УКР РУС  


 Главная > Публикации > Точка зрения  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 81 посетителей

Теги
молодь церковна журналістика Церква і влада церква та політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну секти Церква і медицина Києво-Печерська Лавра 1020-річчя Хрещення Русі Доброчинність розкол в Україні конфлікти Патріарх Алексій II церква і суспільство українська християнська культура Церква і політика Священний Синод УПЦ Голодомор УГКЦ забобони діаспора Ющенко постать у Церкві Митрополит Володимир (Сабодан) вибори іконопис педагогіка автокефалія Мазепа Вселенський Патріархат комуністи та Церква Президент Віктор Ющенко Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква милосердя шляхи єднання монастирі та храми України Археологія та реставрація УПЦ КП краєзнавство






Рейтинг@Mail.ru






Миссионерство мира

  11 декабря 2009


Архимандрит Аввакум
О убиенном отце Данииле Сысоеве, сященнике, убитом неизвестными, предполагаемо исламистами, сейчас пишут многие и многое. Вставлю в хор голосов пишущего люда и я свое слово. Хоть никто и не просит!..

Отец Даниил, мне кажется, все-таки не понял в жизни главного - тихости мирного бытия и миссионерства в духе тихой мирной и благочестивой жизни. Отказ от борьбы, миссионерства, фундаментализма, злобных словопрений, неагрессивность, благоговение пред вечной тайной Бога - и есть высочайшая духовность мира, миссия великих богопросветленных людей.

Пролог

Интересная особенность жизни: история оставляет, записывает только ужасы, примеры конфликтов, войн, страха и жестокости. Мирное течение созидательной жизни остается вне ее летописей, или о ней пишется, но очень мало. Страх смерти, уничтожения - вот что фиксирует история! Миссионерство - это вызов, конфликт, посягание на духовный мир, на духовный уклад другого человека или общества. Это вызов, война устоявшимся ценностям и только так его можно и воспринимать.

Поясню это притчей из жизнеописания Гаутамы Будды. Это странно кажется для меня, священника, служащего в Православной Церкви. Но, поясняю, что в средние века письменные источники, просачивавшиеся с востока в Византию, сообщали нечто об удивительном человеке из Индии, человеке миролюбия, сострадания, высоты сознания. Повесть восхищала читавших. С нее христианские агиографы сделали копию-кальку под названием «Повесть о Варлааме и Иоасафе, царевиче индийском». Житие Варлаама и Иоасафа, если не полениться и сопоставить, списано в точности с жизнеописания Будды. Так что духовные искания всего человечества взаимопроникновенны, культуры пересекаются и переплетаются.

Собственно притча

Однажды Будда пришел в деревню. Было раннее утро, и солнце только собиралось появиться на горизонте. К нему подошел человек и сказал.

- Как думаешь ты, есть ли Бог? Я вот, борец против мракобесия, я весь в борьбе! Я - просветитель,  борюсь с религиозной тьмой и думаю победить ее!

Будда спокойно сказал:

- Я верю: есть Бог. Нет во вселенной ничего, кроме Бога Творца. Он есть все! Он Царь вселенной!

- Но, мне сказали, что ты великий атеист? - сказал человек.

- Наверное, тебе сказали неправильно, - сказал Будда, - я верующий. Теперь ты услышал это из моих собственных уст. Я убежденный верующий. Есть Бог, и ничего, кроме Бога!

Человек остался стоять под деревом, чувствуя себя неловко и пристыжено в своем безбожии, в своей ребяческо-миссионерской прыти, своем неуемном горении. А Будда тем временем пошел дальше своей дорогой, проповедуя от села к селу.

Днем к нему подошел другой человек и с фанатизмом, жаждой той же борьбы, переубеждения прочих сказал:

- Я - верующий! Я истиной верой верую в Бога! Я враг безбожников и насадитель истинной веры. Я пришел тебя спросить, что ты думаешь о существовании Бога?

- Бога нет! Нет, и никогда не было! Нет в этом мире абсолютно никакого Бога!

Человек не мог поверить своим ушам и отошел весьма озадачен и опечален.

- Что ты говоришь? - воскликнул он отходя. - Я слышал, о тебе, что в эту деревню пришел великий религиозный человек, человек высокого сознания, и я пришел спросить, есть ли Бог. И это такой твой ответ?

- Я - религиозный человек? Верующий? Пустяки! Повторяю: я величайший в мире атеист. Как Бог относится ко мне, так и я к нему - словом никак, вне всяких проявлений и отношений.

Человек остался в полном замешательстве. Мы можем понять его замешательство: ответы Будды опережали намного то время, в которое они жили.

Но Ананда, ученик Будды, был в еще более ужасном недоумении: он слышал оба диалога. Oн пришел в большое беспокойство, не мог понять, что происходит. Утром все было в порядке, но днем появилась проблема. «Что случилось с Буддой? - спрашивал себя Ананда. - Если утром он был самым убежденным в мире верующим, то днем сказал, что он убежденнейший в мире атеист?» И он решил вечером, когда Будда останется один, пойти к нему за разъяснениями.

Но к вечеру Ананду ждал еще один сюрприз, вообще сразивший его наповал своей очередной новизной.

К вечернему времени, когда сгустились сумерки, к Будде пришел еще один человек и сказал:

- Я не знаю, есть ли Бог. Что ты скажешь? Что ты о нем думаешь?

- Если ты не знаешь, - ответил Будда, - я тоже не знаю. Было бы лучше, если бы мы оба молчали и, не ставя неумных вопросов, благоговели бы пред насквозь божественным миром, миром, проникнутым творческими замыслами, энергиями и потенциями, с его глубоким звездным небом, смиряясь пред вечной тайной бытия!

Ненасилие, остужение агрессии в любых ее формах и проявлениях - лейтмотив притчи.

Ad notes

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев на поставленный ему в советское время провокативный вопрос о Боге мудро сказал: «Как нельзя доказать, что Бог есть, то точно так же нельзя доказать и противоположное, что Его, Бога, нет!» Истинная духовность трезва, она вне всяких теорем, аксиом и ярых доказательств. Так есть!

Святитель Василий Великий писал: «Если к тебе подойдет человек с пытливо лукавым умом и спросит: каков Бог, какова Его мера - вес, длина, ширина, высота? Удвой шаги и избегай встречи!»

***

Идея знания истины в последней инстанции, обладания ею, стояния в ней, монополии на нее - опасна в генезисе. В ней заложены ростки экстремизма, фундаментализма. Идея единой богоизбранности сквозит потенциально злобным миссионерством, а есть и такое - агрессивностью, войной. И этим грешат все религиозные народы мира. Никто, никакой народ не свободен от греха гордыни за свою нацию, религию, историю, культуру и так далее. Это надо всегда помнить. И если ее, идею, переносят в политическую плоскость, начинается бедствие войн и ужасов.

***

Вот, мы - избранный народ Божий. Истина одна и исключительно только у нас, только наша и больше ничья. Есть только один бог, одна истинная вера и больше на всем белом свете истин никаких нет! А что тогда произойдет с вашей, но иной верой, иными, но вашими богами? Вы другие? Тогда вы - неверный, иноверец, грешник. Тогда вас следует изменить, переубедить, обратить в истинную веру и истинного Бога. Если вы легко согласитесь поломать себя, отказаться от себя, своих корней, тогда все в порядке. Иначе вас следует принуждать, перестраивать, ломать, заставлять, чтобы вы отказались от ложных богов, древних заблуждений своих предков. Упорствующим же должно  - «не быть!» Их просто нужно убивать!

***

Если такая мысль придет в голову примитивному и агрессивному уму маленького завоевателя - бедствия не избежать. И сколько их уже было и сколько еще будет!

А в Библии даже не поможет и обращение в истинную веру. Там оно не то, что не нужно, но просто-напросто запрещено. Даже пленных в рабы брать нельзя, куда уж там об обращении говорить: «Мы избранный народ божий. Единственный истинный. Бог дал нам эту землю. Она наша, обетованная Богом нам, и только нам. А что делать с другими народами? Коренные народы, живущие на данной земле, - неверные и должны - «не быть!» Их нужно просто убить, уничтожить!» Таким  образом, Библия - чистой воды политика: страшная, кровавая и дикая программа выживания одного народа за счет уничтожения других, коренных. Какие уж там нормы международного права, цивилизованного диалога культур? Да что вы, не смешите! Дабы не быть голословными, обратимся к Библии:

***

«И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика и Иерима и истреби все, что у него; не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла». (1Царств.15:1-3)

И это говорит тот Бог, который сказал на Синае - «Не убий!» Тот самый. Можно куцо и глупо пояснить, да и поясняют некоторые проповедники -  Десять Заповедий, мол, даны были там и тогда одному лишь народу избранному и они, никоим образом, не распространяются на остальные народы, не поимевшие счастья попасть в избранные счастливчики. Человеческая природа таковых немощных, хоть и богословских, измышлений сегодня наглядна и очевидна.

Не умаляя авторитет Священного Писания, Библии, скажем - она сквозь чреду тяжелых войн и ужасов показала на примере истории еврейского народа, как глубоко может заблудиться человек, даже целая нация. Этот же Ветхий завет привел нас ко вратам Нового Завета - Свету Евангелия, скажем, что в ней, Библии есть и человеческий элемент мысли. Только Евангелие провозгласило:

Бог Свет - светит без исключения всем народам мира. Евангелие впервые своим божественным посланием впервые обратилось ко всем людям земли: «Шедшее научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». В этом его непреходящая ценность в мировой истории и международного универсализма.

Новый мир, в котором нам предстоит жить, будет синкретичным. В нем будут перемешаны, увы, как это ни тяжело нам признать, все религии, учения. Будет взаимопроникновение культур, практик. Факт - мир, в общем-то, стал глобальным. Посему единственная дорога к миру - это взаимопонимание и политкорректность. Других механизмов мы пока не знаем. Или же нас ждут нескончаемые войны.

***

Хорошо сказал по этому поводу китайский философ Созан: Великий Путь не труден для тех, у кого нет предпочтений. Когда нет ни любви, ни ненависти, все становится ясным и явным, как белый свет дня. Но найди в своем эгоистичном, горделивом уме хоть малейшее различие, как небо, землю и нас, живых людей, тут же разделит бездна! Если желаешь увидеть истину, не будь ни за, ни против. Борьба за то, что любишь, и против того, чего не любишь, есть болезнь ума.

***

Посему кладем все на Евангельские весы и скажем: нет агрессивному миссионерству, проповедующему крайние формы нелюбви! Скажем нет борьбе, экстремизму, нет фанатизму, узости взгляда на истину! Скажем нет ложной богоизбранности. Бог от камней может воссоздать чада Аврааму! Он - как солнце велик и молчалив на высотах Своих и вечно дает жизнь всем народам, нациям, племенам и языкам.