УКР РУС  


 Главная > Новости > > По регионам > СНГ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 146 посетителей

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) Президент Віктор Ющенко забобони комуністи та Церква Священний Синод УПЦ Католицька Церква розкол в Україні Доброчинність УГКЦ автокефалія Церква і медицина педагогіка Ющенко Києво-Печерська Лавра церква та політика церковна журналістика шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат діаспора секти Церква і політика українська християнська культура Приїзд Патріарха Кирила в Україну монастирі та храми України милосердя Голодомор церква і суспільство УПЦ КП вибори Предстоятелі Помісних Церков Мазепа Археологія та реставрація іконопис конфлікти молодь краєзнавство Патріарх Алексій II постать у Церкві Церква і влада






Рейтинг@Mail.ru






РОССИЯ. В Российской государственной библиотеке прошла конференция, посвященная 200-летию Ивана Киреевского и 160-летнему юбилею издательской деятельности Оптиной пустыни

С четверга по субботу, 27-29 апреля, в  Российской государственной библиотеке (РГБ) проходила всероссийская конференция «Иван Киреевский: Духовный путь в русской мысли ХIХ-ХХI вв.», посвященная двум юбилеям - 200-летию со дня рождения русского философа И.Киреевского и 160-летию начала издательской деятельности Оптиной пустыни. Конференция завершилась панихидой на могиле семейства Киреевских в Оптиной пустыни 29 апреля.

Организаторами конференции выступили РГБ, Министерство культуры и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Свято-Введенский мужской ставропигиальный монастырь Оптина пустынь.

На пленарном заседании руководитель издательства Оптиной пустыни иеромонах Мефодий огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором Его Святейшество выразил радость по поводу участия библиотеки в праздновании столь значимых для России юбилеев.

В рамках конференции была открыта книжно-иллюстративная выставка «И.В.Киреевский и Оптина пустынь», где была представлена часть фондов Российской государственной библиотеки, рассказывающая о жизненном пути русского философа, его литературном и философском творчестве, вкладе в издательскую деятельность Оптины; представлены также уникальные архивные документы, автографы работ и издательских проектов, автографы иеромонаха Макария.

Перед собравшимися выступили генеральный директор РГБ Виктор Федоров, директор по научной и издательской деятельности РГБ Екатерина Никонорова, ректор Литературного института имени М.Горького профессор Борис Тарасов; заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ, профессор Михаил Маслин; заведующий кафедрой отечественной философии Вячеслав Сербиненко и многие другие исследователи.

Виктор Гуминский, главный научный сотрудник РАН, отметил, что в последние годы в Институте мировой литературы, который он представляет, у молодых исследователей появляется интерес к архивам Оптиной пустыни, а именно к эпистолярному наследию старцев. Несомненную пользу дальнейшего сотрудничества библиотеки с Оптиной отметил руководитель издательства Оптиной пустыни иеромонах Мефодий, поскольку библиотека имеет специалистов по святоотческому наследию, а оптинские издатели намерены продолжать публикацию наследия святых отцов.

В субботу, 29 апреля, участники конференции отправились в Свято-Введенский мужской монастырь Оптина пустынь, где состоялась панихида по Иоанну, Петру и Наталье Киреевским - «оптинским чадам», как назвал их настоятель монастыря архимандрит Венедикт. Панихиду служил настоятель монастыря. Любовь насельников Оптиной пустыни к этому семейству объясняется значимостью его вклада в дело просвещения России.

Во второй половине ХIХ века среди интеллигенции утвердилось мнение, что монастыри и монашество отжили свое. Иван Киреевский был в этом смысле уникальным явлением, связывая все дальнейшее развитие русской мысли с преданием Церкви. В это время российский рынок духовной литературы был заполонен протестантскими и католическими книгами, а из православной литературы лишь частично было издано «Добротолюбие». После знакомства с оптинским старцем Макарием (Ивановым) все философские работы Киреевского стали поисками выхода из духовного кризиса, в котором оказалась европейская цивилизация. В православии И.Киреевский видел духовную альтернативу европейской образованности, которая может создать новую русскую философию.

Нужно отметить, что монастыри в это время переживали упадок. Даже на Афоне основная часть монашества обращала внимание на внешнюю сторону монашеского делания: псалмопение, пост, бдение, молитва с поклонами - и в этом полагали сущность монашества; внутреннюю же его сторону - совершенствование духа - оставляли в забвении.

В этих условиях Оптина, начав массовое издание творений святых отцов на церковнославянском и русском языках, превратилась в крупнейший для своего времени просветительский центр России. Издание, которым руководил старец Макарий, позволило не только возродить традиции духовного совершенствования монашества, но и послужить просвещению интеллигенции России.

Немаловажно, что старцы были духовными учениками преподобного Паисия Величковского. Усилиями старца Макария и его помощников, в том числе и семейства Киреевских, были опубликованы переводы преподобного Паисия, который в середине XVIII века начал процесс перемещения святоотеческого наследия в Россию. Паисий Величковский совершил паломничество на Афон, где сумел найти драгоценные рукописи творений святых отцов и начал их перевод. У преподобного Макария и Киреевских хранились переводы, выполненные преподобным Паисием.

За 15 лет под руководством старца Макария было издано 16 книг. Это труды преподобных Исаака Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Феодора Студита, отцев Варсонофия и Иоанна, Симеона Нового Богослова. Эти книги получили все академические и семинарские библиотеки, все епархиальные архиереи, ректоры и инспекторы духовных академий и семинарий, лавры и общежительные русские монастыри, многие славянские обители на Афоне.

Начатое 160 лет назад монастырем издательство книг святоотческого предания было рискованным и дерзким делом в условиях цензуры. Все издания в то время выходили из синодальной типографии, и книги издавались только с разрешения Священного Синода. Но данное издание было осуществлено благодаря тому, что митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), не спрашивая разрешения Синода, взял на себя ответственность и благословил издание книг.

Трудно переоценить роль деятельности Оптина для развития старчества и монашества - многое было почерпнуто в ходе переводов. Внутренняя духовная работа отныне в монашеском делании заняла первое место. Чтение святоотеческих книг старцы ставили первым занятием инока в свободное от богослужений время, обязательным стало для всей братии ежедневное исповедание своих мыслей и чувств, смирение рассматривалось как сущность христианской жизни.

И.Киреевский, желавший, «чтобы те начала жизни, которые хранятся в учении Святой Православной Церкви, проникли в убеждения всех степеней и сословий наших», открыл для интеллигенции путь в Оптину пустынь. Там побывал Н.Гоголь, Ф.Достоевский, И.Тургенев, В.Соловьев, С.Есенин, П.Чайковский, Л.Толстой, А.Ахматова и будущий маршал Г.Жуков. Оптина воспитала людей, которые через философию и художественную литературу открыли образованным русским православие, и вырастила людей, которые его сохранили.

То, что мирянин Киреевский был похоронен в Оптине, - небывалый для своего времени случай и великая честь. Как известно, рядом с ним покоится его брат Петр, собиратель русского фольклора, и супруга Ивана Васильевича Наталья Петровна, к которым нынешние насельники монастыря питают глубокое почтение. А через некоторое время, когда умер старец Макарий, могилы учителя и ученика оказались рядом.

В субботу, 29 апреля, после панихиды по Киреевским в Оптиной пустыни настоятель монастыря архимандрит Венедикт рассказал о том, каким образом могилка Ивана Киреевского способствовала обретению мощей преподобных старцев в 1998 году. После периода многолетнего забвения могил в Оптине было трудно установить точные места захоронений старцев, и поначалу мощи некоторых святых были определены неправильно. Благодаря нечаянной находке могилы Ивана Киреевского, отличавшегося от монахов мирской одеждой, было установлено точное место захоронения старцев, так как доподлинно было известно, что напротив Киреевского был погребен старец Макарий.

Православие. Ru