УКР РУС  


 Главная > Публикации > Православный взгляд  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 118 посетителей

Теги
милосердя українська християнська культура церковна журналістика Приїзд Патріарха Кирила в Україну Католицька Церква комуністи та Церква 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України забобони іконопис Ющенко церква та політика церква і суспільство секти шляхи єднання молодь діаспора конфлікти Доброчинність УГКЦ Церква і політика краєзнавство Голодомор Церква і влада Археологія та реставрація педагогіка УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков Священний Синод УПЦ автокефалія Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина Вселенський Патріархат постать у Церкві Києво-Печерська Лавра вибори Мазепа розкол в Україні






Рейтинг@Mail.ru






Размышления христианина накануне праздника 8 марта



Юрий Скубак

Мы живем в эпоху, когда в семье происходят очень глубокие перемены, главное, конечно, изменяющееся положение женщины и превращение семьи из трудовой единицы в потребительскую. И дело здесь не только в развитии женского труда, хотя и это имеет  огромное значение.

Женщина, становясь экономически самостоятельной и независимой, теперь не мирится с прежним «подневольным» положением, на которое она была обыкновенно обречена. У современной женщины все больше и ярче выступают ее запросы как человека, происходит несменное, хотя и медленное, изменение психологии. Рост женской организованности, развитие гражданских и политических прав, рост просвещения среди женщин, безусловные их успехи в области научного и культурного творчества, - все это характерно для нашего времени. Женщина занимает все более активное место во всей современной жизни, но этот рост личности, благой и ценный сам по себе, сказывается весьма тяжело на семье.

Родители в семье являются первыми воспитателями и педагогами для своих детей. И в особенности мать. Как носительница жизни, жена непосредственно заботится и о жизни, и о ее качестве. Женщины более тонко чувствуют дух семьи, они в основном и создают атмосферу домашнего уюта, тепла и любви.

Сейчас везде говорят и пишут о новых обязанностях женщин, о новых правах, которые они должны иметь в науке, искусстве, на производстве, в органах управления государством, общественных организациях. Давно уже говорять об освобождении ее от зависимости и подчиненности семье, от «кухни и пеленок», и открытии ей широкого поля деятельности политической, общественной, производственной. Основным злом участницы женских движений считают мужской шовинизм, они предлагают разрушить все, что создано «мужчинами-угнетателями», начиная с государства и кончая семьей. Семья подлежит уничтожению, в первую очередь, как основа женской эксплуатации, одновременно с этим провозглашается полная сексуальная свобода, и, как следствие, отказ от материнства.

Стремление же женщины к независимости неизбежно ведет к ухудшению состояния семейств и даже к их разрушению. Такая «семья» не может создать здоровой социальной  ткани! Социальный организм: общество, государство, человечество начинает разрушаться и превращаться в хаос.

О равенстве мужчин и женщин во Христе

В дохристианском мире господствовало представление о роли женщины исключительно как жены и матери, самой природой наставляемой и обучаемой, хозяйкой и во всем покорной мужу или отцу. Согласно ветхозаветным представлениям, женщина не способна была защитить себя, ей приписывались или полное отсутствие мыслительных способностей, или обладание ими в очень незначительной степени. У иудеев этот взгляд был доведен до крайности, иудейский раввин утверждал: «Лучше сжечь слова закона, чем научить им женщину!»

Христианство возвысило женщину в понятиях общества и придало браку новое, неизвестное язычеству значение. Христианство обновило мир во всех отношениях. Оно внесло большую перемену в жизнь и в положение женщины, ведь спасение души в одинаковой мере доступно всякому человеку по вере в Господа Иисуса Христа. Вера соединяет людей воедино, так что нет различия между верующими из иудеев и язычников, рабов и свободных. Ибо все верующие во Христа посредством духовного возрождения в таинстве крещения сделались чадами Божиими по благодати усыновления Богом. Каждому крещеному, как сыну Божьему во Христе Иисусе, по благодати предоставлено наследие вечного блаженства в Царствии Небесном.

О назначении женщины в христианстве замечательны слова знаменитого учителя христианства Климента Александрийского. Его воззрение столь же противоположно господствующим понятиям древнего мира, как ложным теориям нового времени об эмансипации женщины, в которых сглаживаются всякое различие между обоими полами и не берутся во внимание особые свойства женской природы: «Между мужчиной и женщиной, как людьми, полное равенство, оба пола имеют одинаковую натуру, а следственно, и способны к одинаковой добродетели. Следует ли из этого, что назначение женщины то же самое, что и мужчины? Физическая организация первой служит доказательством противного: но различие в назначении не препятствует равенству».

Достоинство женщины чрезвычайно возвысилось в лице Богоматери, Которая, как послужившая спасению людей через воплощение от Нее Сына Божия, сделалась Превысшей всей твари, даже Херувимов и Серафимов, поклоняющихся Ей яко своей Госпоже и Царице. Именно Она была на земле первообразом христианской женщины.

Итак, только во Христе женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим начала свой темперамент, приобретает  благоразумие, терпение, способность рассуждать и мудрость. Сам Спаситель позволял некоторым женщинам следовать за Ним, слушать Его учение, служить Ему, беседовал с женою самарянкой, поучая ее истинам веры, милосердно относился к грешным женщинам. Апостолы Христовы, следуя примеру Своего Учителя, признавали высокое достоинство за женщиной-христианкой. «Ни мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе» писал апостол Павел.

Главенство мужа над женой

Женщина никогда не теряла своих прав. Подчинение христианской супруги не было домашним рабством. Жена была равна мужу и по единству человеческой природы, и по равному с ним положению в браке. Христианство принимало только различие назначений, различие сфер, в которых происходят деятельность мужчины и женщины.

Если для мужчины назначалась публичная, общественная деятельность, то женщина властвовала в сфере домашней. Жена не слуга своего мужа, но его подруга и помощница, или, по прекрасному выражению отцов Церкви, его необходимое дополнение. Только вместе с нею человек становится существом цельным и полным, каким он должен быть сообразно Божественным целям. «И напрасно женщина стала бы искать себе больших прав, чем какие ей дарованы, - пишет епископ Макарий, - не в этом ее счастье. Ее благо, ее мир, ее часть быть под охраной мужа, и в то же время быть его охраной; ее счастье быть сокровищем для своего мужа, и в то же время быть хранительницей его сокровища; она должна быть царицей  дома, когда муж оставляет дом, и признавать его господство, когда он возвращается в дом; их счастье в единении, в верности друг другу; их счастье в разделении труда: муж вне дома, жена в доме,  муж в народе, жена в семье, у мужа отцовская строгость, у жены материнская нежность. Довольно для каждого своего дела и своих способностей».

Церковь налагает обязанности не на одну жену, но столько же, если не больше, и на мужа. Если она говорит о женской кротости и повиновении, то от мужчины требует уважения и любви. Любви даже большей, чем к собственным родителям, чтобы готов был пострадать за нее в случае  нужды, чтобы покровительствовал ей, поддерживал ее своим знанием и опытностью, чтобы, наконец, если, по несчастью, она окажется нечувствительной к его советам, покорился своей участи, но не оскорблял бы ее, а тем более не покидал бы ее.

«Главенство мужа есть естественное и прямое следствие свойств мужчины и женщины. Да и не может быть две главы в доме. Где многоначалие - там безначалие. Не будет мира, если не будет одной главы в доме. Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет управление, или все будут повелевать, необходимо, чтобы было одно начальство», - пишет святой Иоанн Златоуст. Благо семьи и простое благоразумие требуют того, чтобы все подчинялось единой главе. А муж, как глава жены и семьи, не должен унижать себя недостойным поведением или обращением.

«Величайшая мудрость брака, - пишет иерей  Александр Ельчанинов, - дать полную свободу тому, кого любишь: брак наш земной подобие брака Небесного (Христос и Церковь), а там -полная  свобода. О женщине сказано: «немощный сосуд». Эта «немощь»  состоит  главным образом в подвластности женщины природным стихиям в ней самой и вне ее. В силу этого слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина от этого не свободна, она всегда раба своих страстей, своих антипатий, своего «хочется». Только в христианстве женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумие, терпение, способность рассуждать, мудрость. Только тогда возможна ее дружба с мужем».

По словам Сент-Экзюпери, в каждом человеке надо видеть посланника Божьего на земле. Это ощущение должно быть особенно сильным в отношении супруга. Отсюда проистекает известная фраза: «жена да боится своего мужа» (Еф.5:33), т.е. боится оскорбить его, боится стать поруганием его чести. Хорошая благодатная боязнь должна жить в сердцах супругов, ибо она порождает внимание к любящему, охраняет их отношения. Надо бояться делать все то, что может обидеть, огорчить другого, и не делать всего того, о чем не хотелось бы сказать жене или мужу. «Итак, любить есть дело мужей, а уступать - дело жен, - говорит святой Иоанн Златоуст. - Поэтому, если каждый будет исполнять свой долг, то все будет крепко».

Назначение женщины

Прямое назначение женщины - это семейная жизнь. Она - всегда верная спутница в жизни и незаменимая помощница своему мужу. Женщина-христианка должна помнить свое высокое назначение в духовной и физической жизни человечества, в деле созидания людей через деторождение и воспитание новых поколений. Известный английский церковный писатель Ф.Фаррар писал в свое время: «Христианство уделило женщинам обширную сферу плодотворной деятельности в семейном кругу, если только они обладают даром проявлять свое влияние в этом кругу толково и с полным самоотвержением. Конфуций весьма верно определил эту деятельность женщин словами: если кто разумно выполняет свой долг относительно семьи, то нет необходимости ходить далеко для жертвоприношений. Возможно, что некоторые эмансипированные женщины прочтут эти строки с усмешкой, тем не менее, я так далек от мнения, что заботы в домашнем быту составляют слишком ограниченное поле деятельности, что считаю эти заботы по обширности равными с полем деятельности всей человеческой расы. Женщина может стремиться к расширению своего миросозерцания и в то же  время не пренебрегать своими домашними обязанностями. Без сомнения, обязанности каждой женщины начинаются у домашнего очага, и если она нерадиво относится к этим обязанностям, то все ее  попытки  к расширению поля своей деятельности потерпят рано или поздно крушение».

Ведь что, а вернее - кто, объединяет семью в одно целое? Семья  была создана женщиной-матерью, которая боролась за своих детей и искала того, как прикрепить мужчину к семье. Мать не только в истории, но и в современной семье является ее связующей силой: семья сохраняет свое единство только благодаря матери. Ничто столько не служит чести матери, как ее заботы о детях, и ничто не утешает ее так, как искренняя, заслуженная любовь и почтение к ней детей.

Не приходится сомневаться и в огромном влиянии женщины через семью на жизнь общества.  Без преувеличения можно утверждать, что от женщин зависит строй каждой нации, строй, который, в свою очередь, влияет и на политический дух нации. Те занятия, которые принадлежат от природы женщине, быть матерью, воспитательницей детей, средоточием семьи отнюдь не менее важны, чем занятия, принадлежащие мужчине. Святой Иоанн Златоуст говорит, что если женам, стремящимся к равенству, предоставить гражданские, судебные, совещательные, военные и другие общественные дела, выполняемые мужчинами, то по своей склонности к превозношению они будут восставать против супругов и станут «надмеваться великой гордостью», а в семьях возникнет всякого рода «борьба и состязание». При всем этом женщина не лишена влияния на общественную жизнь, но влияние ее - не прямое, оно опосредствуется воспитанием детей. Если мать воспитывает детей в доброй нравственности, внушает им любовь к Церкви и отечеству и навык к честной трудовой деятельности, то она приготовляет полезных деятелей для общества и государства и оказывает им великую услугу гораздо большую, чем если сделается государственным служащим или научно-техническим работником.

Известный американский педиатр Б.Спок пишет о незаменимости материнской ласки и любви для детей в первые четыре года их жизни. Отсутствие или недостаток материнской ласки и любви по отношению к ребенку в ранний период его жизни оказывается  невосполнимым и накладывает мрачную печать на его характер, придавая ему черты жестокости, ненависти, сухости и даже неверия в существование бескорыстной любви в людях и большой, спасительной, жертвенной любви Бога к людям. Мать в семье является центром и источником семейной связи, ее духовной силой. В глазах матери, как в зеркале,  видит дитя нежность и любовь, те же чувства отражаются и в нем. Мать более чем кто-либо другой способна пробудить и развить в мягком  сердце ребенка все доброе. Счастье быть воспитанным в первые годы детства матерью, понимающей святость своего призвания!

«Семейство, материнство, воспитание детей - вот в чем истинное призвание женщины, - пишет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). - От этого  святого призвания и первая в мире женщина, наша общая прародительница, получила наипревосходнейшее из всех имен человеческих. Она была названа «жизнью», ибо она есть мать всех живущих. Итак, «жизнь», «мать» - вот истинно верные наименования женщины. Материнство, с христианской точки зрения, конечно, не есть в женщине одно только физическое материнство. Оно по преимуществу характеризуется высокими нравственными чертами. Не та женщина есть мать, которая только рождает детей, но та, которая воспитывает детей с нежной, сердечной любовью, полагает в их душу семена добра, научает познанию Бога и Его святой воли. Поэтому истинное материнство есть начало того животворного света, той ласки и тепла, которые дают  красоту и радость человеческой жизни».