УКР РУС  


 Главная > Публикации > Слово пастыря  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 228 посетителей

Теги
Приїзд Патріарха Кирила в Україну шляхи єднання постать у Церкві розкол в Україні Предстоятелі Помісних Церков автокефалія монастирі та храми України Києво-Печерська Лавра Ющенко молодь іконопис церква і суспільство Президент Віктор Ющенко краєзнавство педагогіка українська християнська культура конфлікти Вселенський Патріархат комуністи та Церква Мазепа забобони Голодомор церковна журналістика церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність Археологія та реставрація секти Церква і влада Церква і медицина УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) Священний Синод УПЦ діаспора Католицька Церква УПЦ КП милосердя Церква і політика Патріарх Алексій II вибори






Рейтинг@Mail.ru






Постовые заметки

  18 июня 2007


Протоиерей Александр Авдюгин

Все мы с вами знаем: «Жертва Богу - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» - слова из покаянного псалма царя Давида. Эти слова - образ покаяния. Они были написаны Давидом, когда он тяжко согрешил, когда был обличен в грехах пророком, когда сам всем сердцем понял глубину своего падения. И тогда он стал молиться Богу, взывая: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Эти слова верующие повторяют уже много тысяч лет, потому что они являются воплем сердца грешного, желающего быть чистым и плачущего об утерянной благодати.

Вроде бы просто вернуть к себе Бога...

Столько способов и примеров веками подтвержденных, а на самом деле, покаяние и сокрушение трудно достигается, и редко воплощается в нашу жизнь. Причина - отсутствие страха перед грехом, уверенность, что сегодня еще можно без Бога прожить,  а затем, когда старенькими станем, тогда и в Церковь пойдем, и каяться будем. Да вот незадача, никак наш график жизненный от нас самих не зависит. Не мы решали, когда нам родиться, и далеко не нам решать, когда помирать будем.

Отвергая в своей личной жизни церковь, куда вход возможен только через исповедь, через покаяние, мы, по существу, отказываемся от любви Божией, от Его благодати, и сердце наше становится нечувствительным. Оно не способно по-настоящему молиться, по-настоящему любить. Нет в нем ни тоски о Боге, ни страдания от своей нечистоты, от своих грязи и беззаконий. Совесть спит. Различение добра и зла потеряно. В результате - брошенные дети, поломанные судьбы, грязь в подъездах, стремление нажиться не за счет собственных трудов, и, самое главное, отсутствие правдивости и искренности.

Одним из средств исцеления являются установленные Церковью посты

О них так много говорят, но не считают нужным придерживаться. А если все же попробовать хотя бы один церковный пост провести в той традиции и с теми правилами, что дает православие? Неужели наши предки, для которых пост был насущной необходимостью и которые жили намного совестливей и честней, чем мы сегодня, были все до одного глупее нас, нынешних? Не ставим ли мы в своей гордыне, себя любимых, намного выше, чем есть на самом деле?

Ведь, по существу, мы почти все парализованные и не обладаем всем тем множеством возможностей, которые в нас заложены, не видим и не можем реализовывать свои таланты.

Более того. В течение дня человек может претерпеть такую метаморфозу преображения, что, встретив его вечером, мы не видим в нем ничего знакомого. Он не тот, что был сегодня с утра. Это ярчайшее доказательство нашей духовной бесхребетности.

За примерами ходить далеко не надо

Недавно утром мы любовались радостными и красивыми выпускницами, спешащими на последний звонок. Душа радовалась. И я видел их вечером - после посиделок и «отмечаний». У выпускниц (да и выпускников тоже) были те же имена и те же адреса жительства, но это были не они.

Для того, чтобы вернуться к образу человеческому, традиционно нашему, где одаренность, богатство и скромность не конфликтует между собой, есть один лишь верный способ - покаяние сокрушенного сердца, а оно без поста невозможно.

Пост - это не просто воздержание в пище, это есть некоторый маленький подвиг. Это время, когда каждый, с помощью Церкви, с помощью Божией, может проявить некое усердие, может чем-то пожертвовать. Хотя бы чем-то небольшим: какими-то своими страстями, пристрастиями, услаждениями, вкусной пищей, разными зрелищами и увеселениями, развлечениями. Пожертвовать своим свободным временем, отдыхом, может быть, даже некоторой свободой своей для того, чтобы отдавая Богу нечто, возбудить собственное сердце к покаянию. Когда человек что-то отдает и жертвует, в нем просыпается любовь, он начинает жить, потому что любовь имеет жертвенную природу.

Любовь не надо путать с влюбленностью

Любовь - не просто пристрастие какое-то, нет, любовь - это самопожертвование. Если человек хочет себя отдать за другого, если начинает что-то отрывать от себя, пускай немного, пускай мало, он получает возможность любить, в нем просыпается жизнь духовная. Именно к этому и призывает нас Церковь во время поста, чтобы мы по-немножку, но каждый день, жертвовали чем-то, чтобы мы делали какие-то усилия, делали то, что нам трудно.

 Нам повсеместно твердят, что нельзя и даже вредно много дней не есть каких-то питательных продуктов. Говорят, что вредно долго стоять на службах. Но какая польза нам, если мы телу будем приносить еду, если успешно будут двигаться наши дела, а душе нашей будет плохо?

Люди неверующие считают, что так и нужно жить, о душе не думать и не заботиться. Во главе угла - лишь ублажение собственного тела, того, что старится, дряхлеет, болеет и, в конце концов, сгниет. Останется душа, о которой, оказывается, заботы не проявлялось, и которая, острупленная смердящими миазмами грехов, естественно, будет отвергнута Богом. Мы ведь не заходим в чистую комнату в сапогах с комьями грязи? Зачем же Богу в чистоте творческого райского блаженства принимать и видеть то, что не хотело Его и от которого, простите, воняет?

Надобно все же понимать, что тело - это некий осел

На нем нужно доехать, добраться до границы этого земного бытия. Оно имеет вспомогательное значение, поэтому заботиться о нем не нужно так сильно. Надо прежде всего думать о душе. Какая польза человеку, если он весь мир приобрящет, а душе своей повредит, как говорил Господь.

В эти дни у православных - Петровский пост, установленный святыми отцами во времена далекие и древние. Он не так строг, как Великий, имеет (в зависимости от дня Пасхи) разную продолжительность, он легче по службам и молитвам, но он так же предрасполагает к возвращению себя в орбиту любви Божией. Нужно лишь желание и убежденность, что я не пуп земли, на котором сосредоточилось все и вся, не великий и ужасный Гудвин из детской сказки, а недостойный грешник, которому бы молчать поболе да в себя больше смотреть.

Нужно осознать свое недостоинство, свое духовное убожество, а это проще всего сделать в Церкви, именно там и можно получить то, о чем мы молимся: «Даруй ми зрети моя прегрешения».

Когда же грязь видна станет, то ее проще отстирать... Иначе, сколько не говори о Боге, образ Его вернуть себе не удастся.  

Сейчас время благоприятное, сейчас момент особенный - возможность спасения и очищения души нашей - рядом с нами. Господь протягивает нам руку, как утопающему Петру, для того, чтобы вырвать нас из глубины греха нашего и поставить рядом с Собой; Он желает нынче преобразить нас, как некогда преобразил Павла. Мы можем сейчас использовать эту возможность, нужно лишь желание.

Автор: Протоиерей Александр Авдюгин