УКР РУС  


 Главная > Публикации > Невыдуманные истории  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 290 посетителей

Теги
комуністи та Церква Предстоятелі Помісних Церков Президент Віктор Ющенко Києво-Печерська Лавра Археологія та реставрація 1020-річчя Хрещення Русі церковна журналістика автокефалія краєзнавство постать у Церкві Вселенський Патріархат Голодомор УПЦ КП педагогіка Патріарх Алексій II УГКЦ Церква і політика секти церква і суспільство молодь Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) вибори монастирі та храми України Католицька Церква забобони конфлікти шляхи єднання Доброчинність іконопис діаспора українська християнська культура церква та політика Священний Синод УПЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну милосердя розкол в Україні Церква і влада Церква і медицина Мазепа






Рейтинг@Mail.ru






История одного старого кладбища

  26 января 2007



Виктория Сидорова

Этот материал начался с телефонного звонка: «Виктория, моя мама недавно побыла на старом русском кладбище (признаюсь, я даже не подозревала о его существовании в самом центре нашего города, хотя родилась и выросла в Чернигове - авт.) - там похоронены наши родственники и рядом несколько могил священников, забытых и заброшенных. Они не огорожены, надгробные плиты разрушаются, скоро не сможем даже прочитать их имена. Сообщи в епархиальное управление, может, там позаботятся об этих могилках в память о бывших служителях...»

Звонил мой хороший знакомый, человек верующий. Очевидно, что он искренне переживает, да и тема для небольшого журналистского расследования любопытная. Так что в один из январских дней мы отправились на это кладбище, чтобы записать фамилии усопших священников (наверняка информация о них сохранилась в архивах) и сфотографировать их могилки. Благо - зима в этом году снегом нас не баловала, так что откладывать разведку до теплых времен не пришлось.

Кладбище это находится в глубине за городским Дворцом культуры. Ворота открыты, людей среди могилок не видно вовсе. Мой спутник Константин Иванович говорит, что здесь не хоронят примерно в середины прошлого века. По-видимому, ухаживать за большинством могил уже некому... Когда-то здесь действовал храм, но уже давным-давно на его месте стоит одноэтажный домик, в котором разместились мастерские. Тут изготавливают надгробия и памятники.

Могилы, которые нам нужны, долго искать не пришлось. Они почти рядом со входом. Чтобы прочитать полустертые надписи, с некоторых плит сгребаем груды опавших листьев, а другие кем-то заботливо убраны. Читаем: протоиерей Михаил Алексеевич Барзелович, год смерти 1954, год рождения - 1888. И надпись на могиле «Мир праху твоему». Далее - протоиерей Федор Су-ди-ти-цын (чтобы не ошибиться, вожу пальцем по бороздкам букв), протоиерей Петр Андреевич Зеленецкий (год рождения - 1879, смерти - 1953). Современники преподобного Лаврентия!

Рядом видим прибранную могилку в аккуратной оградке. «А это мой дядя Корсаков Феодосий Кузьмич, протодиякон Троицкого собора, - рассказывает Константин Иванович. - Оградку поставил его сын. Корсаковы - это была целая династия. Мой прадед похоронен на том месте, где ныне возле кафедрального собора стоит памятник Леониду Глебову. Когда мы с мамой там бывает, обязательно оставляем цветы, хотя могила не сохранилась. Он служил в Троицком и Спасо-Преображенском соборе, а семья, как рассказывала мама, жила на квартире в коллегиуме. Она даже показывала комнату, в которой когда-то жила их семья». А ныне в помещении коллегиума находятся выставочные залы и административный корпус Национального исторического заповедника «Чернигов древний». Я бы даже не подумала, что там могли быть квартиры священников.

По словам Константина Ивановича, русское кладбище продолжало функционировать до 60-х годов прошлого столетия. «Здесь когда-то была администрация кладбища, был многолетний смотритель, которого звали Антон, - говорит он. - И в Чернигове сложилась даже поговорка «Пошел к Антону», что означало - отошел в мир иной. Ныне большей частью кладбище заброшено и запущено». И в этот момент я замечаю зеленую деревянную оградку, за которой выстроились в ряд четыре металлических креста. За этим островком явно кто-то ухаживает. Подходим ближе: «Монахиня Евпраксия (Флерова) - 1955 год смерти, Евдокия Филипповна Флерова, Алексей Павлович Флеров (1866-1954)». Так ведь Алексей Павлович - основатель Черниговского педуниверситета, духовное чадо преподобного. По словам его невестки, Веры Аркадьевны, именно батюшка Лаврентий благословил будущего первого ректора на создание учительской школы в Чернигове. Так неожиданно мы нашли могилу А.П. Флерова.

Неспешно проходя среди могил, читаем фамилии усопших и рассматриваем памятники. Сколько еще среди них людей известных в свое время, даже выдающихся, о которых сегодня могут рассказать только архивные записи или краеведческие материалы. А сколько таких, чьи потомки живут-поживают себе в Чернигове, Киеве или Москве и не знают, где покоятся их родные. Похоронены здесь семейные пары, дети рядом с родителями. Одиночные могилы встречаются редко. Старинные имена и фамилии звучат для нашего уха, как звуки клавесина. Есть среди них и знакомые. «Неговская и Неговский», «Маркелов Николай Николаевич и Евфросиния Семеновна», «Андрушкова Елизавета Федоровна», «Михаил Максимович Друцкий», «Анастасия Ермоленко», «Семен Константинович Бордонос», «Зборовская Мария Антоновна», «Тычина и Тычина», «Отец Иоанн Буримов, протоиерей, умерший в 1900 году», его вдова и еще «Петр Буримов».

На одной из плит находим записку в целлофановом пакете: «Евгений Семенович и Галина Васильевна - потомки Буримовых просят летом посетить нас на улице 1 Мая, дом 51, квартира 2 (район Пяти углов). Мы живем в Киеве, будем в Чернигове во второй половине июня»... Эта записка могла пролежать здесь не один месяц и даже год, увидели ли ее те, кому она предназначалась? Или только такие любопытствующие, как мы, не поленились достать намокший листок из файла и прочитать эти строки?

Что же писали в те времена на надгробиях дорогих людей их близкие? На одной могиле читаем «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», а на соседней - «Блаженны милостивии, ибо помиловани будут» (семья Ляшенко). «Ты оставила о себе светлую вечную память в сердцах наших до конца жизни», «Учини душу рабы твоей в обители святых твоих». Находим надписи на церковнославянском языке - витиеватые буквы, больше похожие на затейливый узор, и на немецком (как на могиле Марии Вальтер, похороненной в 1841 году). Хотя кладбище и носит название русского, встречаются фамилии немецкие, украинские, польские, еврейские.

Обращаем внимание, что некоторые из надгробий «смотрят» совсем не в ту сторону, в какую им положено, т. е могилы оказались повернуты на 180 градусов. Как это объяснить? Кресты или памятники были переставлены? Но кем, когда, а главное, - зачем? Впрочем, известно, что некоторые наиболее добротные мраморные постаменты с этого кладбища в советские времена были использованы для памятников революционным лидерам. А другие поменяли нескольких «хозяев». Видно, как к старым постаментам были приделаны мраморные плиты с другими именами. А еще памятники могут поведать о профессии, роде занятий или социальном положении почивших. Например, «Протоиерей Прокофий Кокотюха и Николай Прокофьевич Кокотюха» или «Статский советник Николай Яковлевич Глазырин». А еще здесь наверняка есть адвокаты, врачи, коммерсанты. Кое-где на памятниках сохранились портреты или фотографии, с которых смотрят на нас лица из прошлого...

Встречаем памятники очень необычной, на взгляд современного человека, формы - в виде ствола дерева, но с отрубанными ветвями - тут покоится «Александр Иванович Тальвинский». Подобные я видела когда-то на территории Елецкого и Троицкого монастырей. Есть памятники в виде колонн, но больше всего тут крестов - больших и маленьких. Если походить подольше, можно встретить немало интересного, но... «Само время здесь выступило в роли вандала, - подводит итог нашей экскурсии Константин Иванович. - Могилы зарастают бурьяном, памятники разрушаются, надписи стираются. Скоро это старое русское кладбище совсем исчезнет»...