УКР РУС  


 Главная > Новости > По епархиям > Киевская  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 67 посетителей

Теги
церковна журналістика Митрополит Володимир (Сабодан) секти Археологія та реставрація українська християнська культура Ющенко комуністи та Церква Патріарх Алексій II молодь Предстоятелі Помісних Церков УГКЦ вибори церква і суспільство розкол в Україні Києво-Печерська Лавра монастирі та храми України Церква і політика діаспора милосердя Церква і влада Вселенський Патріархат церква та політика забобони УПЦ КП Президент Віктор Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві автокефалія краєзнавство 1020-річчя Хрещення Русі іконопис конфлікти Католицька Церква Церква і медицина Священний Синод УПЦ Голодомор Мазепа педагогіка шляхи єднання Доброчинність






Рейтинг@Mail.ru






КИЕВ-МОСКВА. Во время торжественного открытия ІІІ Международного православного фестиваля СМИ «Вера и слово» были очерчены основные направления развития и задачи церковных масс-медиа на современном этапе

  26 ноября 2008



Второй день работы «Веры и слова», вторник, 25 ноября, предусматривал официальное торжественное открытие: молебен и пленарное заседание. Причем, как предупредил накануне вечером председатель оргкомитета фестиваля Сергей Чапнин, хор для сопровождения богослужения принципиально не приглашали: « Будем петь сами, как умеем». Пели пристойно, ведь большинство из присутствующих - священнослужители. Зато ощущение единения и общности помогло участникам быстрее настроиться на рабочий лад.

Полный зал людей: фестивали церковных СМИ и по сей день остаются редкостью для православного сообщества, а поэтому журналисты стараются не пропустить шанса пообщаться и послушать советы специалистов. Тем более что та же «Вера и слово» проходит раз в два года, и к тому же в Москве. Для украинской столицы подобные мероприятия вообще «в новинку».

Делегация от УПЦ пополнилась новыми епархиями и, кроме Киевской, была представлена журналистами из Винницкого, Донецкого, Днепропетровского, Львовского, Хмельницкого, Хустского и Черновицкого епархиальных центров.

В начале торжественного заседания митрополит Калужский и Боровский Климент зачитал приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ к участникам фестиваля. Вместе с владыкой приняли участие в церемонии открытия фестиваля и выступили с докладами епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, глава Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерей Владимир Силовьев, пресс-секретарь Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, глава Синодального отдела УПЦ «Миссия духовного образования» протоиерей Георгий Коваленко, генеральный директор Издательского дома «Эксперт», президент «Медиасоюза» Валерий Фадеев, вице-президент «Медиасоюза» Елена Зелинская и ответственный редактор официального издания Московской Патриархии газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин. Поддержку фестиваля и приветствие участникам засвидетельствовали через своих представителей другие Поместные Православные Церкви: Польши, Чехии и Соединенных Штатов. Отдельно протоиерей Георгий Коваленко зачитал приветствие от Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира.

***
Докладчики затрагивали различные аспекты деятельности церковных СМИ, отмечали нюансы развития православной журналистики. Вместе с тем, в выступлениях содержалось немало общих мыслей, что дает основания говорить об определенных тенденциях в церковной медиа-отрасли.

Один из ведущих тезисов принадлежит Святейшему Патриарху Алексию, высказанный в его послании к участникам. «Задача православных СМИ, - отметил Его Святость, - всесторонне оказывать содействие Церкви в исполнении ее спасительной миссии, а для этого они должны быть высококачественными, высокопрофессиональными, полноценными». «Информационное поле Церкви должно постоянно обновляться, совершенствоваться», - говорилось в послании Предстоятеля РПЦ. Это поле должно расширяться и, наконец, перерасти в единое православное информационное пространство - продолжил мысль митрополит Калужский и Боровський Климент. Свое выступление владыка также начал с тезиса об информационной деятельности как особой сфере церковного служения. Причем, благовествовать необходимо всеми возможными способами, стараясь затронуть Словом Божьим сердце каждого человека. «Горе мне, если не благовествую» - это апостольское выражение касается православных публицистов в такой же мере, как и священнослужителей. Направлять журналиста в его информационной деятельности должна вера. Именно тогда, отметил владыка Климент, удастся избежать крайностей в представлении церковной жизни: как популизма и вульгаризации, так и елейности и рафинированности.

Отдельно и громко звучала идея исключительной ответственности журналистов. В послании к участникам фестиваля от Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы отмечалось, что работники пера ответственны за состояние современного православного сознания: «СМИ должны учить людей любви...» И... адекватному пониманию экономических, политических и социальных процессов, которые происходят в современном обществе - продолжил мысль Валерий Фадеев. Экономист по образованию, Фадеев в своем выступлении затронул проблему полномасштабного мирового экономического кризиса.

Каким образом касается кризис церковных СМИ? Нынешнее время, уверен президент «Медиасоюза», дает возможность увидеть, кто есть кто в мировом сообществе, и кем этот кто-то есть на самом деле. У современного русского общества (эту мысль смело можно высказать и относительно украинских реалий), в частности среднего класса, с начала 1990-х годов был шанс взять на себя обеспечение развития и прогресса страны, однако с увеличением прибылей он не устоял перед соблазном «красивой жизни» и отклонился на путь чистого потребительства. В этой сфере средний класс пересек черту и вышел за пределы, когда ценностью стало не само обладание, а демонстрация. Ключевым стало не иметь дорогое авто, а щеголять им - «чтобы все видели мой достаток». Страну захватили новые стереотипы, образцы поведения и лица - символы «новой» жизни. Поспособствовали этому именно светские масс-медиа, которые всеми силами начали сталкивать общество на этот тупиковый путь. Работа перестала быть ценностью. Публичная интеллигенция, представителями которой являются журналисты, стыдилась упоминать о труде и необходимости самоограничения ради достижения высшей, интеллектуальной, духовной цели.

В этом ключе кризис станет полезным для современного общества, считает Валерий Фадеев. Она может всколыхнуть, пробудить людей, напомнить об ошибочном направлении, в котором мы идем, и побудить к поиску нового, более разумного пути дальнейшего развития страны. Помочь обществу в этом могут и должны в частности и православные СМИ.

Из чувства ответственности церковных журналистов, учитывая широкомасштабный экономический кризис, должна вытекать ключевая черта их деятельности - быть с читателем честным. А это в частности предусматривает уважительное, заботливое и вежливое отношение, осторожность в подаче информации, ведь каждое слово может послужить причиной паники и растерянности в обществе, - считает Елена Зелинская, вице-президент «Медиасоюза», член нижней палаты Парламента Российской Федерации, член комиссии по сохранению культурного и духовного наследия. Тем более, вторит ей Сергей Чапнин, что «в дни кризиса люди ждут от нас поддержки, доброго слова, и информирование в этом случае занимает далеко не первое место. Настоящие церковные СМИ должны быть добрыми».

***
Чем являются церковные медиа сегодня? Нужные ли они обществу, а не только Церкви? Если нужны, то какие?

Сегодня православным СМИ хотя и тяжело, тем не менее «терпеливо». Так, присутствует некая голословность в пропагандировании моральных норм и ориентиров, в то время как у Православной Церкви, особенно у ее новейшего периода, есть множество примеров - новомучеников и исповедников. Так, пора уже оставить одни лишь рассказы о социальных проблемах и собственноручно браться за организацию помощи нуждающимся - в частности основывать волонтерские движения. Имеет место неоправданное противостояние среди церковных медиа, применение манипулятивных техник и приемов в этом противостоянии, попранным часто оказывается авторское право церковных журналистов. Тем не менее, вопрос, наверное, не в этом. Необходимо решить, как, сознавая недостатки церковной журналистики, не зациклиться лишь на их преодолении, а двигаться вперед?

Фестиваль этого года дал возможность людям из разных городов и стран собраться вместе, совместно подумать, поискать ответ и попробовать найти его если не в «общецерковном масштабе», то, по крайней мере, каждому самому для себя.

Юлия Коминко

Фото с сайта http://patriarhia.ru/