УКР РУС  


 Главная > Публикации > Православный взгляд  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 294 посетителей

Теги
розкол в Україні іконопис Церква і політика Церква і влада Археологія та реставрація автокефалія Священний Синод УПЦ Президент Віктор Ющенко УГКЦ Вселенський Патріархат УПЦ КП Патріарх Алексій II секти Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков діаспора краєзнавство конфлікти комуністи та Церква Католицька Церква Голодомор українська християнська культура Києво-Печерська Лавра вибори Приїзд Патріарха Кирила в Україну забобони церква і суспільство шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі монастирі та храми України церква та політика Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика молодь педагогіка Церква і медицина Ющенко постать у Церкві милосердя Мазепа






Рейтинг@Mail.ru






ИЗ-ПОД ПЕРА ФИЛОСОФА: Жизнь

  23 февраля 2007


Иван Верстюк
Наверное, я не ошибусь, если предположу, что каждый человек в современном мире ищет в первую очередь глубины и подлинности жизни. Этот поиск очень сложен и является значительным испытанием для ищущего, который зачастую сам не подозревает, как выглядит то, что он ищет. Но если, не смотря на различные трудности и неблагоприятные обстоятельства, он продолжает искать, то обязательно находит и радуется найденному так, как не радовался ещё ничему за свой век...

Человек современного мира ищет Того, Чьим присутствием этот мир освящён и оплодотворён. Человек занят извечным поиском смысла и оснований для доброй, честной, нравственной жизни. Он хочет понять, почему и зачем он пришёл в такой неоднозначный мир, кем он должен в таком мире быть, и как это связано со всем, что он видит вокруг себя. Это удивительно, каким образом перед всей сложностью и проблемностью окружающей среды человек не падает в бессилии, не рвёт на себе волосы от злости и отчаяния, которые воспаляют его душу при виде трагичности некоторых граней бытия. Кто-то его от этого спасает, и он это явственно ощущает.

Поиск окончательного смысла Добра, Красоты, Истины может продолжаться бесконечно долго. Ищущий очень утомляется от этого поиска, но он не хочет его прекращать, и в то же время не может найти то, что ищет. И мир в таком случае представляется ему соблазном, невыносимым, невозможным испытанием, которое несёт с собой падение и гибель. Они неотвратимы, потому что не знает ещё такой человек Имени Того, Кто один только может помочь ему преодолеть неразрешимые загадки мира -загадки сложные, коварные, хитрые. Мир с неизбежностью подавляет человека, которому неведом Христос - единственная надежда жаждущей Истины души. Христос здесь, с нами, Он не покидает наш далёкий от совершенства мир, так что мы можем верить в лучший исход для всех и для каждого, верить в достижимость Добра. Мы можем смело быть честными и искренними друг с другом, зная, что этим и приобретается высшее понимание божественных путей, которые невидимо проложены вокруг и ведут людей к Богу, к Церкви.

   Хочется вспомнить слова о. Павла Флоренского (1882 - 1937): «Церковность - вот имя тому пристанищу, где умиряется тревога сердца, где усмиряются притязания рассудка, где великий покой нисходит в разум. Пусть ни я, ни другой кто не мог, не может и, конечно, не сможет определить, что есть церковность! Пусть пытающиеся сделать это оспаривают друг друга и взаимно отрицают формулу церковности! Сама эта неопределимость церковности, её неуловимость для логических терминов, её несказанность не доказывает ли, что церковность - это жизнь, особая, новая жизнь, данная человекам, но, подобно всякой жизни, недоступная рассудку?»

Действительно, невероятно сложно определить, что есть присутствие Бога в жизни и как проявляет себя Тот, к Кому направлены наши умы и сердца. Бог таинственен и непостижим, Он выше наших о Нём слов и определений, но в то же время Он очень близок к ищущей Его душе, близок в Своей готовности ответить на чаяние трепещущего и изнемогающего сердца. Человек чувствует Бога даже тогда, когда ещё не знает Его. От природы имея в себе стремление к Абсолюту, человек пытается приблизиться к Нему, и способы этого приближения бывают разными - в зависимости от того, кем является человек и как он живёт. Но совершенно однозначно то, что каждый жизненный путь, каким бы он ни был, может привести к Богу и необходимо ведёт к Нему, если человек не уклоняется от избранного направления, не смотря на возможные трудности и страдания, а стремительно движется вперёд, всё более и более убеждаясь в одухотворённости бытия и открывая для себя присутствие в мире божественного смысла.

Стоит ли говорить, как важна на человеческом пути красота жизненных поступков? Это очень особая красота, творить которую способны лишь те, кто сумел сохранить в себе детскую непосредственность и наивную, но святую веру в Благо. Очерствевшая, забывшая свою детскую святость душа не может видеть чистоту света, она слепа и нечувствительна к нему и не может воплощать его в своей жизни. Образы зла и тьмы окутывают такую душу и долго потом не отпускают, дразня её иллюзиями красоты, за которыми - ничего: пустота и, может быть, горечь. Как ужасно развратить себя до состояния невозможности найти, понять и полюбить добро...

Но многие, увы, в таком падении в глубины духовного мрака видят некоторый смысл, пытаются им наслаждаться, тем самым становясь причастными злу и уродству, которые неизменно присутствуют в мире повсеместно, присутствуют, потому что есть те, кто ими жаждет наслаждаться и готов наполнить этим свою жизнь, то есть отдать себя служению гибельной и иллюзорной эстетике зла, тьмы, небытия.

Жизнь, безусловно, нелегка. Порой она трагична. Но в то же время жизнь прекрасна, если посвящена Тому, Кто её дарует. Она прекрасна, если целеустремлённа, осмыслена, если человек ценит её как наивысший из возможных даров и верит в лежащее в её глубине величайшее чудо.

Автор: Іван Верстюк