему, оскорбляя человека, мы оскорбляем Творца. Грехи чужие он учил нас покрывать любовью. "Как быть, если в твоем присутствии осуждают другого человека?" - спрашивали духовные чада. Батюшка советовал не втягиваться в пересуды, а про себя творить в этот момент молитву Иисусову. Предостерегал от беспричинных пропусков воскресной Литургии, которую по своей значимости называют малой Пасхой.

Отец Георгий учил нас твердо стоять за основы чистоты Православия, указывал на пагубность раскольничества, филаретовщины, говорил о Православной вере как единственном источнике спасения души, предсказывал небывалые потрясения как в нашей стране, так и в целом в мире в ближайшие 15-20 лет. При этом подчеркивал важность пребывания в молитве, внутри церковной ограды, в церковном окормлении как главном условии защиты верующего человека от напастей.

Последней просьбой отца Георгия, которую в день Прощеного воскресения он просил из больницы передать через священников своим прихожанам, была просьба простить его. Когда в реанимацию к отцу Георгию приехал прощаться митрополит Лазарь, то, по признанию владыки, отец Георгий на тот момент был в сознании и просил у него прощения. В свою очередь правящий архиерей просил прощения у отца Георгия, Крымского Благочинного. В этом для каждого из нас тоже великий пример христианского смирения.

Он чувствовал, что скоро уйдет. Видно, как это бывает со святыми угодниками, ему было открыто свыше приближение кончины. Не случайно в последний в своей жизни День Ангела, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, настоятель храма вышел к пришедшей поздравить его пастве в особо праздничном облачении, впервые за свою жизнь надев награды. А их было столько, что люди ахнули: грудь отца Георгия буквально сверкала. Крест Патриарха Вселенского, Второй крест с украшениями, Патриарший крест Патриарха Всея Руси Алексия II, орден президента «За заслуги» III степени, ордена и медали, среди которых была и та одна из высших церковных наград, которую привез из Москвы от Патриарха на 65-летие Крымского Благочинного прт. Георгия (Северина) митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и торжественно в День Ангела вручил. Тогда мы все, духовные дети отца Георгия, сгрудились вокруг него, светлого ликом, ласково и кротко улыбающегося, и впервые в жизни, как бы прощаясь, фотографировавшегося на память со всеми нами.

С 22 по 25 февраля в храме Трех Святителей круглыми сутками священники со всего Крыма по очереди читали Евангелие над гробом с телом новопреставленного Крымского Благочинного. Трое суток подряд у гроба совершались панихиды, бесконечной вереницей шли люди. 25 февраля, в воскресный день Торжества Православия, храм Трех Святителей являл собой трогательное зрелище. Казалось, весь Крым пришел проститься со святой жизни старцем. К гробу с телом новопреставленного возлагались цветы от митрополита, иноков, монахинь, священников, верующих, учащихся духовной семинарии, которым отец Георгий преподавал основы церковных знаний. Священников во главе с правящим архиереем было столько, что их ряды от центра храма стояли вплоть до алтаря. Люди стояли так плотно друг к другу, что из-за тесноты с трудом можно было поднять руку, чтобы перекреститься. Митрополит отслужил Литургию, затем отпевание. Отпевание длилось не обычные 30-40 минут, как принято при отпевании простых смертных, а три часа. Это было потрясающее молитвенное стояние духовников и верующих, возносящих едиными устами и единым сердцем прошение об упокоении души новопреставленного. "Со святыми упокой! Упокой, Господи!" - взывал громозвучно хор священников, и митрополит, стоявший в центре, у гроба, возносил руки к небу, как бы помогая общей молитве возноситься к Престолу Всевышнего, перед которым теперь предстоит святая душа нашего крымского сродника, отца Георгия, и ходатайствует о спасении души каждого из нас.

Вместе с уходом о. Георгия из Крыма ушло тепло. Весь полуостров укрыло толстым слоем белого снега, как бы символизирующего чистоту ушедшей на небо души и холод разлуки. Под скорбное молитвенное воздыхание церковного клира плыл гроб на руках священников посреди тишины нескончаемого людского потока и белоснежной чистоты сугробов. Люди тесно толпились как внутри территории храма, так и снаружи, церковная ограда, деревья, и даже пни - все было облеплено людьми, каждый тянул голову, чтобы хоть краем глаза увидеть последние мгновения погребения.

Теплится на могилке огонек лампадки. Идут к могилке люди. Оставляют цветы, молятся.

Упокой, Господи, душу раба Твоего, а нас, грешных, помилуй его молитвами!

   











ВНИМАНИЕ! Публикации раздела "Мониторинг СМИ" не обязательно совпадают с точкой зрения редакции сайта "Православие в Украине", а являются отражением общественных событий и мнений с целью улучшения взаимопонимания и связей между Церковью и обществом. Статьи публикуются в редакции первоисточника.