УКР РУС  


 Главная > Публикации > Слово пастыря  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 384 посетителей

Теги
Церква і влада іконопис Доброчинність 1020-річчя Хрещення Русі УГКЦ УПЦ КП розкол в Україні Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора автокефалія Церква і медицина Священний Синод УПЦ Вселенський Патріархат Ющенко постать у Церкві Києво-Печерська Лавра Голодомор секти Приїзд Патріарха Кирила в Україну милосердя конфлікти Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України шляхи єднання Патріарх Алексій II українська християнська культура забобони вибори Археологія та реставрація педагогіка церква та політика Католицька Церква молодь краєзнавство церковна журналістика комуністи та Церква церква і суспільство Мазепа Предстоятелі Помісних Церков






Рейтинг@Mail.ru






СЛОВО ПАСТЫРЯ: О церковном единстве

  13 июня 2008


Архиепископ Львовский и Галицкий Августин

 

Настоящая статья архиепископа Львовского и Галицкого Августина (Маркевича) опубликована на сайте Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который пройдет в Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя с 24 по 29 июня 2008 года.

 

В настоящее время особенно острой в Украине является проблема сохранения церковного единства. Вопрос этот лежит одновременно в догматической и канонической плоскостях. Но в то же время можно рассмотреть и его нравственный аспект.

Сегодня, когда речь заходит о существующем в нашей стране церковном расколе, от ряда лиц нередко можно услышать призывы к отказу от некоторых канонов, которые объявляются якобы устаревшими и имевшими смысл лишь в обстоятельствах, которые давно стали достоянием истории. Как правило, эти заявления проистекают от представителей псевдоцерковной интеллигенции и околоцерковных политических деятелей, которые увлеклись идеями национального самосознания и «государственной Церкви» и выступают защитниками инициаторов и организаторов обоих расколов.

Не разбираясь глубоко в природе Церкви как богочеловеческого организма, они выдвигают требования немедленного устранения разъединения верующих. При этом они заявляют, что жизнь сегодня изменилась, древние каноны превратились из орудия защиты церковного порядка в механизм торможения, мешающий развиваться живому духу в Церкви и совершать в ней необходимые преобразования. И одним из главных условий для этого они считают преодоление церковных расколов не «устаревшим», каноническим путем, а путем новоизобретенным. То есть они предлагают не воссоединение с канонической Церковью через покаяние, а любым иным путем, лишь бы избежать подвига нравственного выбора. Канонический путь предлагает труды покаяния. А это, в первую очередь, - смирение своей гордыни перед соборным мнением Церкви. Канонический путь предусматриваем также отказ от приобретенных за время служения в раскольнических общинах должностей и почестей, чему мешает тщеславие и властолюбие.

Подобный подход радикальных «объединителей» закономерно вызывает возмущение у людей, глубоко погруженных в церковную традицию и трепетно заботящихся о её сохранении. Это и понятно, ибо покушение на канонический строй Церкви неприемлемо с точки зрения евангельской морали!

В 17-й главе Евангелия от Иоанна содержится Первосвященническая молитва, с которой Господь наш Иисус Христос обращается к Отцу и просит о верующих: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так они да будут в Нас едино...» И далее: «Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет» (Ин. 17. 21, 26). Как видим, Спаситель ставит единство всех верующих в Него во взаимную зависимость от любви. Не менее важно, что Иисус Христос уподобляет это единство всех христиан в любви единению Бога Отца с Сыном Божиим.

Таким образом, наряду с духовным, мистическим единением христиан в Церкви присутствует единение нравственное - через любовь во Христе. Представляется, что именно при таком подходе к проблеме церковного единства можно найти тот ключ, при помощи которого станет возможно разрешить все наболевшие вопросы, касающиеся сферы сохранения единства Церкви.

Надо или не надо менять что-либо в церковных канонах, на каком языке совершать богослужение, каким путем следует разрешать вопросы, связанные с понятием «каноническая территория», «поместность», «автокефалия», - все это, несомненно, очень важно и требует глубокого анализа со стороны соборного церковного разума. Но при этом нельзя забывать, что подлинно церковное осмысление данных вопросов возможно лишь в контексте нравственного поля евангельской Истины. И если подходить к ним именно с этих позиций, то мотивация такого рода, как «я хочу», «имею право», «я заслужил» и т. д., не может быть признана допустимой, прежде всего в виду ее несоответствия христианской нравственности.

Принесут ли пользу духовную народу Божию церковные реформы, если они мотивируются подобным образом? Какую ценность в глазах Божиих имеют так называемые «Украинская Автокефальная Православная Церковь» и «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата», созданные путем политических интриг, спекуляций на национальном вопросе и для реализации личных амбиций? И ладно бы еще, если бы это был грех одного заблудшего, но это ведь грех целой группы людей, которая, следуя на поводу у своих собственных интересов, привела массу доверчивых людей к отступлению от единства в любви. Грех личный превратился таким образом в грех соборный, который куда тяжелее сам по себе, и уврачевание его дается намного труднее, ибо, как известно, грех раскола не смывается даже мученической кровью.

Таких людей можно сравнить с евангельским блудным сыном, который, живя в полном довольстве в доме отца своего, по дьявольскому наущению потребовал выделить себе свою часть имения. Зачем? Разве родной отец обижал чем-либо своего сына, гнал его из дому или заставлял непосильно трудиться? Пошло ли на пользу блудному сыну вытребованное от отца имение? Нет, неразумный сын расточил его, «живя блудно».

Так и в случае с обоими расколами в Украине: их инициаторы и горячие сторонники из числа власть имущих и некоторых политиков, называющих себя православными христианами, имея все изобилие благодати Отца Небесного в молитвенном общении с Церковью Матерью, тем не менее, отделились от нее. В основе произошедших расколов находились принципы, ничего общего не имеющие с природой Церкви.

И сегодня инициаторы так называемого «объединения ветвей православия», которые сами пребывают вне лона канонической Православной Церкви, утверждают, что этого объединения требуют интересы государства и нации, а главное - такое объединение диктуется необходимостью свободы. Разумеется, не той свободы, которая, по слову апостола, дается с познанием Истины, а той «свободы», которая погнала «в страну далече» блудного сына.

На примере недавно свершившегося объединения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом должны учиться те современные влиятельные политики и представители властей, которые считают своей миссией поддержание объединительных церковных процессов в Украине. Русская Зарубежная Церковь находилась в разрыве с Московским Патриархатом, что было вызвано последствиями революции 1917 года, долгие годы шла собственным путем, однако к началу ХХI века пришла к осознанию того, что лишь единство в любви является основой бытия Православной Церкви Христовой, в которой содержится вся полнота благодати. Внутренние предпосылки к объединению двух ветвей Русской Церкви назрели, и оно произошло добровольно, естественно, без принуждения ни с одной, ни с другой стороны. Но, самое главное, благодаря обоюдному желанию объединения нашлась возможность выработать необходимые для такого объединения механизмы.

Сегодня в Украине мы имеем возможность согласованно выработать приемлемый в наших, украинских, обстоятельствах порядок возвращения в лоно святой Православной Церкви руководителей и последователей так называемых «Украинской Автокефальной Православной Церкви» и «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата».

В любом случае, надо отдавать себе отчет в том, что не будет благодати в церковной общине, как ее ни назови, если ее представители не считают грехом открыто поносить священноначалие и полноту Святой Матери-Церкви. Не будет спасения в том сообществе, где нет взаимной любви во Христе и согласия, где одна часть верующих противостоит другой, где гордыня не позволяет вернуться домой и сказать: «Да, мы были неправы, простите нас, братия!» Неужели для того, чтобы понять это, необходимо дожидаться того, чтобы пасть так же низко, как блудный сын в притче Господней? Неужели нет веры Спасителю, утверждающему, что Отец всегда ждет блудного сына, ждет его покаяния, ждет его возвращения?

И только тогда, когда будет преодолена рознь и восстановлено единство на основе христианской любви, слова Спасителя будут иметь отношение и к нам: «...Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Ин. 17, 24). Только любовью и единством обуславливается это обещание единения со Христом в Царствии Небесном: «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир <...> что Ты <...> возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 23).

Сайт Архиерейского Собора РПЦ