УКР РУС  


 Главная > Новости > По епархиям > Киевская  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 310 посетителей

Теги
монастирі та храми України комуністи та Церква церква і суспільство шляхи єднання Священний Синод УПЦ милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну Вселенський Патріархат Церква і політика УГКЦ церковна журналістика церква та політика Церква і медицина забобони Доброчинність вибори Києво-Печерська Лавра постать у Церкві Мазепа українська християнська культура автокефалія педагогіка Президент Віктор Ющенко Голодомор Археологія та реставрація іконопис Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і влада розкол в Україні молодь діаспора Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство конфлікти УПЦ КП секти Патріарх Алексій II






Рейтинг@Mail.ru






КИЕВ. Завершилась работа международной научной конференции «Православие и мир: экклезиология – антропология – культура»

В понедельник 4 сентября, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, в актовом зале Киево-Печерской Лавры состоялось торжественное открытие IV-й международной конференции «Православие и мир: екклезиология - антропология -культура». Конференция посвящена памяти выдающихся богословов XX века - о. Сергия Булгакова (1871-1944), о. Василия Зеньковского (1881-1962), о. Александра Шмемана (1921-1983), о. Иоанна Мейендорфа (1926-1992). Именно эти люди явили западному миру всю красоту святоотеческого богословия.

На конференцию съехались богословы и философы из Украины, России, Греции, Словакии и Франции. В зале присутствовали воспитанники Киевской духовной академии и семинарии, студенты Института философии имени Г.Сковороды НАН Украины и все, кому интересны новые достижения в области богословия и философии.

Председатель Киевского религиозно-философского общества доктор богословия, проректор Киевской духовной академии и семинарии УПЦ протоиерей Николай Макар приветствовал всех с открытием IV-й международной конференции «Православие и мир: эклезиология - антропология - культура». Он попросил наместника Киево-Печерской Лавры архиепископа Вышгородского Павла напутствовать участников конференции архипастырским словом.

«Позвольте вас поздравить с этим великим событием в науке и культуре - с открытием IV-й конференции, - сказал владыка Павел. - Хочу пожелать, чтобы она была плодотворной и призвать всех нас подражать жизни подвижников науки, которых мы сегодня вспоминаем. Мне очень приятно, что эта конференция опять проходит в стенах Свято-Успенской Києво-Печерской Лавры. Именно в ней началась и наука, и культура, и вообще духовная жизнь нашей родины. Пусть же и в дальнейшем проводятся такие встречи. Они очень важны для нашего общества, которое разлагается, потому что более предпочитает материальную сторону, чем духовную жизнь. И пусть Господь вашими трудами помогает найти тот путь, который ведет к царству небесному. Бог вам всем в помощь».

От имени Блаженнейшего Митрополита Владимира архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан также выступил с приветственным словом. «Сегодня весьма  актуальна эта тема - православие и мир. Она обнимает все сферы человеческой жизни. Нам говорят, что православие имеет какую-то ущербность, что оно консервативно и тормозит развитие материального состояния общества. Но это совершенно не так. Именно эти люди - богословы и мыслители, о которых мы вспоминаем сегодня -  отец Сергий Булгаков, отец Василий Зеньковский, отец Александр Шмеман и отец Иоанн Мейендорф - живя на Западе, в католической и протестантской среде, показывали неизмеримое богатство и красоту православия. Раскрывая святоотеческое учение, которое дает ответы на многие животрепещущие вопросы современности, мы  показываем, что православие это именно то, чего ищет человеческая душа. Хочу еще раз от имени Блаженнейшего Митрополита Владимира пожелать успехов в работе конференции. Чтобы все дискуссии были плодотворными и интересными, чтобы результаты конференции имели реальный выход в жизнь. Желаю вам помощи Божьей и благословения на ваши труды».

Следующие приветственное слово сказал ректор КДАиС протоиерей Николай Забуга. «Цель каждого из нас - актуализация Евангелия для всех наших современников. Те четыре мыслителя это сделали, и притом успешно, в условиях западных обществ, которые не хотели даже слышать о Евангелии. От нас ждут евангельского благочестия, поэтому сейчас наша задача - убедить современников в том, что только православие спасительно».

Пленарные заседания начал протоиерей Николай Макар. В своем докладе «Православное учение о мире» отец Николай раскрыл истинность православного взгляда на окружающую вселенную. Иностранный гость - доктор богословия, профессор богословского факультета Афинского университета архимандрит Николай Иоаннидис рассказал о роли православных византийских богословов в западной схоластике в своем докладе «Встреча православного и схоластического богословия в Византии».

О богословском взгляде отца Иоанна Мейендорфа на человека в Церкви представил слушателю доклад Йоост Ван Россум (доктор богословия, профессор Свято-Сергиевского православного богословского института (Париж)). Докладчик обозначил достижения отца Иоанна Мейендорфа в области изучения богословия Григория Паламы.

Следующие заседания пройдут в Институте философии имени Г.Сковороды НАН Украины. Все желающие смогут подискутировать с выдающимися учеными за круглыми столами.

Важность проведения конференции сложно переоценить, ведь во время ее работы были подняты актуальные и важные для современного общества и Церкви вопросы. В частности это касается докладов доктора философских наук, заведующего кафедрой Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владимира Катасонова (Москва), доктора философских наук Института философии Российской Академии Наук Владимира Милькова и младшего научного сотрудника Института философии Российской академии наук Светланы Мильковой. Докладчики подали исчерпывающую информацию о том, как на Руси развивалась религиозно-философская мысль, какие успехи были достигнуты на этом пути к началу XX-го века. Безбожная большевистская власть старалась уничтожить внутреннюю красоту наших православных предков, которая создавалась усилиями многих поколений и передавалась из рода в род, Церковью и святыми отцами. Но и коммунисты вынуждены были взять некоторые духовные православные ценности для построения и воспитания общества. Чтобы замаскировать источник заимствования, драгоценное достояние наших предшественников назвали достаточно просто и универсально - «общечеловеческие ценности».

Не менее важный вопрос, поднятый на конференции, касался церковного реформирования. С докладом «Евхаристическое богословие и Литургическая реформа: опыт паламитского синтеза» выступил заведующий сектором церковной археологии центрального Музея древнерусской культуры и искусств имени преподобного Андрея Рублева (Москва) Олег Ульянов. Докладчик навел аргументы за проведение Литургической реформы: грустная атмосфера в храме, непонимание широкой общественностью языка богослужения, основные молитвы на Литургии читаются тайно за закрытыми царскими воротами и тому подобное. Он также сообщил, что на данный момент в Московской Патриархии готов проект реформы, но при этом добавил, каким образом и на основании чего можно вносить изменения в богослужение.  В частности, речь идет о святой церковной традиции и наработке в богословской науке святых отцов. Иными словами, все должно быть построено на основе Евангелия и апостольской традиции.

Завершились выступления 7 сентября в синодальном зале Киево-Печерской Лавры докладом кандидата философских наук настоятеля храма святой Троицы в поселке Захарово (Московская область) игумена Тихона (Полянского) на тему «Православный приход перед вызовами секулярного мира». Докладчик справедливо отметил, что в современном мире становится все тяжелее противостоять греху. Среди искушений первым он назвал искушение веры, вкладывая в содержание этого слова суеверность православных христиан, веру в порчу, магию, народное «целительство», гороскопы, астрологию и тому подобное. Следующим достаточно распространенным среди православных верующих искушением игумен Тихон назвал религиозную неразборчивость и уступки мирской культуре. При этом особенное внимание уделялось рок-культуре, которая становится все более и более популярной в наше время, особенно среди молодежи. Ссылаясь на святых отцов Церкви, докладчик отметил, что человек, захватываясь роком, не сможет полностью поместить в своей душе и воспринять всем сердцем Бога. Сама эта музыка по своей природе является противной пребыванию Святого Духа. По поводу этого между участниками конференции завязалась дискуссия. Один из воспитанников Киевской духовной семинарии привел пример из Святого Письма, где сказано, как апостол Павел вошел на собрание язычников и стал проповедовать Евангелие. Из этого семинарист сделал вывод, что рок-концерты полезны для привлечения молодых в Церковь путем проповеди на них православных священников. Отец Тихон ответил, что проповедь на рок-концертах может соблазнить верующих людей, которые пытаются отгородить себя от этой культуры, и поэтому такой вид распространения христианского учения является достаточно рискованным. В результате дискуссии было решено, что лишь будучи таким большим и сильным перед Богом как апостол Павел можно без каких-нибудь проблем проповедовать на рок-концертах, а поскольку мы своей жизнью и поступками не достойны святого апостола, то лучше от такого вида деятельности удержаться.

Есть еще искушение властью. Игумен Тихон отметил, что с точки зрения религии светская и духовная власть является несовместимыми. Святой Церкви Христовой сейчас также угрожает национализм, сектантство и, что очень важно, так называемое младостарчество. Последнее касается тех священников, которые, будучи еще молодыми и недостаточно опытными в духовной жизни, пытаются всем давать множество советов и руководить не только другими священниками прихода, но и прихожанами.

Одним из последних наибольших искушений игумен Тихон назвал угрозу церковного раскола через самовольную трактовку некоторыми православными священниками и прихожанами целесообразности принятия идентификационных кодов, по поводу которых есть обнародованное священноначалием Церкви заявление, подтвержденное ведущими православными богословами.

Подводя итоги конференции, протоиерей Николай Макар отметил, что ее участникам удалось достичь всех поставленных целей. В частности, реалистично оценить роль и место православия в мире, его связь с отечественной и мировой культурами.

Отец Николай поблагодарил участников конференции за труды и участие в этом мероприятии. После молитвы гости отправиться в паломническую поездку в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру.

Виталий Сидоркин,

Виталий Разицкий