УКР РУС  


 Главная > Публикации > Слово пастыря  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 228 посетителей

Теги
забобони 1020-річчя Хрещення Русі українська християнська культура розкол в Україні молодь Мазепа постать у Церкві монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко секти Церква і влада Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство Патріарх Алексій II Доброчинність Вселенський Патріархат шляхи єднання Голодомор діаспора УПЦ КП Археологія та реставрація Священний Синод УПЦ Католицька Церква церковна журналістика Ющенко церква та політика УГКЦ конфлікти вибори Приїзд Патріарха Кирила в Україну комуністи та Церква Києво-Печерська Лавра Церква і політика автокефалія іконопис милосердя церква і суспільство педагогіка Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






«Раз в Крещенский вечерок…»

  30 января 2009


Протоиерей Александр Немчинов
На исходе «перестройки», когда пустели прилавки магазинов, а очереди росли, и в каждом дворе «приземлялся НЛО», деятели отечественной культуры уверенно осваивали новые культурологические пространства. Разумеется, религиозная тематика была для них в ту пору предметом пристального интереса. Вот только беда в том, что частенько о самых священных предметах говорили люди традиционного советского образования и воспитания, т.е. не имеющие достаточного (а чаще никакого) представления о том, что говорят.

Вспоминается одна детская телепередача не то в конце 1980-х, не то в начале 1990-х, в которой молоденькая ведущая рассказывала детям о празднике Рождества Христова и о святках. Вкратце изложив Евангельский сюжет Рождества, она поведала о традиции Рождественской елки. Затем вошла в храм, поставила свечку, неуклюже перекрестилась и после этого, выйдя из храма, как-то по-особому таинственно и торжественно произнесла: «Но, конечно же, самое главное на Рождество - это гадания»... Ну, а дальше, разумеется, начался весьма обстоятельный урок святочных гаданий для девочек, с подробными техническими инструкциями этого «благочестивого занятия».

Прошли годы, выросли супер- и гипермаркеты, но, увы, мало что поменялось в представлении масс о религии и духовной жизни. Интерес к религиозной тематике за эти годы значительно ослабел, но та путаница, каша и неразбериха, которую наши горе-культурологи так усердно насаждали в годы «перестройки» в головах людей так и осталась.

Нынешнее время совершенно иное...

Оно рационально-коммерческое, в нем нет места наивно-глуповатой романтике «перестройки». Информация в СМИ - это товар, и именно спрос на него, как известно, рождает предложение. И если телевидение, пресса, книжный рынок по-прежнему преподносят нам безграмотно состряпанную религиозную мешанину, то, значит, именно она и пользуется наибольшим спросом.

Конечно же, есть много людей богословски, религиоведчески, философски просвещенных, способных мыслить и рассуждать свободно и интересно. Но подавляющее большинство, увы, приемлет лишь эту дешевую подделку, не видя грани между ней и церковностью.

Таким образом, в сознание членов Церкви проникает совершенно чуждый Христианству, паразитирующий языческий элемент. К сожалению, для нашей Церкви это явление не новое, имеющее свои исторические корни. Дело в том, что в своей миссионерской деятельности Церковь всегда проявляет глубокую мудрость. Просвещая народы с Крестом и Евангелием,

богомудрые миссионеры прекрасно понимали, что к местным порядкам, обычаям, традициям нужно относиться почтительно. В противном случае проповедь закончится, не начавшись. А национальных традиций НЕрелигиозного (т.е. не языческого) происхождения попросту нет. Здесь перед Церковью стоит задача: отобрать лучшие из них, переосмыслить, наполнить их новым Христианским содержанием. В результате, многое в язычестве (в том числе и славянском) с пришествием Христианства не умирает, а преображается, обретает новую жизнь.

Так, например, в обновленном значении были восприняты Церковью, т.е. ВОЦЕРКОВЛЕНЫ сугубо языческие понятия: масляница, радоница, колядки и многие другие.

Но далеко не все из языческого мира допустимо было принести в дар Богомладенцу

 Разумеется, не могло быть и речи о воцерковлении одной из самых низменных сторон язычества: магизма. Многие могут возразить: «Ну, почему  же нельзя, какая разница, как и в кого человек верит, какие традиции он наследует, лишь бы человек был хороший».

С последним трудно не согласиться, но ведь именно предмет веры и формирует саму сущность человеческой природы.

-Что такое магизм?

-Это вторжение в запредельный духовный мир с целью манипулировать им.

-А что такое гадание?

-Это одна из форм магизма, попытка взаимодействия с невидимыми и неведомыми (т.е. демоническими) силами с целью увидеть будущее, сокрытое от человека его же блага ради. Главной побудительной причиной в этих случаях является эгоизм: «Мне нужно, чтобы это было так, потому что Я этого хочу». А когда «Я» (эго) становится самоцелью, в человеке развивается болезненное воспаленное себялюбие, которое в конечном итоге приводит к деградации и распаду личности. Так что не получится «быть хорошим человеком», занимаясь магией и гаданием. И несоединимо с духовной жизнью Церкви это занятие никоим образом.

«Святочные» гадания - это древний славянский языческий обычай

В течение 12 дней произносились заклинания и гадания на предстоящий год. Это сопровождалось «игрищами», «гульбищами», хождением и колядованием ряженых. Поскольку этот период «коляд» по времени совпадал с Христианскими праздниками Рождества, Обрезания и Крещения, то, конечно же, Церковь приложила максимум усилий для того, чтобы в это праздничное время переключить внимание народа на совершенно иное содержание, сохраняя традиционный праздничный дух. Так, хождение ряженых стало хождением с Вифлеемской звездой и Вертепом, тексты колядок вобрали в себя не только пожелания хорошего урожая и всяческих успехов, но самое главное - тайну Боговоплощения.

Здесь опять-таки следует отделить людей, для которых вера Христова стала сущностью и содержанием жизни, от подавляющей массы конформистов, обывателей, которые вовлекаются в общее движение и далее, что называется, «плывут по течению». Если для первых совершенно немыслимо смешивать Евангельскую веру с язычеством, то вторые в силу, прежде всего, своей инертности и духовной неразборчивости способны соединить в своей душе и сознании совершенно несоединимые вещи.

Вот из этой-то неразборчивости и рождается порочное и уродливое явление нашей жизни: ДВОЕВЕРИЕ, пародия на духовную жизнь. Таким образом, вера во Христа не вытеснила язычества полностью, а у многих соединилась с верой в кикимору, домового или лешего. А по-детски искренняя молитва перед иконами с зажженными лампадами и курящимся фимиамом легко соединилась с гаданиями в единственном месте, где не принято вешать иконы: в бане. Вот и сложилось в сознании народа предубеждение, что иконостас - это место общения с Богом, а баня (помимо ее прямого предназначения) - это место общения с дьявольскими силами. Это двоеверие охватило, прежде всего, крестьянство, хотя было не чуждо и аристократии. И, несмотря на многочисленные запреты святых соборов (в частности, Поместных соборов Русской Православной Церкви), отношение к «святочным» гаданиям на Руси выработалось в целом снисходительное, как бы полусерьезное. Не придали должного значения тому, что гадания, одна из форм сатанинского культа, растлевающее и разлагающее личностную природу человека, стало неотъемлемой частью священного периода святок. Вспомним, например, гадание Татьяны Лариной, одной из любимых героинь А.С.Пушкина, или известное стихотворение В.А.Жуковского исполненное умиления:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...

Нисколько не умаляя гения упомянутых русских поэтов, отметим лишь, что в их искусстве, как в зеркале, отразилась и эта грань жизни русского народа.

Шло время, наступили годы лихолетья, время революционных стрессов...

Уничтожались многовековые этнокультурные, духовные и религиозные ценности. Но суеверие, гадание, ворожба и прочее мракобесие оказались на удивление живучими. Когда же годы строительства «светлого будущего человечества» ушли в прошлое, и Церкви, религиям дали «зеленый свет», стало очевидным, что сформировался психотип советского обывателя, который, чаще всего, не способен принять духовно-религиозный опыт. В то же время, некоторые церковные праздники признаются на государственном уровне. Ну, а праздники наш человек всегда любил. Какая разница, не 7 ноября и не 1 мая, так Рождество и Пасха, а можно и то и другое вместе взятое.

Что же большинство нашего населения может увидеть и принять в праздновании святочных дней? - Массовые гульбища, застолье, развлечения и...гадания.

Такой вот горький парадок: празднование Рождения в мир  Богомладенца для большинства является не Бого, а прямо-таки бесо-общением. Но важно помнить, что общество состоит из людей. Исправить что-либо мы можем не в ком-то, а только каждый сам в себе. И лишь от нас зависит, будем ли мы причастны к безликой и неразборчивой толпе или всем сердцем, всей душой возрадуемся о Родившемся Богомладенце...

За предоставленную публикацию благодарим редакцию журнала "Самарянка" - первого и единственного в Украине православного издания для женщин (Днепропетровская епархия)

Автор: Протоиерей Александр Немчинов