УКР РУС  


 Главная > Публикации > Точка зрения  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 205 посетителей

Теги
розкол в Україні Патріарх Алексій II Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) забобони автокефалія конфлікти Мазепа діаспора монастирі та храми України секти УПЦ КП Голодомор українська християнська культура Священний Синод УПЦ Предстоятелі Помісних Церков Вселенський Патріархат шляхи єднання Католицька Церква Доброчинність церковна журналістика Приїзд Патріарха Кирила в Україну іконопис Церква і влада педагогіка Церква і медицина комуністи та Церква УГКЦ молодь Ющенко церква та політика вибори Києво-Печерська Лавра церква і суспільство 1020-річчя Хрещення Русі краєзнавство Церква і політика Президент Віктор Ющенко постать у Церкві милосердя






Рейтинг@Mail.ru






ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Выдумка, ставшая «праздником»

  12 февраля 2008


Протоиерей Александр Авдюгин
 

Какие праздники принесло время новое?

Вопрос не риторический по причине особого отношения к праздникам на Руси, тем более, что само слово «праздновать» от славянского «праздный» происходит, обозначающего отсутствие в день сей работ и забот повседневных.

Во времена уже далекие, когда к Богу относились как к объективной реальности, а не как «к чему-то там в душе» - любой праздник имел смысл религиозный, верой православной определенный. Это отнюдь не означало, что ограничивался он лишь службой церковной, благочестивой беседой да чтением житий святых. Праздновать у нас любили, умели и к этому готовились. Иногда, правда, с широтой души русской и с молодецкой удалью не справлялись, хлебосольством пресыщались, что влекло за собой ситуации, на которые затем, вздыхая укоризненно, указывал Правительственный Синод вместе с епархиальными консисториями. Но ведь иначе и быть не могло  по причине обилия застольного и ментального национального вопроса-утверждения: «Ты меня уважаешь?».

В любом случае, каждый праздник года был особенен, отличен и духовно наполнен. Он был событием многогранным и знаковым. Недаром и отсчет велся: «после Пасхи», «к Троице» или «на Покрова».

Новое время - новые веяния. Большевики, наглой хитростью, откровенным обманом и беспринципностью взявшие власть, пытаясь хоть как то утвердиться, изначально даже в календари свои, наряду с днем революции и парижской коммуны, Рождество и Воскресение Христово включали. Затем подобное сочетание материализма с идеализмом кануло в лету, но принципы организации дней торжественных на манер церковных праздников остался и всегда присутствовал. Да и не могло быть иначе, так как всем известно, что у нас любое торжество без душевности не бывает, а душа для народа нашего - понятие не только многогранное, но и всеобъемлющее. Недаром говорится: «душа - всему мера».

Время до трубы ангельской вечно, но скоротечно. Идеологии же, сколько их всемирно-историческими не определяй и каких идолов, их поддерживающих, не воздвигай, имеют свойство неожиданно и бесповоротно заканчиваться. Причем пришедшие на смену новые «общественно-политические формации» обладают постоянным свойством возглашать при своем начале библейскую истину: «Время собирать камни».

Вот, правда, к камням этим, своим, родным и знакомым постоянно прибавляются валуны иных народов, с земель тех, которые, скажем так, особой любви к нам не испытывают и имеют маниакальное желание переделать нас на свой манер, причем с условием нашей постоянной второсортности...

Для данной задачи - привнести чуждое - экономики недостаточно, надобно мировоззрение поменять, то есть, говоря простым языком: в душу влезть, а так как душа наша по умолчанию к праздникам неравнодушна и на них имеет свойство «распахиваться», то именно новые празднества и сорганизовать.

Вот и пришли к нам с тех мест, где душа уже давно в полном загоне и балом правит эпикурейство, вместе с гедонизмом «праздники», которые без кавычек и писать-то рука не поднимается. Я имею в виду, прежде всего, сатанинскую оргию под названием «Хеллоуин» и пресловутый «день святого Валентина». Если первый - откровенное торжество князя мира сего, то второй пытается фразами о любви, красоте и верности прикрыть свою откровенную сексуальную сущность, где в центре не любовь как таковая, а половое влечение и влюбленность.

Чтобы «обосновать» этот «праздник», придуман миф, которого не было, и святой, которого не существовало. Сколь не перебирай агиографические фолианты христианских церквей,  нет в этот день (и соседних с ним) подвижника с таким житием. Выдумка это. Откровенная и наглая.

Иное в феврале, похожее на сегодняшнее действо того, что ниже чрева, бывало. Именно в это время, в века давние, в Римской империи буйствовал фестиваль эротизма Lupercalia, который был посвящен богине «лихорадочной» любви Juno Februata. Вот откуда растут корни данного мероприятия, охватывающего с каждым годом все большее число наших с вами соседей, друзей и родственников.

Печально и досадно, что, уже привыкнув доедать остатки пищи от наших новых друзей с запада и донашивать их обноски, мы еще решили, по их же примеру, убрать из себя то, что в корне отличает нас, что дает нам реальную возможность жить вечно, что является непреходящим достоинством - нашу собственную душу.

О каком наследии мы можем говорить, если уже в школах готовятся ко «дню влюбленных»? Если с малолетства наших детей учат не любви, а влюбленности и с помпой  готовятся встречать «торжество», где понятие верности, чести, достоинства и целомудрия считается анахронизмом?

* * *

Рядом с моим храмом школа, и недавно на большой переменке забежала детвора в церковь с вопросом:

- Батюшка, а у вас есть открытка святого Валентина с сердечком...?

И я не знал, что ответить.

Автор: Протоиерей Александр Авдюгин