УКР РУС  


 Главная > Публикации > Церковные хроники  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 261 посетителей

Теги
Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква комуністи та Церква вибори молодь Голодомор діаспора УГКЦ Вселенський Патріархат церковна журналістика Церква і медицина Ющенко монастирі та храми України церква та політика іконопис українська християнська культура милосердя шляхи єднання педагогіка Священний Синод УПЦ Патріарх Алексій II Мазепа Доброчинність 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП Археологія та реставрація Президент Віктор Ющенко Києво-Печерська Лавра розкол в Україні автокефалія секти постать у Церкві церква і суспільство забобони Церква і влада краєзнавство Церква і політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну конфлікти Митрополит Володимир (Сабодан)






Рейтинг@Mail.ru






«Необычайные приключения» греков Приазовья

Юрий Скубак

Уже который год подряд по всей Украине и югу России, из музея в музей, путешествует экспозиция под названием «Греки Приазовья». Предметы XIX-го века из фонда Донецкого историко-краеведческого музея являются не просто исторической ценностью, на сегодняшний день - это одно из немногих свидетельств переселения крымских греков из земель, завоеванных татарами, в Приазовье.

Современный этнический состав населения приазовского края формировался в течение долгого исторического процесса. Сегодня здесь проживают представители ста тридцати национальностей, среди которых греки занимают третье место - 85 тысяч человек.

Греки на украинских землях

В северном Причерноморье греки появились еще во времена Эллады, отвоевав земли у Босфорского царства. Однако, уже через несколько столетий, в III-V веках н. э. на эти земли пришли готы. Позднее на эту территорию с Персии пришли аланы. Объединившись, все три народа стали называть себя румеями, хотя вся Европа знала их как греков, поскольку богослужения у них совершались на греческом языке. В V веке, когда с намерением завоевать земли Причерноморья пришли гунны, им уже противостоял сильный народ. Кроме того, румеи подписали мирный договор с Византией, по которому она предоставляла необходимую помощь, в том числе и военную.

После падения Византии на Крымский полуостров пришли татары. В течение трехсот лет в условиях постоянного противостояния исламу румеям все же удалось найти общий язык с иноверцами.

Жизнь двух разных народов протекала мирно до тех пор, пока не началась война России с Османской империей. Турецкий хан решил поставить кровавую точку в вопросе с православными - разрушить храмы и вырезать неверных.

Украинский Моисей

В 1769 году Готско-Кефайскую епархию возглавил митрополит Игнатий (Гозадинов) (1715 - 1786). В июне 1778 года в Бахчисарае православные Крыма во главе со святителем Игнатием обратились к императрице Екатерине II с просьбой о предоставлении разрешения на переселение из Крыма и проживание в христианском государстве. После получения разрешения императрицы в течение 1778-1780 годов крымские греки мигрировали в Азовскую губернию, где и основали новую столицу Мариуполь, названую в честь Пресвятой Богородицы. Переселение возглавил святитель Игнатий, память которого Православная Церковь чтит 16 февраля.

В этом переселении была заинтересована и сама Россия, ведь 30 тысяч человек, которых можно было вывести из Крыма, значительно ослабили бы Крымское ханство. Митрополиту Игнатию и Александру Суворову, который руководил операцией с военной точки зрения, удалось вывести 17 тысяч человек...

Научный сотрудник Днепропетровского исторического музея Алла Москалец интересно рассказала о жизни и деятельности святителя Игнатия. «Качества дипломата, - рассказала она, - помогли ему провести блестящие переговоры с Россией, люди не просто получили свободу вероисповедания, для своей паствы он добился больших льгот экономических и земельных».

Украинсикий Моисей

В 1769 году Готско-Кефайскую епархию возглавил митрополит Игнатий (Гозадинов) (1715 - 1786). В июне 1778 года в Бахчисарае православные Крыма во главе со святителем Игнатием обратились к императрице Екатерине II с просьбой о предоставлении разрешения на переселение из Крыма и проживание в христианском государстве. После получения разрешения императрицы в течение 1778-1780 годов крымские греки мигрировали в Азовскую губернию, где и основали новую столицу Мариуполь, названую в честь Пресвятой Богородицы. Переселение возглавил святитель Игнатий, память которого Православная Церковь чтит 16 февраля.

В этом переселении была заинтересована и сама Россия, ведь 30 тысяч человек, которых можно было вывести из Крыма, значительно ослабили бы Крымское ханство. Митрополиту Игнатию и Александру Суворову, который руководил операцией с военной точки зрения, удалось вывести 17 тысяч человек...

Научный сотрудник Днепропетровского исторического музея Алла Москалец интересно рассказала о жизни и деятельности святителя Игнатия. «Качества дипломата, - рассказала она, - помогли ему провести блестящие переговоры с Россией, люди не просто получили свободу вероисповедания, для своей паствы он добился больших льгот экономических и земельных».

Оказалось, мощи - нетленны

«К сожалению, - говорит историк, - в советские времена храм великомученика Харалампия был разрушен, а могила митрополита Игнатия была вскрыта... Оказалось, что мощи его нетленны».

Во время Великой Отечественной войны, когда немцы отступали из города, сгорел храм, где находились мощи митрополита. Так сбылось пророчество святителя Игнатия о том, что он сгорит вместе с Мариуполем.

В начале 90-х годов XX-го столетия митрополит Игнатий был причислен к лику святых. Часть его мощей сейчас находится в одном из храмов Мариуполя. Кроме того, частицы мощей освящают многие обители православного мира. Есть они и в Днепропетровском центре православной культуры «Лествица», в ковчеге Спаса Нерукотворного Образа, изготовленного братией Оптинской пустыни и преподнесенного в дар Центру летом 2005 года.

Экспозиция располагает богатым материалом

Среди культовых вещей - иконы, богослужебные книги на греческом языке (Псалтырь 1782 года, Евангелие 1791 года), воздух, нательные кресты из полудрагоценных материалов, памятная бронзовая медаль по случаю переселения 1779 года, копия грамоты Екатерины II греческим переселенцам и учительные книги по истории. Также есть бытовые вещи: полотенца, одежда, ткани и многое другое. Прежде всего, в глаза бросаются полотенца; они не такие длинные, как украинские, и вышиты преимущественно многоцветным орнаментом растений, что противоречит традиционной украинской вышивке. Греки добавляли металлическую нитку в шитье, которая придавала блеск изделию.

С этнографической точки зрения может вызвать интерес перифтар - головной убор замужней женщины. Традиционный перифтар изготовлялся из шелка длиной до пяти метров. Это была семейная реликвия, которая передавалась старшей дочери.

На первый взгляд, музейные экспонаты - просто частицы прошлого, но на самом деле они хранят вековую память. К примеру, Евангелие на греческом языке, изданное три века тому назад в Крыму. Книга сопровождала переселение и жизнь на новом месте народа, называющего себя румeями, не пожелавшего предать православную веру.