УКР РУС  


 Главная > Публикации > Церковь и общество  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 192 посетителей

Теги
церква і суспільство Предстоятелі Помісних Церков Ющенко постать у Церкві українська християнська культура Церква і влада розкол в Україні Патріарх Алексій II Голодомор діаспора 1020-річчя Хрещення Русі Церква і політика церква та політика Митрополит Володимир (Сабодан) комуністи та Церква Священний Синод УПЦ монастирі та храми України Археологія та реставрація Католицька Церква Мазепа Доброчинність Києво-Печерська Лавра забобони вибори краєзнавство іконопис автокефалія Вселенський Патріархат УПЦ КП конфлікти милосердя церковна журналістика Президент Віктор Ющенко молодь Церква і медицина секти педагогіка Приїзд Патріарха Кирила в Україну шляхи єднання УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






Праздник Сретения и музыка Вивальди

  29 февраля 2008


Анна Регульская, диакон Георгий Скубак

В день великого церковного праздника Сретения Господня Центр православной культуры «Лествица» пригласил гостей и любителей классической музыки на ещё одну встречу в зрительный зал театра русской драмы им. Горького на третий концерт из цикла «Место встречи - Остров классики».

По словам художественного руководителя и режиссера концертной программы протоиерея Игоря Собко, эта встреча позволит зрителям узнать об истории православного праздника Сретенье и в очередной раз соприкоснуться с подлинными ценностями культуры, духовности и искусства. Именно эти ценности приводят человека к порогу Божьего храма, к границе вечности. «В этом концерте не случайно звучит музыка великого композитора Вивальди, - сказал в своем интервью автор проекта. - Некоторые зрители уже выразили недоумение, как же совмещается великий православный праздник и музыка католического священника? Но как здесь не вспомнить слова Господа, что мы должны любить не только православных, но и всех людей как венец творения Божия! И не случайно сегодня, в праздник Сретенья, зрители встречаются с прекрасным искусством музыки. Оно прокладывает дорогу к Богу. И вспоминаются слова древней молитвы, в которой говорится: «Господи, сотвори так, чтобы не нас утешали, но чтобы мы утешали; чтобы не нас понимали, а чтобы мы понимали; чтобы не нас любили, а чтобы мы любили!» Вот это истинный путь христианина. А во многом проложить путь поможет прекрасная музыка Вивальди «Времена года».

Постоянный ведущий концертов - бакалавр теологии Иван Дяченко, - отложив все свои дела, приезжает в Днепропетровск из столицы России, города Москвы. Ведь знание основ богословия и профессиональная музыкальная деятельность в театрах Москвы позволяют ему подготовить прекрасный сценарий, в котором соединяется рассказ о православных праздниках с классической музыкой знаменитых композиторов. «В этот раз мы пошли на очень серьезный эксперимент, - признался ведущий и автор сценария, - соединив небесное и земное. В данном случае небесным является праздник Сретенья Господня, а земным - музыка Вивальди. Она стала соединяющим мостом между небом и землей и в красоте своей открылась человеку. Вивальди - композитор незаслуженно забытый на несколько столетий. И лишь в 20 веке люди заново открыли для себя музыку этого великого венецианца. Человеческой душе открылись небесные просторы. Через музыку Вивальди открывается красота Божьего мира».

В концерте принял участие Академический симфонический оркестр Областной филармонии. Художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств Украины Наталия Пономарчук. Также была праглашена и заслуженная артистка Украины скрипачка Богдана Пивненко из Киева. Гость из столицы, не скрывая своего волнения, призналась, что участие в этом проекте для нее очень интересно, для слушателей, несомненно, тоже: «"Времена года" - это, пожалуй, самое известное произведение Антонио Вивальди. В моей биографии это первый альянс музыки и православного праздника. И мне очень приятно, что меня пригласили для такого события. Я православный человек из православной семьи, и поэтому у меня вызывает большое волнение участие в концерте именно в день праздника Сретенья».

Перевод слова «Сретение» с сербского языка означает «радость». И чудо, присущее музыке Вивальди, в том, что его минорный лад светоносен и оптимистичен. В богослужебных текстах праздника Сретения очень много говорится о радости. А радость, как известно, источается лишь из умиротворенной души. Именно такой была душа Антонио Вивальди. Славянское слово «сретение» означает «встреча». Но всё же сретение - это нечто большее, чем просто встреча. Это слово имеет ещё несколько значений. Ну, например, узнавание. Когда один в другом узнает дорогие сердцу черты и знаки. И ещё - сопереживание. Только сопереживая мы можем в какой-то мере приблизиться к пониманию случившегося в начале нашей эры события Сретения Божественного Младенца Христа. И открыв сердца звукам музыки, которая в этот день звучала в концертном зале, зрители смогли почувствовать всю ее красоту. «Времена года», такими, как они звучали на «Острове классики», можно было бы назвать «Новым Заветом» для создания музыки совершенно особого рода.

Рассказывая о сложности написания сценария, Иван Дяченко сказал: «Самый таинственный, загадочный праздник - Сретенье Господне. Точно так же таинственен, как любая встреча. Мы никогда не знаем, что нас ждет при встрече с человеком. А когда человек встречается с Богом - тут слова меркнут. Праздник Сретенья - это встреча человека с Богом. В этом концерте праздник Сретенья и музыка Вивальди объединились случайно. Но, как известно, случайного ничего не бывает. Антонио Вивальди - один из самых загадочных композиторов. Его жизнь показывает нам, как человек может преодолевать физическую немощь силой духа. Его музыка является одной из самых светлых страниц в истории музыкального творчества. Каждая встреча со зрителем здесь, на «Острове классики» - это для меня то сокровище, к которому я прикасаюсь. Когда режиссер концерта Игорь Собко предлагает построить программу определенным образом, я поначалу говорю, что это невозможно сопоставить и в одном концерте сыграть. Но начинается работа, и приходит понимание, что Бог - един, мир - един. И самые, на первый взгляд, несовмещающиеся вещи на самом деле гармоничны. Так случилось и на этом концерте с Вивальди и Сретеньем Господним».

С творчеством Вивальди можно смело сопоставить мысль, высказанную Г. Гейне: «Там, где кончаются слова, начинается музыка». Бог отметил этого великого композитора не только большим талантом, но и дал ему, по слову апостола Павла, «жало в плоть». Из-за трудных родов и неопытности акушерки при рождении он получил серьёзный дефект грудной клетки. Грудь «килем» сдавливала сердце, тяжелейшая астма сопровождала его всю жизнь. Проблема Вивальди - чуткая, живая душа, устремленная к небесам, и уродливое немощное тело. Но сегодня, спустя столетия, никто не помнит о его скорченной грудной клетке, а вот светоносный дух его, выраженный в музыке, преодолел материю времени и пространства. Композитор словно не от себя рождает музыку, значительно превосходящую те программные образы, к которым она привязывалась. У православного богослова, святого Феофана Затворника, жившего в XIX веке, есть такое размышление: «В каждом человеке есть дух - высшая сторона человеческой жизни. Есть сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному». Задача художника - от реальности здешнего мира восходить к реальности горнего мира, к реальности вечной, Божьего Царства. И для Вивальди это был не пустой звук. Ведь он был священником. В 15 лет он принимает монашество. В 25 становится священником. Один лишь Бог знает, было ли это служение его призванием. В историю он вошел как композитор и выдающийся виртуоз-скрипач, к тому же блистательно игравший на чембало и органе, гобое и флейте, он прекрасно пел и управлял оркестром. Почти всю свою жизнь он преподавал в одной из лучших венецианских консерваторий.

В биографии Антонио Вивальди остается немало «белых пятен». Он при жизни познал великую славу. Но в его творчестве были и взлеты, и падения. Вивальди разделил печальную участь других выдающихся художников. Он умер без средств, от лихорадки, в Вене, в 1741 году. И не нашлось ни одного близкого человека, кто бы проводил его в последний путь! Имя его было забыто в музыкальном мире почти на полтора столетия. Однако конец XIX, а особенно XX век вдруг заново открыл музыку Вивальди, оценив, как прекрасна ее пленительная наивность, ее гармония, красота и светлая радость.

Сретение - это сердце, раскрытое при встрече с человека с Богом, это чувство Его присутствия, стремление к Небу, к красоте. Музыка «Времен года» ярко и доходчиво открывает нам красоту Божьего мира. Любовь к природе - глубоко христианское качество. Бог есть любовь, потому что низводит небо на землю, но и человек становиться любовью, если землю возводит на небо. Не это ли совершает своей музыкой и Антонио Вивальди?

Еще одна встреча на «Острове классики» - новый мостик к тому, чтобы сблизить людей различных взглядов, приобщая к основам и традициям прекрасной музыки. По сложившейся доброй традиции «Остров классики» перед началом концерта благословил митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней.

Следующая встреча «Остров классики» состоится в мае и будет посвящена Дням славянской письменности и культуры, равноапостольным Кириллу и Мефодию. Программа концерта пока держится в секрете. Но творческий коллектив, работающий над проектом, надеется, что зрители будут воспринимать «Остров классики» не просто как некую культурную программу, а как осмысленный глубокий проект: для духа в нем есть дух, для души есть музыка. Это дает человеку гармонию в жизни.