«ХайВей» (Украина), Александр Кравченко, 24.12.09 В Ужгороде (Украина, Закарпатье) начался уголовный процесс над протоиереем Димитрием Сидором - необычным священником Украинской Православной Церкви (Московский патриархат), который возглавляет группу из нескольких сотен лиц, идентифицирующих себя как «подкарпатские русины», «часть русского народа». На протяжении 5 лет священник и его подопечные активно выступают за предоставление своей самопровозглашенной национальности всех атрибутов государственности, а также с заявлениями, которые прямо подпадают под статьи украинского и международного криминального права (насильственное изменение государственного строя, разжигание национальной розни, призывы к терактам...) В связи с началом уголовного процесса «Сойм подкарпатских русинов» - общественная организация, претендующая на роль альтернативного правительства Закарпатья - дал свой комментарий, опубликованный на российском сайте «Регнум», который зачем-то усиленно поддерживает и популяризирует русинство в соседнем государстве, т.е. в Украине. Основные аргументы русинов сводятся к тому, что если какие-то заявления о. Димитрия Сидора не соответствуют украинской Конституции и законодательству, то для их оправдания можно найти «лазейки» в международном праве. Однако для того, чтобы дать развернутое представление о политических и общественных взглядах о. Димитрия Сидора, которые, мягко говоря, не всегда приличествуют образу духовной особы, обратимся к фактам. А именно к заявлениям ужгородского священника, опубликованные на протяжении последних лет в украинской и российской прессе. Самое безобидное из того, что говорил о. Димитрий Сидор После провозглашения 25 октября 2008 года государственности «Республики Подкарпатская Русь» и её «правительства» о. Димитрий Сидор сделал ряд заявлений: - к экстраординарным шагам русинов вынудили 17-летние игнорирования украинской властью требований русинов - признание их народа и языка как самостоятельных, отдельных от украинского (см. http://www.ua-reporter.com/novosti/40605) - требование переименовать Закарпатскую область в Республику Карпатская Русь в составе Федеральной Украины. Государственным языком Республики объявить украинский и русинский, 60% доходов Республики оставлять в местном бюджете (см. http://www.zaxid.net/newsru/2008/10/27/122003/ ) Это самые безобидные высказывания о. Димитрия Сидора. Более экстравагантные разбросаны повсеместно в прессе: Об «антинаучном» названии Украины О нелегитимности Украины «...Конституция Украины для нас нелегитимна, украинская власть - нелегитимна, СБУ - нелегитимна. Мы склоняем Украину к федеративному устройству, а если Украина этого не хочет, то мы уходим. В случае невыполнения наших требований мы собираем внеочередной европейский конгресс подкарпатских русинов для принятия решений исходя из ситуации, и продолжаем создавать параллельные органы самоуправления, параллельный кабинет министров, что происходит уже сейчас" - цитирует о. Димитрия российское агентство Regnum.ru О русинском трибунале над украинской властью Кроме того, 27 октября 2008 «Закарпатский Русинский Трибунал» объявил Службу Безопасности Украины (СБУ) «террористической организацией, находящейся на территории Подкарпатской Руси вне закона», а министра МВД Украины Ю. Луценко и депутата Верховной Рады Г. Москаля «Русинский Народный Трибунал приговорил гражданина Луценко, и Москаля на территории Подкарпатской Руси и обьявляют при первом же появлении арестовать и судить по законам военного времени, как военных преступников», - сообщает закарпатский портал Ua-reporter.com со ссылкой на первоисточник - сайт русинов «Подкарпатская Русь». Заметим, что это заявление подопечных о. Димитрия Сидора само по себе легко классифицировать как призывы к теракту. Объявлять вне закона украинское ведомство и судить как военных преступников (!) законных представителей власти – это методы боевиков-партизан смутного времени. О старшинстве русинов среди славян «Русины - древний славянский народ, в жилах которого течет неразделенная русскость - являются живыми свидетелями единого и неразделенного древнерусского народа. И только в нашем гимне сохранилось упоминание о русском народе. На современных русских, украинцев и белорусов мы смотрим, как на отколовшиеся части, некогда составлявшие единый народ... Мы относимся к России как к нашему старшему сыну, поскольку Карпатская Русь это прародина русских, белорусов и украинцев. Россия для нас - это верный оплот славянства. И, тем не менее, у нас есть претензии к России. После распада СССР, Россия фактически оставила нас на съедение галицким экстремистам, и мы уже 10 лет пытаемся пробиться сквозь стены Кремля с просьбой о помощи. Мы призываем Россию вспомнить, где ее корни. И пока Россия не сделает этого, она так и будет погремушкой в чужих руках», Регнум, 24.09.2005 О единстве с Русской Церковью «До 1945-го года существовала Карпато-Русская Православная Церковь Сербского Патриархата. В 1945-м году мы вошли в Русскую Православную Церковь. В настоящее время мы входим в Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата и не приветствуем появления автокефальной Украинской Православной Церкви. Если УПЦ станет автокефальной, мы не исключаем такой возможности, то к нам это не будет иметь никакого отношения - мы останемся под юрисдикцией Московского Патриархата и готовы потребовать вынесения этого вопроса на референдум. Русская Православная Церковь - это та духовная матрица, на которой зиждется единство Святой Руси. И то, что появились границы, появляются Кравчук, Кучма и Ющенко и что-то там кукарекают против России - не меняет этой истины», Регнум, 24.09.2005. О «разводе» с украинцами О примере Абхазии и Осетии В то же время в одном из интервью о. Димитрий Сидор уже напомнил Киеву о событиях в Грузии. "Я бы рекомендовал украинской власти, - заявил он, - внимательнее посмотреть на финиш Грузии с Абхазией и Осетией. Там тоже... не хотели признавать права народа... и потеряли автономные регионы насовсем" (см. также http://www.lenta.ru/articles/2008/10/27/rusyns/ ) О возможности «косовского варианта» в Закарпатье «Если Европа пойдет на признание независимости Косово, то, тем самым, она подаст пример и Закарпатью. Юридически мы будем иметь на это право, но я все же надеюсь, что до этого крайнего варианта развития событий дело не дойдет», Регнум, 23.02.2006 Украинский портал «Західна інформаційна корпорація» обращает внимание читателей на провоцирующее заявление о. Димитрия Сидора о том, что « на Закарпатье назревает гуманитарная катастрофа из-за 100-150 тысяч арабов, которые, по его словам, проживают в области. По словам Сидора, руками мусульман «кто-то хочет решить русинский вопрос». Кроме того, протоиерей заявил, что «арабские спецслужбы формируют наркотраффик. Для Закарпатья это гуманитарная катастрофа, здесь готовят второе Косово». О готовности добровольно сесть в тюрьму В связи с возбуждением уголовных дел против прот. Димитрия Сидора и других лидеров «правительства» провозглашенной Республики, о. Димитрий сообщил на пресс-конференции, что "делегаты готовы сегодня все сесть в тюрьмы", приводит слова о. Димитрия Zaxid.net А что о. Димитрий Сидор говорил раньше? Парадоксально, но баллотируясь в 2006 г. среди 13-ти кандидатов на пост Ужгородского городского головы, о. Димитрий Сидор на пресс-конференции, посвященной своей предвыборной программе, акцентировал «основное внимание на экологии, состоянии улиц г. Ужгород, проблемах тепло- и водоснабжения и коррупции во власти ...» - о проблемах русинов не упоминается ни слова! Затем на парламентских выборах прошлых лет о. Димитрий Сидор также безуспешно баллотировался в Верховную Раду Украины по спискам блока Натальи Витренко, которая с его подачи внесла в свою программу пункт об автономии Закарпатья, сообщает сайт Ua-reporter. Кто стоит за о. Димитрием Сидором? Об этом пишет сам русинский сайт «Новины з Пидкарпаття», перепечатывая статью делового российского издания, в которой отмечается роль Кирилла Фролова, сотрудника московского общественного «Института стран СНГ» и одновременно лидера Союза православных граждан, в поддержке русинского движения: «Фролов, который тепло отзывается об отце Сидоре, часто наведывался в Закарпатье, пока Украина не объявила его персоной нон грата. В картине мира Фролова «карпатороссы» всегда стремились к единству с Россией, и теперь Москва обязана оказать жителям Закарпатья политическую и моральную поддержку». Под заголовком «Закарпатское "Косово": зачем русинам автономия?» украинское интернет-издание «Сейчас» развивает ту же тему, ссылаясь, в частности, на депутата Верховной Рады и экс-губернатора Закарпатья Г. Москаля, который приводит заключение Академии наук Чехословакии от 1918 г. о том, что «русины - это украинцы, которые имеют свой диалект, как гуцулы, лемки, бойки, и полищуки». Такого же мнения придерживается глава депутатской фракции своего имени В. Литвин, заявивший, что «в случае удовлетворения требований русинов, право требовать отдельных преференций могут также бойки, лемки, полищуки и литвины». Другаяполитическая сила - Блок Юлии Тимошенко «обратился в Генпрокуратуру Украины и СБУ с требованием «немедленно проверить возможную причастность главы секретариата президента Виктора Балоги (теперь уже бывшего главы – ред.) к финансированию немногочисленной группы шумных лиц, которая выдает себя за русинское движение». Немало внимания посвятил закарпатской теме, в частности, чешский информационный сервер Aktualne.centrum.cz, обнародовав большую статью своего редактора Мартина Новака и многочисленные высказывания одного из проповедников политического русинизма Ивана Попа. В статье под названием «Как живет часть республики, которую заграбастал Сталин» Новак пишет, что живется закарпатцам лучше, чем при Кравчуке и Кучме, но все же не так хорошо, как во времена Масарика и Бенеша. В финале публикации отмечено, что если бы «Подкарпатская Русь» и далее оставалась в пределах Чехословакии, то после ее распада на европейской карте появились бы не два (Чехия и Словакия) государства, а три. В унисон с чешским журналистом высказывается и известный закарпатский «самостийнык» Иван Поп. По его мнению, все позитивное пришло на «Подкарпатскую Русь» именно с чехами, и при чехословацкой власти «русинам (не украинцам!) жилось «как в раю». Русины против о. Димитрия Сидора С опровержением исторической и политической концепции русинства о. Димитрия Сидора и его сподвижников в прессе еще в мае 2008 г. выступили другие лидеры международного русинского движения - Павел Роберт Магочий, профессор, доктор, Председатель Мирового конгресса русинов, Академик Канадского королевского общества - Канадских академии искусств, гуманитарных и естественных наук, Академик Международной славянской академии наук (Киев, Украина) и Стивен Чепа, Председатель Мировой академии русинской культуры, Президент корпорации "Norstone Financial Corporation" (Торонто, Канада) в открытом письме-заявлении «Мировые русинские лидеры отмежевываются от экстремизма в карпаторусинском движении». В ответном заявлении о. Димитрий Сидор в качестве аргумента, дискредитирующего лидеров международного русинства, заявил об их якобы нечистокровном (!) русинстве и т.п. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дискутировать с о. Димитрием любому человеку бесполезно. Церковная оценка деятельности о. Димитрия Сидора Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, отвечая на вопросы читателей сайта Корреспондент.net, высказался по поводу деятельности протоиерея Димитрия Сидора, лидера «Сойма подкарпатских русинов» - организации, провозгласившей в конце октября 2008 года создание автономной республики «Подкарпатская Русь» в составе (пока еще) Украины. Предстоятель УПЦ выразил надежду, что в известном своей политической деятельностью священнике в конце концов «победит пастырь, а не вождь». Митрополит Владимир отметил, что «Церковь негативно относится к участию священнослужителей в политической деятельности». Вместе с тем, митрополит заверил, что пока деятельность протоиерея Димитрия Сидора носит ярко выраженный политический характер и «напрямую не затрагивает церковных вопросов», Церковь не будет выносить по этому поводу каких-либо определений, поскольку «политика не является сферой нашей компетенции». Различие политических убеждений у духовенства и верующих «не должны влиять на единство Церкви и быть предметом дискуссий», - заключил митрополит Владимир. Таким образом, можно предположить, что в случае судебного осуждения о. Димитрия Сидора и отстранения его от дел Церковь воспримет это как личное дело о. Димитрия и назидательный пример для других политически агрессивных священнослужителей. Отвечая на вопрос о поддержке некоторыми священнослужителями той или иной политической силы вплоть до предвыборной агитации, глава УПЦ обратил внимание на тот факт, что Украинская Православная Церковь официально осудила «политическое православие», не участвует в политической борьбе и не может агитировать за ту или иную политическую силу. «К сожалению, чрезмерное увлечение некоторых священнослужителей политагитацией свидетельствует о низком уровне церковной культуры», - добавил митрополит Владимир. Подготовлено по материалам гражданской и православной прессы
| |
|