УКР РУС  


 Главная > Публикации > Православный взгляд  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 277 посетителей

Теги
Церква і медицина церковна журналістика Священний Синод УПЦ комуністи та Церква автокефалія УПЦ КП Голодомор педагогіка постать у Церкві секти Вселенський Патріархат розкол в Україні іконопис 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) церква і суспільство Приїзд Патріарха Кирила в Україну Президент Віктор Ющенко Церква і влада милосердя Мазепа Предстоятелі Помісних Церков Церква і політика діаспора Патріарх Алексій II Києво-Печерська Лавра молодь краєзнавство Ющенко Археологія та реставрація українська християнська культура шляхи єднання конфлікти Католицька Церква забобони вибори Доброчинність церква та політика монастирі та храми України






Рейтинг@Mail.ru






Зачем делать копии Туринской плащаницы?

Александр Андрущенко

Информация о том, что представители Украинской Греко-Католической Церкви планируют выставить украинскую копию Туринской плащаницы в Национальном историко-культурном заповеднике «София Киевская», вызвала многочисленные недоразумения, громкие заявления и пламенные выступления на площадях. А было бы с чего шум поднимать...

Почему именно католики?

Сейчас, по благословению Папы Римского Бенедикта XVI, по нашей стране путешествует восьмая (украинская) копия Туринской плащаницы. Ее изготовили специально для Украины в честь 87-й годовщины провозглашения акта объединения ЗУНР и УНР. По словам католических кардиналов, разрешение на изготовление копии у папы получить очень сложно - такой чести удостоились лишь города и страны, где христианам приходилось терпеть гонения и бороться за право свободно исповедовать свою веру. В информационных сообщениях также говорится, что «таким образом христиане разных конфессий были награждены за страдания, которые им пришлось пережить в период атеистического режима Советского Союза».

На сегодня, кроме украинской, в мире существует еще семь копий плащаницы: в Турции, Румынии, Словакии, Литве, Беларуси, а также в Иерусалиме и Риме. И вдобавок католики считают оригинал Туринской плащаницы собственностью Ватикана. Но ведь история говорит о другом...

Туринская плащаница - это льняное полотно, в которое завернули бездыханное тело Спасителя. После Его Воскресения плащаница хранилась у святого апостола Петра, который со временем передал ее другим ученикам. Они подарили пелены царю Абгару V, который правил в независимом государстве Эдесе (территория современной Турции). Благодаря этому он исцелился от тяжелой болезни и принял христианство.

В 216 году во время нападения на Эдесу христиане замуровали плащаницу в нишу над западными воротами города, а отыскали ее снова лишь в VI столетии. После этого святыню переправили из Константинополя в Иерусалим. Об этом свидетельствует епископ Галльский, рассказывая в своих дневниках о путешествии на Святую Землю в 640 году. Вдобавок, точные изображения плащаницы с ее характерными особенностями (даже дырки на ткани) сохранились на миниатюрах манускрипта, датированного 1192-1195 годами. А исторические документы XI-XII столетий свидетельствуют о том, что плащаница сохранялась в Константинополе в храме Святой Софии, а для всеобщего поклонения паломников со всего мира ее выставляли лишь на Страстной Неделе.

Но вот, в 1204 году, во время захвата крестоносцами Константинополя, эта выдающаяся христианская святыня бесследно исчезает...

Большинство историков считают, что с того времени она хранилась у тамплиеров: они принимали участие в крестовом походе на Константинополь в 1204 году, и, как известно, почитали какой-то сакральный предмет, который, по мнению современных ученых, и был плащаницей. Со временем вывезенные погребальные пелены Спасителя попали в Туринский кафедральный собор Джовани Батиста, и с того времени Ватикан стал считать плащаницу своей собственностью, а Папа Римский благословляет делать из нее копии и решает, какие страны мира имеют право их получить.

О «святости» украинской копии

Комментируя последние события, Глава украинских греко-католиков кардинал Любомир Гузар, в частности, сказал: «Хочется, чтобы эта плащаница стала святыней для целой Украины, а не собственностью одного церковного сообщества». Интересно было бы узнать, кому адресованы эти слова, ведь православные верующие едва ли имеют желание, чтобы украинская копия Туринской плащаницы стала их святыней. Туринская плащаница - единственная в своем роде, и верующие, которые желают помолиться Господу у Его погребальных полотен, совершают паломничества в Турин. И вдобавок непонятно, почему именно страны, которые более всего пострадали от тоталитарной системы, получили право иметь свою копию. А что делать тем государствам, в которых, скажем, не было гонений? Неужели людям нужно обязательно пострадать для того, чтобы получить копию плащаницы, и те христиане, которые без гонений много лет верой и правдой служили Богу, этого недостойны?

Что касается копий... Что ж это будет, если сейчас начать делать копии Креста Господнего, одежд святых апостолов, которые сохранились до наших дней, или даже честных мощей святых угодников? Почему бы, например, не изготовить копию мощей святой великомученицы Варвары, чтобы в день ее памяти не только представители Киевского патриархата, но и верные Украинской Православной Церкви имели возможность поклоняться им? Вдобавок, если изготовить точные копии всех христианских святынь Вселенского значения, мы рискуем уничтожить традицию паломничества, которая идет к нам из евангельских времен. Зачем, например, верующим Киева посещать Святую Землю, если в Киево-Печерской Лавре можно разместить точные макеты Гроба Господнего, места рождения или казни Спасителя.

Такие ли уж православные - забастовщики?

Когда 14 ноября 2003 года греко-католики привезли седьмую (Белорусскую) копию Туринской плащаницы в Одессу, православные одесситы не организовывали митингов, не штурмовали католических костелов. И православные киевляне в январе этого года тоже не особо возмущались. В день Соборности, 22 января, они молились за Украину в столичных храмах и монастырях за воскресным богослужением, слушали проповеди священников, а кто-то посещал занятия в воскресной школе.

В официальных церковных СМИ не было сообщений о том, что Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир благословил верующих на молитвенное стояние и митинги возле Софии Киевской в воскресенье, 22 января. Но некоторые СМИ сообщили, что среди тех, кто вышел на Софийскую площадь, были и православные. Однако, по словам корреспондента агентства «Интерфакс-Украина», «среди митингующих в основном были пожилые люди, которые вместе с молитвами скандировали «Кучму геть!», «Униатов геть!» Они держали государственные флаги России и Беларуси». Как видим, об украинском православии здесь и речи не идет.

Не следует протестовать против музейного экспоната

Из-за сложных погодных условий копию Туринской плащаницы не удалось доставить из Львова в Киев. Кто-то радуется по этому поводу («Хорошо, что не удалось»), для кого-то, возможно, это трагедия, а кто-то оставался бы спокоен, даже если бы ее и привезли. Вообще не поняло, почему православных это должно беспокоить. Ведь греко-католики хотели выставить в Национальном историко-культурном заповеднике «София Киевская» не святыню мирового значения - Туринскую плащаницу, а ее копию, которая для нас есть не более чем музейный экспонат. Это, возможно, помогло бы многим людям, которые не имеют возможности попасть в Турин, хотя бы увидеть, какие они на самом деле - погребальные пелены Иисуса Христа.