УКР РУС  


 Главная > Публикации > Мониторинг СМИ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 246 посетителей

Теги
Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство Предстоятелі Помісних Церков молодь УГКЦ УПЦ КП Патріарх Алексій II краєзнавство діаспора Митрополит Володимир (Сабодан) вибори розкол в Україні Археологія та реставрація милосердя конфлікти постать у Церкві Голодомор автокефалія Ющенко Доброчинність педагогіка Священний Синод УПЦ церква та політика іконопис секти комуністи та Церква шляхи єднання Києво-Печерська Лавра монастирі та храми України 1020-річчя Хрещення Русі українська християнська культура Церква і влада Католицька Церква Церква і медицина Президент Віктор Ющенко забобони Вселенський Патріархат Церква і політика церковна журналістика Мазепа






Рейтинг@Mail.ru






ОБЗОР ПРЕССЫ 15-23 ноября 2008

  24 ноября 2008



Обзор прессы охватывает основные публикации на церковную тематику в Украине ведущих СМИ Украины и других государств. В одной статье можно прочитать цельный обзор почти о всем, что за неделю печаталось в прессе. Составители обзора исключают какие-либо собственные комментарии и оценки, полагаясь на здравомыслие читателей. Обращаясь к архиву обзоров, можно всегда найти нужную публикацию, а также иметь возможность обобщать главные события недели, месяца, года и т.д.

За прошедшую неделю основные публикации украинской и зарубежной прессы на церковную тематику в Украине были посвящены следующим событиям:

- тема Голодомора в Украине;

- фоторепортаж «Комсомольская правда» побывала дома у Митрополита»;

- открытие фотовыставки епископа Александра (Драбинко) в киевской галерее «Лавра»;

- конфликты вокруг церковной недвижимости на Сумщине;

- избрание епископа Одесского РПЦЗ (не в канонической связи с РПЦ) Агафангела шестым первоиерархом этой Церкви;

- отказ прот. Димитрия Сидора давать показания СБУ по делу о сепаратизме;

- эксперимент по искусственному созданию секты;

- презентация книги судебных процессов над украинскими ведьмами;

- проблемы формирования духовной культуры студенческой молодежи;

- конференция по «объединению всех белорусских приходов»;

- протестанты Украины обсудили, как строить отношения с властью;

- Украина мусульманская;

- раскопки и архитектура Десятинной церкви и Софийского собора;

- другое.

«УПЦ не відмовляється від своїх слів про Голодомор як геноцид», - под таким заголовком интернет-СМИ перепечатывают комментарий пресс-секретаря Предстоятеля УПЦ прот. Георгия Коваленко, опубликованный в украинской газете «Телекритика»

http://www.telekritika.ua/news/2008-11-18/42056 , http://www.news.join.com.ua/read/35/01/63/5/ , http://www.rosbalt.com.ua/2008/11/18/542650.html , http://mynews-in.net/news/politics/2008/11/18/1450535.html http://www.kreschatic.kiev.ua/ua/3360/news/1226494170.html ...

В комментарии подчеркивается, что «Церква ніколи не заперечувала факту Голодомору. 2003-го року УПЦ видала книгу під назвою «Піст від диявола» і у передмові цієї книги митрополит Володимир також вживає слово «геноцид». «Для нас слова голодомор, геноцид, трагедія - це синоніми... Для Церкви не стоїть питання визнання чи ні Голодомору геноцидом українського народу: «Як Церква може визнавати чи не визнавати? Церква молиться. Для нас це пастирський обов'язок».

До появления комментария прот. Георгия Коваленко многие СМИ подвергли остракизму заявление руководителя пресс-службы УПЦ В. Анисимова об ошибочности употребления слова «геноцид» в Обращении Св. Синода УПЦ по случаю 75-летия Голодомора (http://www.vovremya.info/art/1226921001.html , http://pik.org.ua/news/2008/11/17/225156.htm)

В свою очередь зампредседателя ОВЦС РПЦ прот. Всеволод Чаплин, комментируя документ Синода УПЦ на тему голодомора, отметил, что он «разрабатывался и принимался совершенно независимо от Москвы, но для многих священнослужителей и мирян нашей Церкви близки те его мысли, которые касаются осуждения большевистских преступлений». «В Киеве должны понять, что эта трагедия касалась не только одного народа, а Москве следовало бы решительно осудить действия большевиков, которые привели к массовому голоду», - заявил он. http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=news&div=27362

Еженедельник «Зеркало недели» также отмечает: «О серьезности намерений УПЦ касательно Голодомора говорят прошедшие между строк информагентств решения о том, что скорбная дата 75-летия Голо­домора в Украине будет отмечаться 22-23 ноября во всех епархиях УПЦ поминальными богослужениями и церковно-общественными мероприятиями. Синод так­же внес в богослужебный устав изменения, согласно которым к заупокойной ектении в богослуже­ниях будут добавляться слова «о упокоении душ усопших рабов Божиих, от глада и пагубы безбожною властию уморенных». Газета также сообщает, что «Несмотря на то что руководст­во РПЦ на словах признает право украинцев почтить память своих мертвых, ее представители не спешат принимать участие в поминальных мероприятиях, посвящен­ных 75-летию Голодомо­ра в Ук­раи­не. Объединение украинцев России и Федеральная националь­но-культурная автономия украинцев России 17 октября обнародовали заявление, из которого следует, что «Русская православная церковь в других городах, кроме Москвы, отказалась проводить поминальные богослужения». По предоставленной авторами документа информации, архиепископ Уфимский и Стерлитамакский РПЦ МП Никон прокомментировал такую позицию РПЦ МП следующим образом: «Все народы СССР страдали, а потому проводить панихиды за умершими от голода украинцев нецелесообразно» (цитируется по www.risu.org.ua). http://www.zn.ua/3000/3690/64764/

«Газета по-киевски» и украинское интернет-издание «Корреспондент» сообщают в числе других СМИ о послании Вселенского Патриарха Варфоломея I к украинскому народу по случаю 75-ой годовщины голодомора, и о воскресной проповеди Папы Римского Бенедикта XVI, в которых выражается солидарность по поводу Голодомора. "Три голодомора, репрессии, войны должны были стать для тебя, украинский народ, побуждением для духовного очищения, морального совершенствования, возвращения к христианской традиции праотцов с ее собственной церковью и внутренней христианской духовностью, а не привнесенной внешней, формальной христианской, которая граничит с обрядопоклонением", - говорится в обращении Варфоломея I. «Во время традиционной воскресной проповеди на площади Святого Петра в Ватикане почтил память жертв Голодомора в Украине и в других регионах бывшего Советского Союза во время коммунистического режима. "Никакой политический строй во имя идеологии не может отрицать права человека, его свободу и достоинство",- отметил Понтифик. "Я молюсь за невинных жертв этой ужасающей трагедии",- сказал украинским паломникам Папа Римский http://korrespondent.net/ukraine/events/656097 , http://mycityua.com/articles/country/2008/11/22/115212.html

Президент Украины Виктор Ющенко поблагодарил все церкви и религиозные общины, особенно Вселенского патриарха Варфоломея I и Папу Римского Бенедикта XVI, которые, «почитая память жертв Голодомора, вместе со своими прихожанами молитвой присоединяются к поминовению невинно убиенных». Также В. Ющенко заметил, что «у Голодоморі винен режим, а не якийсь народ. Злочинець - один. Це - імперський, комуністичний, радянський режим» http://pik.org.ua/news/2008/11/22/225614.htm , http://www.radiosvoboda.org/archive/news/20081122/630/630.html?id=1351945

В эти же дни в прессе обнародовано «Обращение украинской интеллигенции к российскому народу», подписанное видными деятелями науки и культуры Украины, в частности академиками Иваном Дзюбой, Мирославом Поповичем, Николаем Жулинским, председателем Меджлиса крымскотатарского народа Мустафой Джалилевым и др., в котором авторы «с горечью и удивлением» реагируют на послание Президента России Дмитрия Медведева (http://www.amic.ru/news/?news_id=95280) в ответ на приглашение его принять участие в мемориальных мероприятиях в Киеве. «Вопреки тому, что цивилизованный мир признает Голодомор 1932-1933 годов в Украине преступлением коммунистической системы, президент Российской Федерации позволяет себе брать в кавычки именно слово «Голодомор». Такой подход абсолютно непонятный хотя бы потому, что официальная позиция Российской Федерации является противоположной. В 2003 году Российская Федерация присоединилась к общему заявлению делегаций государств-членов ООН, где указывалось, что «Голодомор - Великий голод 1932-1933 годов в Украине - забрал жизнь от 7 до 10 миллионов ни в чем не виновных людей и стал национальной трагедией для украинского народа». Последние годы кропотливой исследовательской работы существенно обогатили доказательную базу того, что Голодомор 1932-1933 гг. был геноцидом украинского народа», - пишут авторы обращения. http://www.day.kiev.ua/257441/ В то же время в послании Президента Д. Медведева предлагается «начать работу по формированию совместных подходов в отношении этих событий».

О сносе советских памятников деятелей компартии, причастных к организации Голодомора, сообщает газета «Сегодня». Так, на улице Артема в Киеве уже демонтировали памятник Станиславу Косиору. «Он пал первой жертвой среди памятников, которые КГГА собирается убрать с городских улиц... Еще десять истуканов ждут сноса» http://www.segodnya.ua/news/12096143.html

***

Фоторепортаж под заглавием «КП» побывала дома у Митрополита» публикует 22 ноября «Комсомольская правда в Украине». Газета, например, пишет, что «рабочий кабинет настоятеля УПЦ размерами также не поражает (для сравнения: кабинет мэра Леонида Черновецкого на Крещатике раза в три больше). Обстановка почти аскетичная: стол, стул, книжный шкаф и небольшой фонтанчик возле окна. Из украшений на стенах только иконы, а на полу - большие вазы с цветами. Никаких сувениров и прочей мишуры здесь нет...» http://kp.ua/daily/221108/63401/

***

Открытию фотовыставки епископа Александра (Драбинко) в киевской галерее «Лавра» посвящена статья в киевской газете «Хрещатик». Издание резюмирует: «Фактично виставка символізує нинішні досить заплутані відносини держави і Церкви. І навіть складно сказати, яка в першу чергу це подія - культурна чи політична? Напевно, те і те в розумному поєднанні...Особливо хотілося б виділити низку світлин, котрі стоять ніби осібно,- кілька туманних, можна навіть сказати, левітановських краєвидів і вечірній пейзаж, який у мене одразу ж викликав асоціації з картинами Альтдорфера: хмарне і дуже красиве небо перед заходом сонця в тривожній і експресивній колірній гаммі. Дуже сильні роботи... чи здобував отець Олександр яку-небудь фотографічну освіту, але світлини його зроблені дуже якісно й професійно. У кадрі нічого зайвого, композиція добре продумана. В кожному разі вони не справляють враження любительських».

http://www.kreschatic.kiev.ua/art/1227127599.html

***

О конфликте вокруг церковной недвижимости на Сумщине рассказывают «Коммерсант Украина» и сумское издание «Панорама». Так, газета «Коммерсант» под заглавием «Протоиерей не пошел на примирение. Синод призвал его к покаянию» рассказывает о «конфликте между отцом Георгием и епископом Сумским и Ахтырским Иларием, который потребовал отчет об использовании средств, пожертвованных верующими. В ответ протоиерей обвинил епископа в попытке переоформить на епархию право собственности на Спасо-Преображенский собор. В связи с этим епископ Иларий издал указ об освобождении отца Георгия от должности настоятеля». Священный Синод, пишет газета, вынужден был вмешаться в ход противостояния...

http://www.kommersant.ua/doc.html?DocID=1069801&IssueId=47055

«Храмовые войны. Конфликт между двумя православными общинами мог привести к жертвам» - с таким заголовком в сумской «Панораме» вышла статья о конфликте вокруг собора Святого Духа в Ромнах. В публикации приведены свидетельства всех сторон - участников конфликта - представителей УПЦ, УПЦ КП и правоохранительных органов. Суть разногласий состоит в претензиях Сумской епархии УПЦ КП на собор Святого Духа. Так, зампредседателя Сумского отделения Всеукраинской общественной организации в поддержку канонического православия „Путь православных" Николая Федорко сообщает: «В 2005 году общину УПЦ КП зарегистрировали по адресу собора. Свидетельство о регистрации легализует общину, но не даёт ей право занимать чужую собственность. В 1998 году собор передали в собственность общине УПЦ МП. По решению суда в 2008-ом БТИ выдало общине соответствующие документы на собор". По словам начальника сектора по связям с общественностью УМВД Украины в Сумской области Андрея Ивашины, в тот день в роменскую милицию поступило сообщение, что в собор проникли посторонние люди. Приехала оперативная группа. Она зашла в собор и убедилась, что общественный порядок никто не нарушает. «В настоящее время в городском отделе милиции г. Ромны нет заявлений, что кого-то избили. В больницу за медицинской помощью никто не обращался. „Беркута" в штате Роменского отдела милиции нет» - сказал он. http://rama.com.ua/AMS+article.storyid+5884.htm

***

«Епископ Одесский РПЦЗ стал шестым первоиерархом этой Церкви и получил титул Митрополита», - сообщает портал РИСУ о результатах 5-го Всезарубежного Собора РПЦЗ (не в канонической связи с РПЦ), который открылся 18 ноября в городке Вэлли-Коттедж (штат Нью-Йорк). «Горячие дебаты вызвал вопрос о своевременности создания Синода РПЦЗ и избрания первоиерарха в сане Митрополита. Выборы сосоялись 19 ноября и были проведены в два тура. В первом туре епископ Агафангел получил 19 голосов, епископ Софроний - 12, епископы Андроник и Георгий - по два. Во втором туре епископ Агафангел получил абсолютное большинство, а вечером того же дня возведенные в сан архиепископов Софроний, Андроник и Георгий вручили шестому первоиерарху РПЦЗ Митрополиту Агафангелу белый клобук и голубую митрополичью мантию». http://www.risu.org.ua/rus/news/article;26007/

***

«Протоиерей Димитрий Сидор отказался давать показания СБУ по делу о сепаратизме», - об этом пишет западноукраинский портал «ЗІК». 19 ноября, сообщает издание, в УСБУ в Закарпатской области состоялся третий допрос протоиерея Димитрия Сидора (он же - председатель Сойма подкарпатских русинов), который выступает свидетелем в криминальном деле по ст. 110 ККУ - посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. Священник отказался давать показания. Об этом сообщил собкор ЗИК. «Димитрий Сидор отказался также предоставлять комментарии журналистам. Он заявил, что нет «честных независимых газет», и обвинил их в выполнении заказа. Протоиерей также заявил, что больше не хочет общаться с журналистами, ибо в газетах публикуют его плохие фотографии. Он сказал, что работники СБУ обращались с ним вежливо, однако он отказался свидетельствовать, ссылаясь на ст. 63 Конституции Украины, сразу после первого вопроса - о связях русинов с российскими организациями. Священник также отказался объяснить цель визитов граждан Российской Федерации в Закарпатье, о которых стало известно СБУ». http://zik.com.ua/ru/news/2008/11/19/158709

Закарпатское интернет-издание «Закарпаття OnLine» под заголовком «Закарпатских "русинов" оплачивает российская разведка» рассказывает о сотрудничестве лидера Ассоциации «Сойм подкарпатских русинов» прот. Димитрия Сидора с председателем правления Фонда "Русский мир" В.Никоновым. Издание публикует текст документа со ссылкой на источник в правоохранительных органах, а также сообщает о проведенном поиске «дополнительных сведений о том, кем же в действительности является В. Никонов». По словам журналиста, «это никто иной, как 52-летний сын высокопоставленного офицера НКВД и внук сталинского наркома иностранных дел Молотова Вячеслав Алексеевич Никонов (на фото). Свою карьеру он начинал в качестве завсектором ЦК КПСС и помощника председателя КГБ СССР. Является признанным специалистом по внешнеполитической доктрине современной России. В 2007 лично Владимиром Путиным назначен на пост исполнительного директора правления правительственного фонда "Русский мир", являющегося по-сути одним из структурных подразделений Службы внешней разведки РФ.
Богатый опыт агентурной работы Никонова связан с преподаванием в Калтехе (Калифорнийском технологическом институте, США) на протяжении 1992-1993 гг., а также с руководством комиссей Госдумы по расследованию причин и обстоятельств возникновения кризисной ситуации в Чеченской Республике (вторая половина 90-ых гг.).
"Русинским" проектом он занимается с 2005 года. Как удалось узнать, в конце весны этого года Никонов лично побывал на Закарпатье и тщательно изучил ситуацию с продвижением проекта о. Сидора. После этого им было предложено отказаться от первоначальной идеи с эскалацией вооруженного конфликта и вовлечением иностранных миротворцев, а вместо этого сделать ставку на поэтапное расшатывание ситуации в крае и повышения уровня искусственного политического самосознания "русинов". Главным методам в данном случае должна стать полномасштабная русификация области», - считает издание. http://zakarpattya.net.ua/news/29374.html

***

Об оригинальном эксперименте по искусственному созданию секты для новаторского документального фильма «Секты» рассказал украинской газете «Новая» автор фильма Илларион Павлюк. «Меня зацепила история так называемой Церкви Святого Духа в Черкассах, где пастор заставляла своих прихожан брать сумасшедшие кредиты и отдавать ей все эти деньги, - сообщил журналистам документалист. По его наблюдениям, в секты попадают люди « с духовным вакуумом. Человеку говорят, какой он чудесный и хороший, вокруг все улыбаются. А на самом деле все присутствующие просто принимают условия игры и на три часа становятся искренними. На три часа! Ну не смешно? Там создают иллюзию, что ты попал в другой мир, и человек становится зависимым от этих эмоций. Любая секта отличается от ортодоксальной религии тем, что для достижения какого-то результата, к примеру, Царства Божьего, вечной жизни, бессмертия души, надо много над собой работать - научиться прощать, а ведь это нелегко, это усилие. А ограничения сект формальные - не курить и не пить, все. В секте обычно подводят к тому, что надо отдавать деньги и служить своему пастору, забыв обо всем. Главный признак сект в общем - это не известная вам ранее религиозная организация, предлагающая много счастья сразу и задаром». Как оказалось, делится информацией И. Павлюк, «украинское законодательство - самое либеральное в Европе, и у нас любой может создать секту имени себя. А самое интересное, что люди в это верят. В качестве пастора этой новоявленной церкви мы взяли специалиста по психологии и манипуляции, который впоследствии нам буквально на пальцах объяснил всю технику, оставалось только реализовать ее. Перед этим все вместе изучали работу многих сект, посмотрели, на чем они построены, как функционируют, и сделали по аналогичной схеме. Мы официально проплатили рекламный текст в одном популярном киевском издании - интервью с пастором, придуманное от первого до последнего слова. Все как положено - красивая история с большими яркими фотографиями. Также напечатали цветные плакаты, которые развесили по всему городу, а накануне первого «служения» раздавали на улицах листовки с информацией, где и когда оно будет проходить. Мы пообещали надежду. Наш психолог сказал людям, что откроет тайные знания, и больше в жизни не будет проблем». На вопрос, не обманул ли этим «пастор» пришедших в «секту», автор фильма сказал, что «после этого собрания мы официально всех пригласили к Ладоге как психологу. Он им рассказал о фильме, об эксперименте, о том, почему у нас в обычной жизни возникают проблемы и какие есть ресурсы, чтобы эти проблемы решить. Люди все поняли и нормально к этому отнеслись». Документальное расследование было показано 20 ноября на канале «Интер». http://www.novaya.com.ua/?/articles/2008/11/19/172923-11

***

Историям судебных процессов над украинскими ведьмами посвящена книга«Історія з відьмами» преподавателя Киево-Могилянской академии Катерины Дисы, которую презентовали на прошлой неделе в Киеве. «Протягом десяти років її авторка на підставі архівних матеріалів і судових справ українських воєводств Речі Посполитої досліджувала судові процеси над звинуваченими у відьомстві. За її висновками, ці процеси були набагато м'якішими, ніж здається, смертельних вироків взагалі було досить мало, а самі звинувачення нерідко були пов'язані із суто побутовими справами і повсякденними людськими стосунками». Между просим, сообщает «Вечерний Киев», «одним з консультантів пані Катерини був професор «Могилянки» Юрій Мицик, який суміщає кар'єри вченого і священика. За словами дослідниці, вона спочатку не хотіла публікувати своє дослідження окремою книжкою. Проте до цього її спонукали студенти, яким вона викладає курс «Європейські полювання на відьом». Колеги Катерини стверджують, що вона - одна з найуспішніших лекторок. А представник видавництва «Критика» Андрій Мокроусов вважає, що ця суто фахова книжка може стати цілком успішним масовим бестселлером». http://www.vechirnij.kiev.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=7780&Itemid=5

***

Проблемам формирования духовной культуры студенческой молодежи современной Украины посвящена статья кандидата философских наук Натальи Богдановой, опубликованная на сайте Всеукраинской экспертной сети.
«
Сучасну ситуацію в Україні можна охарактеризувати як трагічну для більшості людей з погляду економічних і соціокультурних умов існування, пишет автор. - Однак системною кризою є, на нашу думку, криза духовна. Це відчуття величезної кількості людей безглуздості того життя, яке вони ведуть. Життя ускладнене тим, що в ньому важко знайти позитивний зміст через руйнування старих і дискредитацію "нових" цінностей.

Таким чином, проблема формування духовності студентів набуває домінуючого звучання як проблема демонстрації свідомості дорослого життя для юнацтва даного часу в конкретній країні. Вакуум "сімейної духовності" із всією очевидністю необхідно заповнювати за допомогою педагогічно організованого процесу формування духовності студентів.

Назріла необхідність у теоретичній розробці проблем духовності, у реальному поверненні категорії "духовність" у педагогічну науку і практику».

http://www.experts.in.ua/baza/analitic/index.php?ELEMENT_ID=33147

***

«Белорусские православные Украины намерены объединиться» - сообщает служба РИСУ о конференции представителей белорусских православных общин Львова, Луцка, Ровно и Ивано-Франковска, на которой «рассматривается вопрос объединения всех белорусских приходов». По информации издания, «один из организаторов конференции отец Сергей Горбик по поводу этого мероприятия, в частности, сказал: «Будет обсуждаться тема единения всех белорусских приходов, которые существуют в Украине, Беларуси и находятся в разных юрисдикциях. Так сложилось, что белорусские приходы находятся в составе Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Украинской Автокефальной Церкви, кое-кто относит себя к белорусскому греко-православному движению, кое-кто к РПЦ. Сегодня практически все эти люди выражают одно мнение, выступают за Белорусскую Поместную Церковь, имеют одну и ту же мысль о последующем развитии. Но на сегодняшний день ситуация является непонятной, и поскольку люди молятся по одним и тем же молитвенникам, они фактически хотят объединиться, хотят взаимопонимания». Во время конференции состоялась также презентация Молитвослова для украинских священников, которые окормляют белорусов в Украине». http://www.risu.org.ua/rus/news/article;25917/

***

Интернет-газета «Invictory.org» (Украина) под заголовком «Протестанты Украины обсудили, как строить отношения с властью» пишет о проведении 12 ноября в Украине заседания Украинского Межцерковного Совета, на котором «епископы влиятельных христианских союзов обсудили ситуацию религиозной нетерпимости в Украине и необходимость сотрудничества с властями с целью урегулирования "антисектантской истерии", нагнетаемой некоторыми украинскими СМИ».

Специально для этой цели на заседание был приглашен зампредседателя Госкомитета Украины по делам национальностей и религий Николай Новиченко. В своем выступлении, он отметил, что манипулирование словом "секты" является проявление полной безграмотности журналистов, берущихся освещать религиозные вопросы. Также он вынес на рассмотрение епископов предлагаемый Комитетом законопроект, возвышающий статус церквей на качественно новый уровень в церковно-государственных отношениях. Так, предполагается, что церковь сможет играть более активную роль в отношениях государства и общества, а также официально возложить на себя ряд болезненных социальных вопросов.

«Епископы, - пишет издание, - внесли ряд предложений в законопроект. В частности Владимир Гарбар предложил учредить институт капелланства в Украине и дать священникам право наряду с ЗАГСами регистрировать браки».

Также в ходе заседания Украинского Межцерковного Совета был избран новый председательствующий - протестантский епископ Сергей Балюк. Исполнительным секретарем была избрана пастор церкви "Святое святых" София Жукотанская. До 12 ноября председательствующим в Украинском Межцерковном Совете был епископ Филипп Савочка. http://news.invictory.org/issue20515.html

***

«Україна мусульманська» - под таким углом зрения помещает обзор культурных и общественных организаций в Украине интернет-издание «Главред». В Украине, пишет «Главред», сторонников ислама «можна розділити на три основні групи: корінні (тобто кримські татари), приїжджі та «перебіжчики» (українці, що прийняли іслам). До речі, останніх стає дедалі більше»

Издание приводит мнения экспертов. Так, директор информационной службы РИСУ Тарас Антошевский считает, что «зростання кількості людей, що сповідують цю релігію, - певною мірою відповідь на негаразди в християнському середовищі... Звісно, найбільша громада в Україні - кримські татари. Там були конфлікти. Траплялися випадки, коли православні християни ставили хрести поруч з мусульманськими цвинтарями або святинями, що, звичайно, викликало обурення мусульман. Або ж на територіях, які мусульмани вважають святими, намагалися розташувати ринки. Звісно ж, спалахували сутички». Директор Института философии НАНУ академик Мирослав Попович на вопрос о массовом принятии ислама в христианских странах ответил, что «це не масовий рух. З яких причин? Марксизм як опозиція сучасному ладу вже не приваблює, він не є достатньо революційним для таких рухів, тож здебільшого вони тяжіють до чогось радикальнішого і п'янкішого. Тож масовий фундаменталістський рух, який існує у країнах ісламу, тепер більше підходить до таких антибуржуазних настроїв у Європі та США».

http://glavred.info/archive/2008/11/13/111058-3.html

***

«Поматросили и бросили» - такое название дает газета «Новая» статье, посвященной кризису в финансировании археологических раскопок Десятинной церкви. «В ноябре 2007 г. исследования приостановись из-за нехватки средств. В нынешнем году их так и не выделили». Газета также сообщает, что «кроме части фундамента, фрагментов фресок, керамики, мозаики, плитки, других данных, свидетельствующих о точности строения Десятинной, нет. Поэтому археологи не приветствуют идею возведения другого храма, даже под тем же названием. Во-первых, считают ученые, вид новой церкви будет противоречить уже сложившемуся архитектурному ансамблю. Во-вторых, строительство и проведение коммуникаций навредит сохранившемуся культурному слою. Идеальным вариантом, по мнению ученых, могло бы стать возведение музея на этом месте. В нем можно было бы оставить для обозрения часть фундамента церкви. И сюда могли бы приходить верующие разных конфессий. Но этот вариант - лишь мечта.

http://www.novaya.com.ua/?/articles/2008/11/16/151900-9

Это же издание в статье «Тайны Софии Киевской» рассказывает об архитектуре Софийского собора. Сообщается, в частности, что «к концу следующего года в Национальном заповеднике «София Киевская» обещают открыть давно замурованные и наполовину разобранные парадные врата, отворявшиеся перед выдающимися персонами с середины XVIII в.» http://www.novaya.com.ua/?/articles/2008/11/20/143022-16

***

Киевский протоиерей Андрей Ткачев в очередном интервью российскому изданию «Русская линия» размышляет о путях "содействования воссоединению единого русского народа" в "единую православно-славянскую цивилизацию". Священник считает, что "процент людей, который ощущает себя единым русским народом, в значительной мере совпадает с процентом людей, которые идентифицируют себя как православные люди», поэтому "наращивание этого процента соответствует церковной работе". В качестве таковой он предлагает «церковно-молитвенное, евхаристическое движение». Об этом прот. Андрей Ткачев заявил, рассуждая в преддверии круглого стола в России, посвященного вопросу о формулировании интеграционной идеологии, о возможностях воссоединения русского народа. http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=179730

***

Еженедельник «Зеркало недели» публикует материал-размышление о влиянии мирового финансового кризиса на церковные общины Украины. «Слово «пожертвование», пишет издание, - мы понимаем глубоко по-своему или не понимаем вовсе. Так что лучше, возможно, и правда называть это «плата за требы». Священникам, пришедшим на «невозделанные» приходы - в села и целые регионы, чье население формировалось в советский период и потеряло (или никогда не имело) связь с религиозной традицией, приходится прибегать к подмене понятий, чтобы не остаться ни с чем... Возможно, церквям стоило бы ужесточить надзор за финансовым поведением своих служителей всех без исключения уровней. Но главная проблема, по-видимому, остается та, что пожертвования на нынешнем уровне ни за что не покрывают потребностей церкви. И речь сейчас не о владыках, расширяющих свой личный автопарк за счет епархиальной кассы, - оставим это на рассмотрение канцелярий и дисциплинарных органов, - а о тех программах, которые составляют немаловажную часть церковной миссии: поддержке сирых и убогих. Творить милосердие недешево. И это обостряется, превращаясь в настоящую проблему, в кризисный период». http://www.zn.ua/3000/3690/64779/

***

Об общем и различном в праздниках христианских конфессий Украины публикует статью этот же еженедельник, «Зеркало недели». Издание отмечает, что конфессии «все чаще обогащают друг друга собственным опытом и приходят к пониманию главного - в центре любого праздника должна быть проповедь, а не политика». http://www.zn.ua/3000/3690/64773/

***

Проблему негативного психологического воздействия современного телевидения на зрителя поднимает «Зеркало недели» в статьях «Психолог Майя Шахова: «На ТВ манипулируют людьми даже с помощью задаваемых вопросов» http://www.zn.ua/3000/3680/64800/ и «Забудьте включить телевизор. Шустер энд компании повинны в ухудшении здоровья украинской нации» http://www.zn.ua/3000/3680/64802/

***

«Философ свободы» - материал с воспоминаниями о киевском периоде известного религиозного философа Льва Шестова (Исаака Шварцмана) подаёт газета «Зеркало недели». «И хотя Исаак Шварцман имел на Подоле репутацию вольнодумца и однажды чуть не был отлучен от синагоги за шутки в святом месте, Иегуда не отважился рассказать родителям о своем браке - ведь перед венчанием с христианкой должен был принять ее веру. Так что в течение последующих одиннадцати лет Шварцман-младший каждое лето тайно от родителей ездил в Швейцарию, где проживали его жена и дочери Татьяна и Наталья». Философ, пишет газета, упорно отстаивал самодостаточность жизненного мира свободной личности, прославившись своим противопоставлением веры - разуму, чувства - знанию, святого - моральному, откровения - науке (или, как он писал, Иерусалима - Афинам). http://www.zn.ua/3000/3150/64738/

***

В статье «Лики любви: о семейном счастье выдающихся личностей» еженедельник «Зеркало недели» пытается обобщить семейный опыт известных исторических персонажей. По мнению журналиста, «самую малочисленную группу составляют люди, которым посчастливилось испытать счастье любви. Наиболее успешными оказались те пары, которые сумели сформировать совместную миссию, единую для двоих цель, имеющую высший смысл... К таким редким символам семейного счастья могут быть отнесены Николай и Елена Рерих, Альберт Швейцер и Елена Бреслау, Вил и Ариэль Дюрант, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри. В значительной степени близки к этому типу Андрей Сахаров и Елена Боннэр, Михаил и Раиса Горбачевы. Надо сказать, что гигантская сила родительских моделей видна во всех семьях, где присутствовал дух миссии. Мотивиро­ван­ные, сосредоточенные, самодоста­точные и уверенные в себе личности умели строить правильные отношения между полами. Ничто так не формировало отношения к своей семье... как крепкие, ответст­венные и серьезные связи собст­венных родителей». http://www.zn.ua/3000/3855/64737/

***

«О земном и небесном рае Марии Примаченко, актуальном искусстве Тибора Сильваши и метаязыке Олега Крышталя» рассказывается в статье, посвященной «примитивному искусству» художников «из народа», опубликованной в газете «Зеркало недели».

 Вспоминая о народном художнике Марии Примаченко, публицист Юрий Рост говорит:

- В ней поражало то, что она была безграмотной сельской бабой и в то же время - фантастическим, глубочайшим философом современности, нравственно образованным человеком. Она кистью выражала то, чего не могла высказать... Нико Пиросмани, Анри Руссо, Мария Примаченко. Для этой традиции характерно то, что художник смотрит назад, обращается к раю как к чему-то утерянному, что следует возродить... http://www.zn.ua/3000/3680/64785/