УКР РУС  


 Главная > Публикации > Православный взгляд  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 191 посетителей

Теги
Приїзд Патріарха Кирила в Україну Священний Синод УПЦ милосердя Києво-Печерська Лавра Голодомор церква і суспільство Католицька Церква молодь розкол в Україні Патріарх Алексій II педагогіка церква та політика УПЦ КП шляхи єднання Церква і медицина Вселенський Патріархат вибори Церква і політика Ющенко Археологія та реставрація Церква і влада Мазепа конфлікти комуністи та Церква українська християнська культура іконопис автокефалія краєзнавство діаспора Президент Віктор Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі постать у Церкві Доброчинність забобони Предстоятелі Помісних Церков церковна журналістика УГКЦ монастирі та храми України секти Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






Каким «богам» принадлежит олимпийское золото?

Александр Андрущенко

Миллионы людей во всем мире с нетерпением ожидали конца февраля. В воскресенье, 26-го, в итальянском городе Турин были определены лучшие спортсмены мира. За золото XX Олимпийских игр в течение двух недель боролись мастера из 80 стран мира. Эти соревнования проводятся раз в четыре года, но многим для того, чтобы одержать победу, нужно посвятить тренировкам целую жизнь. Как-то, в ответ на это, пожилой прихожанин православного храма неоднозначно спросил: «Отдать жизнь? А кому, олимпийским богам?» И в самом деле, в христианском мире много людей считают, что олимпийское золото люди получают не за спортивные достижения, а за жизнь «не по заповедям Божьим».

Существует немало легенд, рассказывающих о языческом происхождении Олимпийских игр. Верить или не верить в то, что эти соревнования основали такие мифические персонажи, как Зевс или Геракл - это личное дело каждого. Миф потому и называется «мифом», что его персонажи являются вымышленными героями, а события - плодом человеческого воображения.

Тем не менее, многочисленные документы, которые сохранились до наших дней, относят появление Олимпийских игр к 884 году до н.э., когда кровопролитные войны уничтожали греческие государства. Однажды Ифит, правитель небольшой страны Элиды, где и находилась легендарная Олимпия, попросил Дельфийского оракула посоветовать, как ему в этих сложных условиях сохранить свой народ. На это мудрец ответил: «Надо, чтобы ты основал игры, которые бы приносили удовольствие богам». Кажется, уже одного этого факта достаточно, чтобы лишить Олимпийские игры права на существование. Но что же было дальше?

После встречи с оракулом Ифит провел переговоры со своим могущественным соседом, воинствующим правителем Ликургом. Последний позволил Элиде стать нейтральным государством. В знак благодарности Ифит основал атлетические состязания, которые должны были проходить в Олимпии раз в четыре года.

Так, в Греции был установлен прекрасный обычай: в самые сложные моменты междуусобной борьбы все без исключения оставляли оружие и направлялись в Олимпию, чтобы наблюдать за ходом соревнований. Со временем Олимпийские игры стали событием общенациональным, которое объединило всю Грецию. А до их появления, как мы знаем, это государство состояло из многих враждующих между собой стран.

Итак, в первую очередь, Олимпийские соревнования тех времен - это средство прекратить кровопролитие, заставить греков посмотреть в глаза ближнему и понять, что рядом не враг, а соотечественник. И лишь после этого можно говорить о религиозных ритуалах и жертвах, которыми сопровождались соревнования. Их было действительно много, но это не дает оснований выступать против современных Олимпийских игр, ведь они, по сути, превратились из «зрелища для богов» в спортивные соревнования.

Едва ли кто-либо из православных священников или иерархов делал официальные заявления против Олимпийских игр. Тем более зимних, которые появились далеко не в языческую эпоху. Впервые соревнования по фигурному катанию были включены в программу игр IV-й Олимпиады в Лондоне, в 1908 году. Вообще, выступать сегодня за отмену Олимпийских игр лишь потому, что они были основаны не в христианском, а в языческом мире, означает быть против современного спорта и миллионов людей, которые посвятили тренировкам почти всю свою жизнь. Кстати, история Православной Церкви знает множество служителей Божьих, которые до принятия священного сана занимались профессиональным спортом. Но не обязательно «преодолевать длинные дистанции» или «поднимать огромный вес», чтобы понять, что спорт - это одно из средств усовершенствования человека. Чтобы получить награду - не достаточно лишь захотеть этого. В период тренировок спортсмен должен отказаться от себя: забыть об усталости, желании отдохнуть, хорошо провести время в кругу друзей, и, главное, такой человек должен трудиться, не покладая рук. Но даже все это не гарантирует успеха...

Поистине удачные слова для характеристики сущности спорта подобрал выдающийся богослов, миссионер и публицист прошлого столетия протоиерей Александр Шмеман. До нас дошли строки, которые он записал в свой дневник, наблюдая за соревнованиями Олимпийских игр в австрийском городе Інсбурк. «Невозможно оторваться, - говорит отец Александр. - Замечательная красота человеческого тела, которое превращается в усилие, движение; на глазах это тело становится легким, «воплощением духа». Этот дух освобождает его от тяжести. Конечно, победа в спорте - символична. Со временем эти тела состарятся и сделаются тяжелыми. Спортивная победа - это стремление, и потому является символом... Христос ходил по водам не потому, что был бестелесным, а потому что Его тело было целиком Им, Его волей, Его жизнью. Все в спорте - аскеза, целеустремленность, целомудрие, без которого невозможны свершения и, в конце концов, красота, - все доказывает, что любой человек может достичь преображения».

Конечно, богослов не хотел сказать, что все должны заниматься спортом, но это показывает, как нужно относиться к собственному телу. Вершину спорта протоиерей Александр Шмеман видит не в удовлетворении, а в радости, которая так нужна человеку.

Эти слова адресованы, наверное, тем, кто считает спортсменов большими грешниками, которые променяли Истинного Бога на культ собственного тела. «Радость, а не удовлетворение», - в этом разница между настоящим спортом и стремлением человека удовлетворить свои греховные потребности. «Спортсменом является лишь тот, кто никогда не останавливается», - сказал когда-то футбольный Тренер с большой буквы Валерий Лобановский. Именно такие люди раз в четыре года получают олимпийское золото.

Как всегда, в нынешних Олимпийских играх победили не гордость и дерзость, а искреннее желание достичь цели. Для настоящего мастера важна не золотая медаль, а высокий профессиональный уровень. Именно поэтому, совсем скоро олимпийские награды займут свое почетное место среди других знаков отличия, а спортсмены продолжат настойчиво тренироваться. А со временем будут смотреть на них, как на что-то обычное - по-другому и быть не может, ведь впереди новые нормативы и более сложные требования...