УКР РУС  


 Главная > Публикации > Слово пастыря  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 91 посетителей

Теги
Священний Синод УПЦ педагогіка монастирі та храми України Голодомор конфлікти Мазепа Археологія та реставрація церква та політика автокефалія Доброчинність вибори діаспора Патріарх Алексій II Ющенко УГКЦ шляхи єднання Церква і політика секти Києво-Печерська Лавра милосердя церковна журналістика розкол в Україні Президент Віктор Ющенко 1020-річчя Хрещення Русі Церква і медицина УПЦ КП українська християнська культура Вселенський Патріархат постать у Церкві молодь забобони Католицька Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну Митрополит Володимир (Сабодан) краєзнавство іконопис комуністи та Церква церква і суспільство Предстоятелі Помісних Церков Церква і влада






Рейтинг@Mail.ru






Постовые заметки

  18 июня 2007


Протоиерей Александр Авдюгин

Все мы с вами знаем: «Жертва Богу - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» - слова из покаянного псалма царя Давида. Эти слова - образ покаяния. Они были написаны Давидом, когда он тяжко согрешил, когда был обличен в грехах пророком, когда сам всем сердцем понял глубину своего падения. И тогда он стал молиться Богу, взывая: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Эти слова верующие повторяют уже много тысяч лет, потому что они являются воплем сердца грешного, желающего быть чистым и плачущего об утерянной благодати.

Вроде бы просто вернуть к себе Бога...

Столько способов и примеров веками подтвержденных, а на самом деле, покаяние и сокрушение трудно достигается, и редко воплощается в нашу жизнь. Причина - отсутствие страха перед грехом, уверенность, что сегодня еще можно без Бога прожить,  а затем, когда старенькими станем, тогда и в Церковь пойдем, и каяться будем. Да вот незадача, никак наш график жизненный от нас самих не зависит. Не мы решали, когда нам родиться, и далеко не нам решать, когда помирать будем.

Отвергая в своей личной жизни церковь, куда вход возможен только через исповедь, через покаяние, мы, по существу, отказываемся от любви Божией, от Его благодати, и сердце наше становится нечувствительным. Оно не способно по-настоящему молиться, по-настоящему любить. Нет в нем ни тоски о Боге, ни страдания от своей нечистоты, от своих грязи и беззаконий. Совесть спит. Различение добра и зла потеряно. В результате - брошенные дети, поломанные судьбы, грязь в подъездах, стремление нажиться не за счет собственных трудов, и, самое главное, отсутствие правдивости и искренности.

Одним из средств исцеления являются установленные Церковью посты

О них так много говорят, но не считают нужным придерживаться. А если все же попробовать хотя бы один церковный пост провести в той традиции и с теми правилами, что дает православие? Неужели наши предки, для которых пост был насущной необходимостью и которые жили намного совестливей и честней, чем мы сегодня, были все до одного глупее нас, нынешних? Не ставим ли мы в своей гордыне, себя любимых, намного выше, чем есть на самом деле?

Ведь, по существу, мы почти все парализованные и не обладаем всем тем множеством возможностей, которые в нас заложены, не видим и не можем реализовывать свои таланты.

Более того. В течение дня человек может претерпеть такую метаморфозу преображения, что, встретив его вечером, мы не видим в нем ничего знакомого. Он не тот, что был сегодня с утра. Это ярчайшее доказательство нашей духовной бесхребетности.

За примерами ходить далеко не надо

Недавно утром мы любовались радостными и красивыми выпускницами, спешащими на последний звонок. Душа радовалась. И я видел их вечером - после посиделок и «отмечаний». У выпускниц (да и выпускников тоже) были те же имена и те же адреса жительства, но это были не они.

Для того, чтобы вернуться к образу человеческому, традиционно нашему, где одаренность, богатство и скромность не конфликтует между собой, есть один лишь верный способ - покаяние сокрушенного сердца, а оно без поста невозможно.

Пост - это не просто воздержание в пище, это есть некоторый маленький подвиг. Это время, когда каждый, с помощью Церкви, с помощью Божией, может проявить некое усердие, может чем-то пожертвовать. Хотя бы чем-то небольшим: какими-то своими страстями, пристрастиями, услаждениями, вкусной пищей, разными зрелищами и увеселениями, развлечениями. Пожертвовать своим свободным временем, отдыхом, может быть, даже некоторой свободой своей для того, чтобы отдавая Богу нечто, возбудить собственное сердце к покаянию. Когда человек что-то отдает и жертвует, в нем просыпается любовь, он начинает жить, потому что любовь имеет жертвенную природу.

Любовь не надо путать с влюбленностью

Любовь - не просто пристрастие какое-то, нет, любовь - это самопожертвование. Если человек хочет себя отдать за другого, если начинает что-то отрывать от себя, пускай немного, пускай мало, он получает возможность любить, в нем просыпается жизнь духовная. Именно к этому и призывает нас Церковь во время поста, чтобы мы по-немножку, но каждый день, жертвовали чем-то, чтобы мы делали какие-то усилия, делали то, что нам трудно.

 Нам повсеместно твердят, что нельзя и даже вредно много дней не есть каких-то питательных продуктов. Говорят, что вредно долго стоять на службах. Но какая польза нам, если мы телу будем приносить еду, если успешно будут двигаться наши дела, а душе нашей будет плохо?

Люди неверующие считают, что так и нужно жить, о душе не думать и не заботиться. Во главе угла - лишь ублажение собственного тела, того, что старится, дряхлеет, болеет и, в конце концов, сгниет. Останется душа, о которой, оказывается, заботы не проявлялось, и которая, острупленная смердящими миазмами грехов, естественно, будет отвергнута Богом. Мы ведь не заходим в чистую комнату в сапогах с комьями грязи? Зачем же Богу в чистоте творческого райского блаженства принимать и видеть то, что не хотело Его и от которого, простите, воняет?

Надобно все же понимать, что тело - это некий осел

На нем нужно доехать, добраться до границы этого земного бытия. Оно имеет вспомогательное значение, поэтому заботиться о нем не нужно так сильно. Надо прежде всего думать о душе. Какая польза человеку, если он весь мир приобрящет, а душе своей повредит, как говорил Господь.

В эти дни у православных - Петровский пост, установленный святыми отцами во времена далекие и древние. Он не так строг, как Великий, имеет (в зависимости от дня Пасхи) разную продолжительность, он легче по службам и молитвам, но он так же предрасполагает к возвращению себя в орбиту любви Божией. Нужно лишь желание и убежденность, что я не пуп земли, на котором сосредоточилось все и вся, не великий и ужасный Гудвин из детской сказки, а недостойный грешник, которому бы молчать поболе да в себя больше смотреть.

Нужно осознать свое недостоинство, свое духовное убожество, а это проще всего сделать в Церкви, именно там и можно получить то, о чем мы молимся: «Даруй ми зрети моя прегрешения».

Когда же грязь видна станет, то ее проще отстирать... Иначе, сколько не говори о Боге, образ Его вернуть себе не удастся.  

Сейчас время благоприятное, сейчас момент особенный - возможность спасения и очищения души нашей - рядом с нами. Господь протягивает нам руку, как утопающему Петру, для того, чтобы вырвать нас из глубины греха нашего и поставить рядом с Собой; Он желает нынче преобразить нас, как некогда преобразил Павла. Мы можем сейчас использовать эту возможность, нужно лишь желание.

Автор: Протоиерей Александр Авдюгин