УКР РУС  


 Главная > Публикации > Православный взгляд  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 133 посетителей

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко церква та політика шляхи єднання комуністи та Церква УПЦ КП вибори Патріарх Алексій II Києво-Печерська Лавра українська християнська культура іконопис діаспора Ющенко Археологія та реставрація педагогіка автокефалія молодь постать у Церкві Предстоятелі Помісних Церков Церква і політика Вселенський Патріархат милосердя Священний Синод УПЦ церковна журналістика Приїзд Патріарха Кирила в Україну УГКЦ забобони Мазепа краєзнавство Голодомор Католицька Церква 1020-річчя Хрещення Русі Церква і влада конфлікти церква і суспільство секти розкол в Україні Доброчинність Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






ИЗ-ПОД ПЕРА ФИЛОСОФА: Христианство как присутствие

  27 марта 2007


Иван Верстюк

Человеческие поступки никогда не бывают «просто так», они всегда на что-то направлены и чем-то мотивированы. Общество слагается как раз из поступков, поскольку в социальном измерении бытия индивид присутствует ровно настолько, насколько активно он действует, вернее даже - взаимодействует, поскольку в обществе как таковом каждое действие необходимо влечёт за собой другие, соотносящиеся с ним. И поэтому общество людей - это очень сложный организм, ответственность за здоровье которого лежит на каждом из его членов. Именно на фоне общества приобретают смысл те или иные ценности и идеалы - через восприятие их индивидами, то есть нами.

На нас как христианах лежит особая ответственность за состояние нашего социума. И поэтому наше присутствие в социальном организме должно быть как можно более полным и плодотворным. Христиане ни в коем случае не должны позволять себе быть пассивными наблюдателями того, что происходит вокруг них, наоборот - они обязаны стараться быть если не в центре событий, то хотя бы недалеко от него и, уж тем более, не на самой периферии.

Нам, христианам, ни в коем случае не должно быть всё равно

Нам не должно быть всё равно то, что происходит в политике, в экономике, в искусстве, в спорте, а также в других общественных сферах, не говоря уже о Церкви, которая призвана быть духовным ядром общества, его основной смыслопорождающей структурой. Вместе с Церковью и мы, её члены, призваны к самому активному участию в общественной жизни, в различных её областях. Таким путём происходит высшее духовное оправдание и вместе с тем освящение социального бытия людей, его вхождение и пребывание в действии Промысла Божьего, в осуществлении Тела Христового, которое есть наивысший по своему значению мистический символ Церкви.

Независимо от индивидуального мировоззрения каждого из нас, мы должны принимать участие в реализации божественного замысла относительно нашего мира и нашего человеческого сообщества. Мы обязаны помнить о важности и масштабности нашего призвания как христиан к активному социальному присутствию. Только от нас зависит, насколько наше - мировое, европейское, украинское - общество будет наполнено и пропитано христианскими ценностями и насколько оно будет руководствоваться в своём дальнейшем развитии ориентирами христианского, евангельского понимания Добра.

Христианство перестанет быть христианством, если оно замкнётся на самом себе...

Если оно будет сводиться к одним только молитвам и богослужениям. Я ни в коей мере не хочу умалять значение церковных Таинств в жизни верующих, но жизнь нам дана не только для того, чтобы мы молились, посещали богослужения, причащались. Жизнь - больше того, что о ней думают большинство христиан, намного больше. Православие никогда не смогло бы утвердить себя как истинное богопочитание, если бы оно не выходило за границы храмов и монастырей и было бы только лишь воскресным занятием, занятием выходного дня.

Православие есть призыв к более полной и значимой жизни, к активной деятельности по преображению окружающего нас мира и того общества, частью которого мы являемся. Ту духовную энергию, которую мы получаем в Церкви, мы должны претворять в действия и, прежде всего - в социальные действия. Утверждение и реализация христианского миропонимания, чего от нас требует Евангелие, возможны только через конкретную, целеустремлённую деятельность, направленную на преодоление трудностей и проблем, естественно возникающих в нашем обществе - обществе постсоветском, постатеистическом и потому столь несовершенном.

Конечно, каждый человек очень индивидуален...

А в смиренном приятии этих индивидуальных различий как раз и заключается суть заповеди любви к ближнему, которая является своего рода ключом к пониманию сущности общества, социума. Необходимо помнить, что евангельский призыв вкладывать и приумножать данные Богом таланты - это также и призыв реализовывать собственную индивидуальность, призыв быть собой в этом сложном и многообразном мире, призыв быть, а не казаться. Когда христиане становятся серой массой, они перестают быть христианами.

В этом смысле уместно будет вспомнить учение немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900) о сверхчеловеке. Ницше писал, что человек должен постоянно совершенствоваться, чтобы возвыситься над самим собой и стать новым существом - более сильным, развитым, более настоящим. И хотя Ницше отрицал христианство, своим учением о сверхчеловеке он оказал ему огромную услугу, даже не догадываясь об этом: ведь сверхчеловек - это христианин.

Христианин находится в постоянном духовном возрастании, он всегда в движении, он всем своим существованием направлен к Абсолюту - к Богу, основе всех истин и совершенств, и поэтому он становится сверхчеловеком. Но поэтому же и окружающее его общество он должен преобразить из человеческого в сверхчеловеческое своим активным присутствием в нём.

Автор: Іван Верстюк