УКР РУС  


 Главная > Публикации > Советы мирянину  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 238 посетителей

Теги
УПЦ КП Церква і медицина Церква і влада Священний Синод УПЦ Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори конфлікти Вселенський Патріархат краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі Голодомор Католицька Церква автокефалія милосердя українська християнська культура Патріарх Алексій II Археологія та реставрація діаспора Києво-Печерська Лавра Президент Віктор Ющенко Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков розкол в Україні церква і суспільство шляхи єднання забобони Мазепа церковна журналістика молодь церква та політика секти педагогіка монастирі та храми України комуністи та Церква УГКЦ Церква і політика іконопис постать у Церкві Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






«Се — время благоприятное, се — день спасения»



Протоиерей Александр Авдюгин

19 февраля берет начало 46-дневный Великий пост. Собственно самого поста сорок дней, по образу того евангельского времени, в которое постился Христос перед Своим выходом на проповедь. Шесть последних дней добавляются к Святой Четыредестнице, как сугубое моление в неделю Страстной седмицы, в дни предательства, распятия и смерти Спасителя.

Срок немалый, как и канонические правила соблюдения поста непросты. Именно поэтому столько вопросов, рассуждений, мнений как благосклонно-понимающих, так и резко отрицательных. Сегодня уже можно сказать, что Великий пост касается всех, даже тех, кто его не собирается соблюдать. Он стал объективной реальностью, независимо от личного к нему отношения. Уже не вызывает удивленный взгляд заявление: «Я пощусь», а скептики разделились на два типа: тех, кто злобствует от своего скептицизма, и тех, кто, отрицая Бога лично для себя, вполне нормально относится к тем, для кого Господь - неотъемлемая составная жизни.

Кажется, нет ничего проблемного в соблюдении поста. Бери благословение, добавь к нему книжку с правилами пощения (таких, слава Богу, выпущено нынче православными издательствами предостаточно) и постепенно забывай о любимом холодильнике. Еще, конечно и обязательно, надобно прибавить к молитве церковной и домашней дополнительное время, которое как раз определяется при выключенном телевизоре. Ну и самое главное - подальше запрятать свое «Я». Это самое трудное, но вполне достижимое состояние, если последовать совету преподобного Амвросия Оптинского, который на вопрос «Как?» ответил: «считай себя хуже других».

Именно это умаление собственного «Я» и есть камень преткновения для многих и многих, потому что расстаться с аксиомой о собственной правоте и превосходстве чрезвычайно трудно, особенно если ты не живешь в церковной ограде, и храм для тебя - лишь место отдохновения от забот и трудов, да еще дань традиции.

Нет, наверное, такого священника, которому бы не задавался вопрос, почему в евангельском перечне «Блаженств» есть строка: «Блаженны нищие духом». Никто не желает считать себя «нищим», особенно в духовном плане. Все наперебой (компьютерным языком «по умолчанию») уверены в высотах и совершенствах своего духовного состояния, а в своей широте душевной так вообще не сомневаются!

Тут невольно вспоминается монастырская история, где инокиня одной женской обители к делу и не делу всегда прибавляла: «Ох, грешница я великая, грешница!», но как-то одна из сестер ответила: «Да знаем мы, какая ты грешница». «Что вы знаете!?» - тут же взвилась монахиня. Признать себя грешнее и беднее духом, причем не для бравады и похвалы - шаг нелегкий, это как первый раз к исповеди прийти...  

Уже много говорилось и проповедовалось с амвона церковного, да и по телевидению часто вещают, что пост имеет два крыла: телесное (ограничение в пище и удовольствиях) и духовное (покаяние, молитва), но вопросы задаются все же больше о том, что во времена постные ставить на обеденный стол. То есть, берется легкая составляющая поста - телесное ограничение - и совершенно игнорируется более сложное - покаянная молитва.

Печально, конечно, но вместо «стяжания Духа Святого» и обеления собственной души от струпьев греховных, главной постовой заботой становится лишь собственный желудок. Как бы его ограничить, но чтобы незаметно для меня было. Правило соблюдать, но удовольствий не лишаться.

Оттого и звонят телефоны церковные и священнические с сакраментальным воплем: «Что есть можно?» и лишь изредка и тихонько: «Батюшка, а как исповедоваться?».

Стремление комфортабельно провести пост - неудивительно. Ведь мы уже далеко превысили уровень потребления «хлеба насущного» как просто необходимость. Нам изыски нужны, причем, разнообразие их с каждым годом увеличивается. Именно поэтому время покаяния превратилось для многих лишь дискомфортом желудочно-кишечного тракта и возмущениями по поводу выключенного телевизора.

Недавно прочел слова православного священника о разнице целей нашего земного пребывания с точки зрения Бога и современного человека. Вот они: «Бог поставил перед человечеством задачу, не имеющую ничего общего с построением на Земле уютной и комфортной жизни: «Не собирайте себе сокровищ на Земле» (Мф. 6, 19). Согласно Священному Писанию, смысл существования человека состоит в его духовно-нравственном совершенствовании (см. Мф. 5, 48), где главное - научиться прощать людей (см. Мф. 6, 14-15), сопереживать им (см. Мф. 22, 39), ощущать их «нужды и печали» как свои собственные. А для этого каждому из нас необходимо испытать определенную долю скорбей и страданий, как говорится, на собственной шкуре. Что неизбежно влечет за собой ограничение человека как в материальных благах, так и в его «правах и свободах».

Прав священник. Поэтому, если пост есть установление Божие, то почему бы именно в эти дни святой Четырядесятницы и не сократить эту пропасть между замыслом Божиим и нашим практическим «житием».

 «Пользу поста, - учит святитель Василий Великий, - не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк союз неправды. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата... Будем поститься постом угодным Богу. Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».

Сумеем сочетать телесное с духовным - пост будет благодатен, а если будем заниматься лишь диетическими хлопотами, то Бог-то тут при чем?