УКР РУС  


 Главная > Новости > По епархиям > Белоцерковская  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 301 посетителей

Теги
Патріарх Алексій II іконопис Предстоятелі Помісних Церков Археологія та реставрація Церква і політика автокефалія милосердя педагогіка Вселенський Патріархат церква та політика Доброчинність Президент Віктор Ющенко Церква і влада Мазепа Ющенко церковна журналістика УПЦ КП молодь розкол в Україні краєзнавство вибори 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання постать у Церкві українська християнська культура діаспора забобони Священний Синод УПЦ монастирі та храми України Голодомор УГКЦ конфлікти комуністи та Церква Києво-Печерська Лавра Католицька Церква Митрополит Володимир (Сабодан) секти церква і суспільство Церква і медицина Приїзд Патріарха Кирила в Україну






Рейтинг@Mail.ru






БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ. Архиепископ Митрофан: "Анафему можно снять, если человек покается"

  26 февраля 2008



Управляющий делами Украинской Православной Церкви, глава синодальной комиссии по диалогу с УАПЦ, архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан заявил, что анафему с человека можно снять, если тот придет к покаянию. При этом архиепископ отметил, что вопрос анафематствования Ивана Мазепы требует тщательно изучения. Об этом он заявил в комментарии корреспонденту АМИ «Новости-Украина».

На вопрос, можно ли снять анафему с человека, архиепископ Митрофан ответил: «Анафему с человека можно снять, если он приносит покаяние. Анафема накладывается на человека за какие-то определенные нарушения церковных правил, церковных канонов христианской морали. Анафема означает, что человек находится вне церкви. Это констатация того факта, что человек не принимает никаких церковных установлений, не живет по церковным правилам, не ведет христианского образа жизни. В таком случае накладывается анафема».

Как отметил архиепископ, «наказание» - не совсем подходящее слово для определения анафемы, также анафема не является проклятием: «Это не совсем наказание. И это не проклятие, как некоторые говорят, неправильное понимание, что анафема - это проклятие. Нет, это свидетельство - официальное, на высоком уровне, - что человек находится вне церкви. Но возможность снятия анафемы существует для всякого, если человек приносит покаяние, если он изменяет сущность своей жизни».

Что касается гетмана Ивана Мазепы, то архиепископ Митрофан отметил, что «здесь много разных нюансов, которые переплетаются - и политические, и исторические, и духовные моменты. Поэтому снятие анафемы с Мазепы не такой простой вопрос, который требует очень тщательного изучения и исследования, - хотя, в принципе, такая возможность существует».

На вопрос, можно ли снять анафему с умершего человека, ведь речь идет о возможности снятия анафемы в случае покаяния, а в данном случае человек умер несколько столетий тому назад, архиепископ ответил, что, согласно церковным правилам, анафему можно снять и с мертвого, но для этого необходимо провести серьезные исследования: «Да, это не исключено, но этот вопрос требует тщательной, углубленной подготовки».

«Анафему может наложить только собор епископов или синод епископов, или помесный собор той или иной Церкви, она является результатом коллективного, соборного деяния. Один человек не может предать анафеме другого, и если применяется к человеку такое деяние, то это может принято только соборным разумом, соборно. И также один человек не может ее снять», - отметил он.

На вопрос, часто ли предавала Православная Церковь людей анафеме, архиепископ Митрофан ответил: «Насколько свидетельствует церковная история, нечасто, скорее, это единичные случаи. В первые годы христианства это были еретики, которые распространяли неправильные учения об Иисусе Христе, о других сторонах церковного вероучения, и они были преданы анафеме на церковных соборах - Арий, Несторий и другие еретики. В более позднее время анафеме был предан и Лев Толстой, за его, можно сказать, антихристианское выступление, учения. Примеры такие очень ограничены, их немного».

На вопрос, могут ли предавать анафеме за предательство, архиепископ ответил: «Предательство никогда, ни при каких условиях, ни при каких обстоятельствах не оправдывается, и его нельзя как-то оправдать, потому что предательство и в общечеловеческом, и в церковном понимании низкое деяние. Но в случае Мазепы надо, еще раз повторю, тщательно изучить вопрос, почему его предали анафеме, предательство было лишь одной из причин. Как свидетельствуют исторические исследования, у Мазепы и в личной жизни, в сексуальных контактах с женщинами, не все было гладко, несмотря на то, что он и много пожертвований делал, и храмы строил, и это тоже стало причиной анафемы. Так что этот вопрос надо очень тщательно изучать».

Как сообщалось, Президент Украины Виктор Ющенко попросил Патриарха Московского и всея Руси Алексия II официально снять анафему с гетмана Ивана Мазепы. Об этом сообщил заместитель главы Секретариата Президента Юрий Богуцкий журналистам после начала встречи В. Ющенко с Патриархом Алексием.

Оксана Нагаевская, АМИ «Новости-Украина»

Читайте также все материалы по теме «Мазепа»