УКР РУС  


 Главная > Новости > По епархиям > Киевская  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 294 посетителей

Теги
Митрополит Володимир (Сабодан) молодь автокефалія Ющенко Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну секти УГКЦ Патріарх Алексій II вибори педагогіка постать у Церкві Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство Археологія та реставрація Церква і політика Мазепа Доброчинність Києво-Печерська Лавра українська християнська культура Президент Віктор Ющенко іконопис діаспора церковна журналістика Церква і влада УПЦ КП церква та політика Церква і медицина Голодомор комуністи та Церква монастирі та храми України милосердя забобони конфлікти Католицька Церква церква і суспільство розкол в Україні шляхи єднання 1020-річчя Хрещення Русі Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






КИЕВ-МОСКВА. Во время торжественного открытия ІІІ Международного православного фестиваля СМИ «Вера и слово» были очерчены основные направления развития и задачи церковных масс-медиа на современном этапе

  26 ноября 2008



Второй день работы «Веры и слова», вторник, 25 ноября, предусматривал официальное торжественное открытие: молебен и пленарное заседание. Причем, как предупредил накануне вечером председатель оргкомитета фестиваля Сергей Чапнин, хор для сопровождения богослужения принципиально не приглашали: « Будем петь сами, как умеем». Пели пристойно, ведь большинство из присутствующих - священнослужители. Зато ощущение единения и общности помогло участникам быстрее настроиться на рабочий лад.

Полный зал людей: фестивали церковных СМИ и по сей день остаются редкостью для православного сообщества, а поэтому журналисты стараются не пропустить шанса пообщаться и послушать советы специалистов. Тем более что та же «Вера и слово» проходит раз в два года, и к тому же в Москве. Для украинской столицы подобные мероприятия вообще «в новинку».

Делегация от УПЦ пополнилась новыми епархиями и, кроме Киевской, была представлена журналистами из Винницкого, Донецкого, Днепропетровского, Львовского, Хмельницкого, Хустского и Черновицкого епархиальных центров.

В начале торжественного заседания митрополит Калужский и Боровский Климент зачитал приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ к участникам фестиваля. Вместе с владыкой приняли участие в церемонии открытия фестиваля и выступили с докладами епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, глава Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев, пресс-секретарь Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, глава Синодального отдела УПЦ «Миссия духовного образования» протоиерей Георгий Коваленко, генеральный директор Издательского дома «Эксперт», президент «Медиасоюза» Валерий Фадеев, вице-президент «Медиасоюза» Елена Зелинская и ответственный редактор официального издания Московской Патриархии газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин. Поддержку фестиваля и приветствие участникам засвидетельствовали через своих представителей другие Поместные Православные Церкви: Польши, Чехии и Соединенных Штатов. Отдельно протоиерей Георгий Коваленко зачитал приветствие от Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира.

***
Докладчики затрагивали различные аспекты деятельности церковных СМИ, отмечали нюансы развития православной журналистики. Вместе с тем, в выступлениях содержалось немало общих мыслей, что дает основания говорить об определенных тенденциях в церковной медиа-отрасли.

Один из ведущих тезисов принадлежит Святейшему Патриарху Алексию, высказанный в его послании к участникам. «Задача православных СМИ, - отметил Его Святость, - всесторонне оказывать содействие Церкви в исполнении ее спасительной миссии, а для этого они должны быть высококачественными, высокопрофессиональными, полноценными». «Информационное поле Церкви должно постоянно обновляться, совершенствоваться», - говорилось в послании Предстоятеля РПЦ. Это поле должно расширяться и, наконец, перерасти в единое православное информационное пространство - продолжил мысль митрополит Калужский и Боровський Климент. Свое выступление владыка также начал с тезиса об информационной деятельности как особой сфере церковного служения. Причем, благовествовать необходимо всеми возможными способами, стараясь затронуть Словом Божьим сердце каждого человека. «Горе мне, если не благовествую» - это апостольское выражение касается православных публицистов в такой же мере, как и священнослужителей. Направлять журналиста в его информационной деятельности должна вера. Именно тогда, отметил владыка Климент, удастся избежать крайностей в представлении церковной жизни: как популизма и вульгаризации, так и елейности и рафинированности.

Отдельно и громко звучала идея исключительной ответственности журналистов. В послании к участникам фестиваля от Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы отмечалось, что работники пера ответственны за состояние современного православного сознания: «СМИ должны учить людей любви...» И... адекватному пониманию экономических, политических и социальных процессов, которые происходят в современном обществе - продолжил мысль Валерий Фадеев. Экономист по образованию, Фадеев в своем выступлении затронул проблему полномасштабного мирового экономического кризиса.

Каким образом касается кризис церковных СМИ? Нынешнее время, уверен президент «Медиасоюза», дает возможность увидеть, кто есть кто в мировом сообществе, и кем этот кто-то есть на самом деле. У современного русского общества (эту мысль смело можно высказать и относительно украинских реалий), в частности среднего класса, с начала 1990-х годов был шанс взять на себя обеспечение развития и прогресса страны, однако с увеличением прибылей он не устоял перед соблазном «красивой жизни» и отклонился на путь чистого потребительства. В этой сфере средний класс пересек черту и вышел за пределы, когда ценностью стало не само обладание, а демонстрация. Ключевым стало не иметь дорогое авто, а щеголять им - «чтобы все видели мой достаток». Страну захватили новые стереотипы, образцы поведения и лица - символы «новой» жизни. Поспособствовали этому именно светские масс-медиа, которые всеми силами начали сталкивать общество на этот тупиковый путь. Работа перестала быть ценностью. Публичная интеллигенция, представителями которой являются журналисты, стыдилась упоминать о труде и необходимости самоограничения ради достижения высшей, интеллектуальной, духовной цели.

В этом ключе кризис станет полезным для современного общества, считает Валерий Фадеев. Она может всколыхнуть, пробудить людей, напомнить об ошибочном направлении, в котором мы идем, и побудить к поиску нового, более разумного пути дальнейшего развития страны. Помочь обществу в этом могут и должны в частности и православные СМИ.

Из чувства ответственности церковных журналистов, учитывая широкомасштабный экономический кризис, должна вытекать ключевая черта их деятельности - быть с читателем честным. А это в частности предусматривает уважительное, заботливое и вежливое отношение, осторожность в подаче информации, ведь каждое слово может послужить причиной паники и растерянности в обществе, - считает Елена Зелинская, вице-президент «Медиасоюза», член нижней палаты Парламента Российской Федерации, член комиссии по сохранению культурного и духовного наследия. Тем более, вторит ей Сергей Чапнин, что «в дни кризиса люди ждут от нас поддержки, доброго слова, и информирование в этом случае занимает далеко не первое место. Настоящие церковные СМИ должны быть добрыми».

***
Чем являются церковные медиа сегодня? Нужные ли они обществу, а не только Церкви? Если нужны, то какие?

Сегодня православным СМИ хотя и тяжело, тем не менее «терпеливо». Так, присутствует некая голословность в пропагандировании моральных норм и ориентиров, в то время как у Православной Церкви, особенно у ее новейшего периода, есть множество примеров - новомучеников и исповедников. Так, пора уже оставить одни лишь рассказы о социальных проблемах и собственноручно браться за организацию помощи нуждающимся - в частности основывать волонтерские движения. Имеет место неоправданное противостояние среди церковных медиа, применение манипулятивных техник и приемов в этом противостоянии, попранным часто оказывается авторское право церковных журналистов. Тем не менее, вопрос, наверное, не в этом. Необходимо решить, как, сознавая недостатки церковной журналистики, не зациклиться лишь на их преодолении, а двигаться вперед?

Фестиваль этого года дал возможность людям из разных городов и стран собраться вместе, совместно подумать, поискать ответ и попробовать найти его если не в «общецерковном масштабе», то, по крайней мере, каждому самому для себя.

Юлия Коминко

Фото с сайта http://patriarhia.ru/