УКР РУС  


 Главная > Публикации > Православный взгляд  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 112 посетителей

Теги
Мазепа церковна журналістика УГКЦ 1020-річчя Хрещення Русі Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) забобони Києво-Печерська Лавра Голодомор Церква і влада вибори секти монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація шляхи єднання Вселенський Патріархат церква та політика педагогіка Священний Синод УПЦ Доброчинність Приїзд Патріарха Кирила в Україну краєзнавство Церква і медицина автокефалія молодь Католицька Церква постать у Церкві українська християнська культура розкол в Україні милосердя церква і суспільство УПЦ КП Патріарх Алексій II конфлікти Предстоятелі Помісних Церков діаспора іконопис Ющенко комуністи та Церква






Рейтинг@Mail.ru






Дорогой добра: в начале пути

  23 April 2009


Игумен Лонгин (Чернуха)
С сентября 2006 года в начальных классах 106-ти школ г. Киева был введен экспериментальный курс "Христианская этика в украинской культуре". Сегодня в эксперименте задействованы 144 киевские школы, или 15 840 учеников. Инициатива столичных школ была подхвачена в регионах страны, и теперь эксперимент может считаться всеукраинским.

На самом деле введение данной дисциплины было несколько неожиданным для православных педагогов. На протяжении многих лет Православная Церковь от имени верующих учителей и родителей неоднократно обращалась и к президентам Украины, и  в Министерство науки и образования, и к украинской научной интеллигенции с просьбой ввести в школах преподавание духовных дисциплин. Но долгое время эти просьбы оставались без положительного ответа. Обычно следовала отписка, в которой все сводилось к тому, что Церковь отделена от государства, а позднее - что в Украине существует не только Православная Церковь, но и  целый ряд других вероисповеданий и религий, вследствие чего преподавание в государственных школах религиозных дисциплин невозможно.

 Очередные церковно-научные конференции стали походить на собрания, на которых духовенство и православные педагоги сами себе объясняли, почему необходимо преподавать Закон Божий в школах, что это важно, нужно, актуально и т.п. С начала мая-июня 2005 года оживились дискуссии между представителями государства и традиционных для Украины христианских конфессий о введении в школах преподавания основ христианской нравственности. Но государство тяготело скорее к общим, религиоведческим программам, что, естественно, не устраивало верующих. В какой-то момент стала угасать надежда быть услышанными государственными чиновниками...

В начале июня 2006 года представители Всеукраинского православного педагогического общества были приглашены на встречу в Киевский городской отдел народного образования. Там им сообщили о том, что с сентября в ряде школ Киева будет введен предмет с духовным компонентом. Как он будет называться, еще никто не знал, отсут­ствовали программы, учебники, методические пособия, но самым проблемным был вопрос кадровый. Поэтому приглашенные толком не знали: радоваться такой инициативе со стороны государ­ства или нет. Однако вопрос уже сдвинулся с мертвой точки, за много лет это было первое реальное предложение, поэтому не оставалось иного выбора, как только согласиться на совместную работу.

16 июня 2006 г. вышел указ Главного управления образования и науки Исполнительного органа Киевского город­ского совета "О внедрении проекта "Христианская этика в украинской культуре" для учащихся начальных классов и об определении ста общеобразовательных учреждений для его апробации". Киевскому городскому педагогическому университету имени Б. Д. Гринченко было поручено провести в августе-сентябре 2006 года подготовку педагогических работников в общеобразовательных учреждениях для преподавания данного курса.

С целью подготовки учебных пособий были созданы рабочая группа и автор­ский коллектив учебников, куда вошли миряне и духовенство. Первым возник вопрос, как назвать данный предмет. Сложность заключалась в том, что сегодня Украина является поликонфессиональным государством, хотя Православная Церковь (в сравнении с другими конфессиями) доминирует. Поэтому, с одной стороны, совсем не хотелось детям, семьи которых относятся к другим конфессиям, навязывать православное мировоззрение, а с другой, не хотелось и лишать православных детей того богатства духовной культуры, которая веками формировалась в Украине и влияла на ее менталитет. Например, кто может представить себе традиционную украинскую хату без икон Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая? В православной культуре иконография - это огромный духовный пласт, лежащий в основе христианского этического и эстетического воспитания ребенка. Но в протестантизме икона отсутствует. Более того, считается идолом. А почитание Богородицы? Возносят ли протестанты свои молитвы к Ней? Разве что лютеране, но икон у них нет. А можем ли мы представить украинских казаков, не почитающих Богородицу?... Предмету дали название "Христианская этика в украинской культуре". Украинская культура зиждется на восточном христианстве, поэтому именно православное мировоззрение легло в основу данного курса. А детям из неправославных семей, если их родители не против изучения данного предмета, предлагается ознакомиться с некоторыми темами на культурологическом, общепознавательном уровне. Но множество тем, связанных, например, с представлением о том, что мир создан Богом, с воспитанием любви к Священному Писанию, с почитанием родителей и старших наставников, бережным отношением к окружающему миру, воспитанием милосердия, трудолюбия, честности, добросовестности, умения дружить и т. п., являются все же общими для христианских конфессий.

Второй вопрос, который нужно было решать так же срочно, это - программа курса. Было предложено построить программу в соответствии с особенностями психологического развития детей младшей школы. Так, первый класс, - вводный, когда закладываются основные понятия о добре и зле в контексте веры в Бога, получил название "Дорога Добра". Второй класс - период, когда дети, по сравнению с другими классами младшей школы лучше воспринимают и усваивают материал через призму эмоциональных переживаний, был назван "Дорогой Милосердия". Третий класс - период, когда дети особенно настроены на практическую деятельность, получил название "Дорога Добродетели". И четвертый класс, когда дети чувствуют себя старшими в младшей школе, когда они подводят итоги, обобщают пройденный за предыдущие классы материал и готовы к более глубоким рассуждениям о добре и зле, о вере в Бога, был назван "Дорогой Мудрости".

Помимо умственных и психологических особенностей развития детей составители программы и учебников по "Христианской этике в украинской культуре" не могли не учесть и того, что уровень религиозного сознания, духовных знаний и вообще духовной жизни как у детей, так и у их родителей и учителей в среднем в Украине невысок. Многие скорее номинально являются верующими. Поэтому преподавание основ христианской культуры и этики должно быть достаточно деликатным, осторожным, чтобы знания о Боге и его Заповедях не стали нагромождением знаний, не воплощаемых в жизнь. В противном случае у детей пропадет интерес к данному предмету и, что еще опаснее, в целом к миру веры, к духовным вещам. Тут, очевидно, следует действовать по принципу "лучше меньше, но лучше". Не хотелось бы, чтобы уроки превратились в рутину, морализаторские нотации, а Заповеди Божьи использовались учителями и родителями для запугивания детей, в качестве угрозы наказания Богом за их нарушение.

Духовное, религиозное воспитание ребенка - это, прежде всего, вопрос семейного воспитания. Поэтому посещение детьми уроков христианской этики проходит обязательно с согласия родителей. И пока этот предмет является факультативным. Программа и учебники построены таким образом, чтобы как можно больше привлекать родителей к участию в изучении данного курса, создавая повод для духовного общения в семье. Без единства и согласия педагогов и родителей практически невозможно успешное духовное воспитание детей.

Продолжение следует...

"Церковная православная газета", №7-8 (233-234), апрель 2009 года.
Подписной индекс на русском языке - 96137, на украинском - 96145. 
 

 
   
Опрос проведен лабораторией экспериментальной педагогики Института последипломного педагогического образования КГПУ им. Б. Д. Гринченко

Опрос проведен лабораторией экспериментальной педагогики Института последипломного педагогического образования КГПУ им. Б. Д. Гринченко
Иллюстрация из учебника “Дорога Милосердия” (2-й класс), художники В. И. Аникин, Н. В. Аникина

Иллюстрация из учебника “Дорога Милосердия” (2-й класс), художники В. И. Аникин, Н. В. Аникина