УКР РУС  


 Главная > Новости > > По регионам > СНГ  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 78 посетителей

Теги
комуністи та Церква Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика Священний Синод УПЦ вибори Патріарх Алексій II постать у Церкві Предстоятелі Помісних Церков Церква і влада монастирі та храми України молодь 1020-річчя Хрещення Русі українська християнська культура іконопис Доброчинність шляхи єднання Києво-Печерська Лавра церква та політика Церква і політика церква і суспільство Католицька Церква Президент Віктор Ющенко секти Ющенко автокефалія Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну УГКЦ Мазепа краєзнавство забобони Церква і медицина УПЦ КП Голодомор милосердя педагогіка розкол в Україні діаспора конфлікти






Рейтинг@Mail.ru






МОСКВА. Открылась выставка скульптур и икон из коллекции Виктора Ющенко

  08 мая 2008



Во вторник, 6 мая, в Музее личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве открылась выставка «На алтаре времени: скульптура и народная икона XIX века» из коллекции Президента Украины Виктора Ющенко. В экспозиции представлено около 80 произведений пластики и иконописи, происходящих в основном из Западной Украины. Выставка расположена в холле и на балконе второго этажа музейного корпуса.

Во время пресс-конференции, состоявшейся в день открытия выставки, министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун отметил, что президентскую коллекцию показывали не только в разных городах Украины, а в скором времени она будет демонстрироваться и в США. Непосредственно в ходе пресс-конференции был подписан договор о взаимном сотрудничестве с главой Роскультуры Михаилом Швыдким.

В коллекции Виктора Ющенко собрано множество различных крестьянских механизмов: замков, засовов, сельхозприспособлений и т.п., большие фото которых вывешены сейчас в музее. Хотя, по словам министра культуры Украины, с неизменным пиететом он относится и к традиционному народному изобразительному искусству. И при случае всегда посещает распродажи и развалы.

У большей части собранных им произведений западноукраинское происхождение. А это Карпаты и Закарпатье, Галичина, отчасти Волынь, то есть места, где традиционно изготавливались деревянная скульптура и своеобразные иконы на стекле (в основном это Гуцульщина) и где они сохранились несмотря на все коллизии XX века.

Разумеется, украинская резная деревянная скульптура возникла не без влияния ближайшего католического окружения, то есть Польши и Словакии. Перенимая приемы этого высокого мастерства, украинские резчики по-своему их адаптировали, создавая в позднебарочной традиции образы крестьянских святых - крепышей с короткими пропорциями, по-народному раскрашенных в яркие цвета. И хотя по истечении времени трудно, а порой и невозможно определить не только авторство, но и регион, происхождение некоторых скульптур примерно ясно. Если парные «примитивные» Петр и Павел или святой Николай, похожий на лубочного царя-батюшку, скорее всего, когда-то украшали деревенскую часовенку, то консоль с головкой ангела и листом аканфа явно была частью роскошного храмового иконостаса.

В целом же украинская сакральная скульптура вполне вписывается в понятие «провинциальная», что ни в коей мере не уничижает ее, а, наоборот, подчеркивает своеобразие. Ценят же знатоки подобную деревянную пластику романской Каталонии или византийской Малой Азии!Происхождение украинской иконы, пожалуй, еще сложнее. Можно сказать, что у нее множество векторов, поскольку тут влияние не только католичества, но и униатской церкви (Брестская уния была подписана в 1596 году), а также православной традиции (плюс к этому и Румынской Православной Церкви). Возникшая в Гуцульщине на перепутье этих различных тенденций, икона на стекле считается феноменом украинского искусства. Что справедливо, но не совсем. Дело в том, что Hinterglasmalerei (так немцы называли живопись на стекле) издавна бытовала в Германии, Австрии, Чехии и Венгрии. К концу XVIII века она стала популярной и в Словакии, Румынии и Польше, а уже в первой половине XIX века эта техника пришла в украинские Карпаты, которые стали одним из центров ее распространения. Написанием таких икон в крестьянских семьях занимались как подсобным занятием, пользуясь в качестве исходного материала кустарно изготовленным стеклом, а в качестве образцов брали лубочные бумажные картинки, которые и подкладывали под стекло. Поскольку исходниками служили лишь гравированные народные картинки, то о строгом соблюдении православных канонов говорить не приходится.

Нередко евангельские истории и жития святых пересказывались со своеобразным крестьянским говорком, достаточно вольным и цветистым. К святым, архангелам и отцам церкви - Николе, Варваре, Юрию Змееборцу, Григорию Богослову - богомазы относились почти как к односельчанам. Не случайно иконы на стекле делались не для церкви: они были «хатними», то есть домашними. Их вешали не в красном углу, а по стенам напротив стола - как портреты родных. С вольничанием стеклянных богомазов пытались бороться в соседней Трансильвании, где в конце XIX века их произведения просто запретили. До высоких Карпат местные ревнители канона так и не добрались. Благодаря чему в 1939 году во Львове состоялась первая выставка гуцульского и галицкого народного примитива. Возможно, некоторые из ныне экспонирующихся в Москве икон были на той исторической выставке.

Использована статья Михаила Боде, «Газета», 7 мая 2008 г.