УКР РУС  


 Главная > Новости > По епархиям > Киевская  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 39 посетителей

Теги
конфлікти Доброчинність Києво-Печерська Лавра церковна журналістика вибори милосердя Священний Синод УПЦ Митрополит Володимир (Сабодан) автокефалія комуністи та Церква Голодомор Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі діаспора розкол в Україні Церква і політика педагогіка УПЦ КП Патріарх Алексій II молодь церква і суспільство секти церква та політика Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко постать у Церкві Церква і медицина Вселенський Патріархат шляхи єднання забобони іконопис Мазепа монастирі та храми України Католицька Церква Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і влада УГКЦ Ющенко українська християнська культура






Рейтинг@Mail.ru






КИЕВ. Икона – Литургическая норма

По приглашению киевского Религиозно-философского общества, созданного в 2003 году по благословению Блаженнейшего Владимира, профессор Свято-Сергиевского Православного богословского института протоиерей Николай Озолин посетил Киев.

Во вторник, 14 ноября, в Институте философии имени Г.Сковороды НАН Украины отец Николай выступил с докладом «Гостеприимство Авраамово как праздничная икона Святой Троицы (герменевтическая проблема)». Послушать выдающегося богослова нашего времени пришли все любители православного искусства иконописания. Тема доклада профессора основывалась на богословском и иконографическом исследовании знаменитой иконы Андрея Рублева.

Докладчика удивляло и поражало действие Святого Духа в Церкви на примере иконописи. «Икона Андрея Рублева «Троица», несомненно, написана в византийском стиле. Откуда же у святого Андрея, живущего в русской глубинке, мог быть так выражен византийский стиль письма?» Для отца Николая это, несомненно, действие Священного Предания в Церкви по наитию Святого Духа. После доклада отец Николай отвечал на вопросы слушателей. Одним из самых  интересных был вопрос о том, где и как изображены три ипостаси Пресвятой Троицы на иконе Андрея Рублева?

Какой ангел символизирует Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа? «Иконографическая традиция говорит о том, что на иконе средний Ангел символизирует  ипостась Бога-Сына, - отвечает отец Николай. - Посмотрите на цвет одежды - он Христов. По восточной традиции, председательствующее место занимает Ангел слева, и он символизирует Бога-Отца. Ангел справа - Духа Святого. В ранних иконах Пресвятой Троицы можно увидеть среднего Ангела с крещатым нимбом и надписью, как на иконах Иисуса Христа. Но такое изображение уместно только для воплощенного Христа, и поэтому на иконе Пресвятой Троицы лишнее».

В среду вечером, 15 ноября, протоиерей Николай Озолин посетил Свято-Троицкий Ионинский монастырь, где провел лекцию «Леонид Успенский, инок Григорий Круг и современное возрождение традиционной иконописи». Были показаны слайды с изображением икон двух иконописцев. И в этот раз не обошлось без интересных вопросов: «Какую икону можно считать канонической?» «Невозможно установить четкие рамки каноничности, нельзя обозначить, что такое каноничность, - отвечал профессор. - Казалось бы, так примитивны, с точки зрения живописи, изображения в каппадокийских катакомбах, а насколько они каноничны! Ведь каноничность можно только почувствовать, ощутить, но не выразить». На вопрос, почему иконы, написанные не по канону, мироточат и от них происходят разные чудеса, отец Николай ответил: «Дух Божий дышит, где хочет, но это не значит, что такие иконы должны стать нормой в Церкви. Обращаясь к истории иконы, можно смело сказать, что она всегда была в своем каноническом стиле. Не было времени, когда не было бы иконы».

Последнюю свою лекцию «Описуемая неописуемость (к богословской проблематике иконы Спасителя)» профессор Николай Озолин провел в актовом зале Киево-Печерской Лавры перед студентами Киевских духовных школ. Здесь отец Николай затронул христологический аспект иконографии, вытекающий из ороса VII Вселенского Собора. И показал, что любые верующие нашей Церкви, будь-то пожилые люди в деревенской глубинке или столичная интеллигенция, никогда не воспринимали икону как идола. Икона была необходимым атрибутом православной веры, а утверждения по поводу идола - всего лишь выдумка протестантов.

Биографическая справка

Родился Николай Озолин 26 мая 1942 году в эмиграции (семья Озолиных покинула Россию в 1920 году). В 1959 году поступил в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже и в иконописный класс Леонида Успенского. В 1964 году окончил Институт со званием кандидата богословия. Иконописец, ученик  Леонида Успенского, а с 1961 г. - Андрея Грабара. Диакон (1966). Священник (1968). Преподавал в Лейденском университете (Нидерланды). Кандидат богословия Московской духовной академии (1968). Секретарь Патриаршего Экзарха в Париже (1971). Преподавал в Свято-Владимирской духовной семинарии курс Литургического искусства. Защитил докторскую диссертацию в Сорбонне на тему «Православная иконография Пятидесятницы» (1985). Профессор православной иконологии, гомилетики и пастырского богословия в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже (с 1986 г.). Служит в храме Свято-Сергиевского подворья в Париже.