УКР РУС  


 Главная > Публикации > Православный взгляд  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 70 посетителей

Теги
розкол в Україні Церква і медицина Церква і влада секти милосердя Голодомор іконопис церковна журналістика УПЦ КП конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі вибори Ющенко Церква і політика забобони Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність Мазепа церква і суспільство українська християнська культура Києво-Печерська Лавра комуністи та Церква молодь діаспора УГКЦ постать у Церкві Католицька Церква Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко автокефалія церква та політика Митрополит Володимир (Сабодан) Священний Синод УПЦ монастирі та храми України Патріарх Алексій II краєзнавство шляхи єднання педагогіка Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






Фильм «2012» ― конец света за 225 млн долларов

  15 января 2010


Влад Головин
Каждый год в широкий прокат выходит по 4-5 фильмов, показывающих катастрофы вселенского масштаба. Почему зрителей уже который год пугают концом света?

Беды виртуального мира - иллюзия комфорта в мире реальном, повседневном

Разрушительные землетрясения, километровые цунами, падающие дома и срывающиеся в бездну автомобили - все это так эффектно и потрясающе! Фильм-катастрофа «2012» стал очередной картиной американ­ского кинематографа о приближающемся конце света.

«Цунами», «Полярный шторм», «Судный день», «Я - легенда», «Пандемия», «Наводнение», «Адский дождь», «Земная кора», «Послезавтра»... - всего более сорока фильмов начиная с 2000 года, то есть почти по 5 фильмов, ежегодно!

Появление таких фильмов - далеко не случайное явление. И дело не только в том, что так называемые «триллеры» стали уже самостоятельным жанром. Многим людям скучно каждый день ездить на работу или смотреть за детьми. Хочется острых ощущений, которые бы обеспечивали настолько сильные переживания и давали такой выброс адреналина, что вся обыденная рутина отступала бы на второй план. И чтобы все беды были в виртуальном мире, создавая иллюзию комфорта в реальном.

Учитывая такое множество фильмов‑катастроф, легко заподозрить всемирный заговор. Ведь испуганными людьми легче управлять. Но здесь все намного банальнее. Эти ленты делаются не для манипулирования сознанием, а для получения прибыли. Фильм-катастрофа «Послезавтра» («The Day After Tomorrow»), рассказывающий о гибели северного полушария Земли от глобального и молниеносного изменения климата, собрал в прокате 542 млн долларов при затратах на производство в 140 млн. «2012» собрал 225 млн долларов - это на 65 млн больше затрат на его производство (по данным на ноябрь 2009 г. - сейчас, вполне возможно, прибыль от проката намного больше).

Режиссеры как бы говорят: «Мы-то знаем...»

Но есть тут все-таки некоторые мотивы, прямо противоположные христианскому мировоззрению, которые, кстати, для фильмов‑светопреставлений стали даже в определенной мере штампами, первый из них - о приближающемся конце света узнает группа ученых. Часто они знают точно и дату, и масштаб катастрофы. Тем самым сразу нивелируется или игнорируется предупреждение Спасителя о том, что «о дне и часе том никто не знает, только Отец Мой».

Режиссеры как бы говорят: «Это Ты сказал, что никто не знает, а мы знаем». И это даже не вызов, а скорее послание из мира, в котором Бога изгнали, и упоминание о Нем исходит только от неудачников или фанатиков.

Этим не исчерпываются антихристианские мотивы фильма «2012». Разрушая весь мир, режиссер почему-то особенно смакует гибель известных символов христианской цивилизации - собора святого Петра в Риме и статуи Спасителя в Рио-де-Жанейро. Правда, в одном из интервью режиссер фильма Роланд Эмерих признался, что собирался показать и разрушение мусульманских символов, однако сценарист отговорил его, сказав, что в таком случае ему просто не сносить головы.

Антихристианский посыл в «деталях»

Все это можно было бы списать на зрелищность, если бы не некоторые важные детали. В фильме погибают все, кто верит в Бога - американский президент, читающий 22‑й псалом в прямом эфире, молящиеся Богу русский летчик, разбивается самолет, в котором были иконы Божией Матери и Святителя Николая, гибнут люди, молящиеся в Ватикане на площади святого Петра.

В конце фильма обновляется летоисчи­сление, как бы заменяя христианскую эру какой-то новой эрой. Эта «деталь» делает антихристианский посыл картины еще более отчетливым.

Режиссер Роланд Эмерих признается в интервью, что он не понимает людей, которые ходят в церковь: «Я не понимаю, зачем они молятся, я отлично обхожусь без этого». Однако вряд ли можно назвать его равнодушным атеистом. В другом интервью он более откровенен: «религиозные организации принесли большой вред, как видно из истории».

Кстати, издевательство Эмериха над христианскими символами было воспринято негативно и в среде американских христиан. Католическая лига США выступила с резкой критикой в адрес режиссера. «Эмерих - не просто лжец, он еще и трус, - заявил Билл Донахью, президент Католической лиги США. - Уничтожая в своем фильме христианские символы, он сознательно не трогает ислам», - причину мы уже называли выше.

Комментарии

Протоиерей Андрей Ткачев:

- Хичкоку по праву приписывают изобретение руководящего принципа для киношных страшилок: испытывать страх, не испытывая опасности. Открытие если и не гениальное, то оригинальное. Правда, поставленное на конвейер капиталистического производства (не стоит забывать, что Голливуд - это «фабрика»), любое открытие рискует быть использовано в произведениях пошлых и ходульных.

Ну какого «Апокалипсиса» можно ожидать от человека неверующего и немолящегося? Лучше уж читать Жюль Верна. У него тоже чудес ждут от техники и верят в науку, надеясь, впрочем, также и на Бога. Но то были почти пророческие писания на заре новой эры человеческих возможностей. А здесь - выжимание последних капель из отработанных поза­вчерашних идей.

Куда лучше «Апокалипсис» Мэла Гибсона, в котором показан портрет человека безблагодатного. Именно это и есть суть апокалиптики.

Мы живем в информационную эру, но, Боже мой, до чего однотипна эта информация! При разнообразии нужна избирательность. А при однообразии нужно воздержание. «Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке?» (Иов. 6, 6).

Другими словами, стоит ли искать смысл в изначально бессмысленном квази-культурном отбросе?

Василий Костюк, редактор Издательского отдела УПЦ:

- Человечество боится неизвестного. И вместе с тем пытается познать его. Познать любыми путями, не задумываясь о том, будет ли полезным такое знание.

Одной из таких вещей, которые издревле будоражат сознание человека, является второе Пришествие в мир Христа - событие, которое современный мир, забывающий о Боге, предпочитает называть «концом света». О нем говорили во все времена, но особенно много говорят сейчас. И не только говорят, но даже пытаются показать и предсказать.

Однако в наше время человечество ожидает совсем иного Судного дня. Первые христиане с радостью и надеждой верили в то, что это будет приход Христа, установление Его Царства, а современные люди оставили в своем сознании только оболочку - разрушение видимого мира. И кинематограф наперебой предлагает целый «ассортимент» всевозможных вариантов «конца» - тут вам и инопланетяне, и кометы, и остановка вращения Земли...

В фильме «2012» нам показали очередную версию гибели мира. Древние индейцы, оказывается, давным-давно все это предсказали. Да еще некоторые ученые сумели догадаться, что с планетой что-то не так. И хотя это мало помогло, но, все же, здесь заключен большой подвох - нам пытаются внушить, что человечество обладает необходимым знанием и могуществом, чтобы суметь все предусмотреть и заранее найти выход. А еще больший подвох в том, что под сомнение ставится Откровение Христианства.

И как тут не вспомнить слова Господа: «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24, 11). Нам же остается только уповать на милость Божию и стремиться жить так, чтобы в день Суда Божия не оказаться по левую сторону от престола Всевышнего. А для этого совершенно не нужно знать, когда придет День Господень.

Виктор Науменко, корреспондент «ЦПГ»:

- В понимании авторов фильма, Судный день - серия глобальных природных катаклизмов. Их причина не в грехах человека, а в повышении солнечной активности и его губительных послед­ствиях: землетрясениях, извержениях вулканов, разломах земной коры, наводнениях, цунами.

Природные катаклизмы, увы, еще не раз встретятся в истории человечества до второго Пришествия Христа, так как они являются следствием нарушенной грехопадением человека изначальной гармонии земного и небесного, а также многочисленных личных грехов людей. По словам святителя Василия Великого: «Господь всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями».

Природные катастрофы, стихийные бедствия, войны - это эсхатологические признаки приближения второго Пришествия Господа, но не само Его Пришествие.

Господь ясно предупреждает об этом апостолов и Церковь: «Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Мф. 24, 6).

Хочется посоветовать господину Эмериху и подобным ему читать Евангелие, где Господь сказал о времени конца света: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36), во что мы, христиане, свято верим.

Церковная православная газета, январь 2010  №1 (251).

Подписные индексы: на русском языке - 96137, на украинском - 96145.