УКР РУС  


 Главная > Новости > По епархиям > Киевская  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 300 посетителей

Теги
1020-річчя Хрещення Русі Церква і влада Доброчинність педагогіка Вселенський Патріархат Католицька Церква Ющенко вибори розкол в Україні УПЦ КП монастирі та храми України церква та політика українська християнська культура Президент Віктор Ющенко діаспора церква і суспільство Священний Синод УПЦ молодь секти Церква і політика Предстоятелі Помісних Церков автокефалія краєзнавство Голодомор шляхи єднання постать у Церкві УГКЦ Мазепа конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну Патріарх Алексій II Митрополит Володимир (Сабодан) Києво-Печерська Лавра іконопис комуністи та Церква Археологія та реставрація забобони церковна журналістика Церква і медицина милосердя






Рейтинг@Mail.ru






КИЕВ. Жители города почтили память известного иконописца

В четверг, 16 марта, Киевский музей русского искусства масштабной экспозицией «Демон и ангел» открыл серию мероприятий, приуроченных к 150-летию со дня рождения художника Михаила Врубеля. Православному миру он известен в первую очередь как мастер по восстановлению и росписи церквей. Он принадлежит к плеяде тех художников, которые олицетворяют дух эпохи. Величественно сакральный характер работ, одержимость, вера в свое призвание «пробуждать души от ежедневных мелочей величественными образами» обрекли художника на нелегкие отношения со своим окружением, непонимание и непризнание современниками. Но последовательное и естественное обращение Михаила Врубеля к высоким духовным ценностям, морально-этическим проблемам, попытки отобразить в своих художественных работах величие и страдание человеческого духа подносят его искусство над временем.

Михаил Врубель родился в 1856 году в Омске. Высшее образование получил в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете. Одновременно Михаил посещал вечерний класс в Академии художеств у Чистякова вместе с Серовым и учился акварели у Репина.

От выставки, каждый экспонат которой скопирован в репродукциях и описан в десятках трудов, вряд ли стоило ожидать сенсации. Но сенсация все же случилась - иным словом чем столпотворение, сопровождавшее официальное открытие экспозиции, не назовешь. За последние десятилетия в украинском музее, кажется, не припомнят случая, чтобы директору пришлось самолично руководить потоками посетителей, а залы на несколько часов превратились в жужжащий улей.

Киевская коллекция этого художника и впрямь уникальна. Прежде всего своими масштабами: около 150 работ, большая часть из которых написаны между 1884 и 1889 годами (пятилетие, которое Врубель провел в Киеве и в Одессе). В Киев вчерашний студент, так и не закончивший курс в Академии художеств, приехал не ради портретов или натюрмортов. По рекомендации профессоров городские власти пригласили увлеченного декоративной росписью юношу в группу реставраторов Кирилловской церкви, а затем уговорили его остаться для оформления строившегося в те годы Владимирского собора. За время пребывания в Киеве Михаил Врубель нашел свой стиль, определивший дальнейшее его творчество. Художник оставил здесь удивительное, вечное, бесценное художественное наследие.

Частная жизнь Михаила Врубеля в Киеве и его работа по восстановлению и росписи церквей составляют два основных раздела экспозиции. Портреты знакомых, зачастую незаконченные (с бессмысленным взглядом или вовсе пустыми глазницами - глаза художник всегда оставлял «на потом», чтобы они «не мешали» выписывать фигуру и фон) и серия растительных натюрмортов любопытны, среди них есть настоящие шедевры - к примеру, знаменитая «Девочка на фоне персидского ковра». Также до сих пор не перестает удивлять образ врубелевского Моисея, который является «самым молодым» в мире (всюду пророк изображен старцем и только здесь - юношей с глазами, отягощенными особой духовной думой).

Михаил Врубель работал уникально, находя все новые образы для дальнейшего воплощения их на полотне или церковной стене. Так, нередко фигуры знакомых или тщательно зарисованная цветовая гамма полевых букетов и венецианских мозаик позволяли ему опробовать находки, перенесенные потом на стены храмов. Самая известная из таких находок - облик киевлянки Эмилии Праховой (под руководством ее мужа, профессора живописи Андриана Прахова Михаил Врубель находился все годы пребывания в Киеве), запечатленный на бытовом портрете, а после отразившийся в чертах Богоматери. Постоянные переходы от альбомных рисунков к эскизам фресок, переплетение церковного и светского подталкивают к тому, чтобы буквально отождествить прозаическую реальность и религиозную живопись. Подлинной веры в этом преображении городского быта было, вероятно, ничуть не меньше, чем профанации священного. Церковные и городские власти, однако, слишком испугались врубелевских эскизов к будущим росписям собора, и оформление храма поручили Виктору Васнецову. Впервые в жизни Михаила Врубеля сложилась «киевская» цепочка, которая станет потом определяющей: ошеломительный успех - и поражение, гигантские замыслы - и возможность осуществить лишь малую часть задуманного, гениальные прозрения - и свист и улюлюканье глупцов вослед.

Виталий Разицкий
Фото Виталия Сидоркина