УКР РУС  


 Главная > Публикации > Церковь и общество  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 259 посетителей

Теги
УГКЦ Доброчинність Предстоятелі Помісних Церков УПЦ КП Католицька Церква Церква і політика конфлікти Церква і влада Археологія та реставрація Приїзд Патріарха Кирила в Україну розкол в Україні постать у Церкві іконопис церква і суспільство Священний Синод УПЦ Києво-Печерська Лавра 1020-річчя Хрещення Русі монастирі та храми України Патріарх Алексій II діаспора милосердя Ющенко секти автокефалія Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика краєзнавство українська християнська культура педагогіка Президент Віктор Ющенко вибори молодь забобони Мазепа комуністи та Церква Церква і медицина шляхи єднання Голодомор Вселенський Патріархат церковна журналістика






Рейтинг@Mail.ru






Послесловие к киевским встречам

  18 февраля 2009


Протоиерей Александр Авдюгин
Сегодня, когда после приема у Блаженнейшего Митрополита Владимира прошло некоторое время, по-иному оцениваются как слова, сказанные нашим Первосвятителем, так и сам факт беседы православных литераторов с главой УПЦ...
 
Надо учесть, что встреча эта состоялась в преддверии Поместного Собора - события, имеющего исторический характер. Собор не только избрал нового Патриарха, своим решением он обозначил приоритеты будущих направлений православной миссии, где творческому, злободневному, понятному и с интересом читаемому литературному произведению определено крайне важное место.

О важности служения слову и говорил с литераторами международного православного клуба «Омилия» Блаженнейший Митрополит Владимир, и именно вопросу творческого воплощения слов веры и благочестия была посвящена встреча в издательском отделе УПЦ.

Центром этой встречи, конечно же, было первосвятительское благословение главы нашей Церкви, но сегодня можно выделить еще две главные проблемы, обсуждавшиеся в этот день.

Первая проблема - чисто организационная

Соединение под «одной крышей» и в одном звене триады «писатель - издательство - типография». Не секрет, что часто достойное и нужное произведение так и остается «в столе» (а нынче в компьютере) автора из-за невозможности его опубликования в светских, а также в занятых периодикой и официозом наших, церковных издательствах. Что же касается редакционной политики, альтруизма все-таки не хватает даже в редакциях, позиционирующих себя как «склонные к православной точке зрения», а оплачивать дорогостоящий редакторский труд автор не в силах. Именно поэтому талантливое произведение если и выходит, то мизерным тиражом и в убогом исполнении.

Отсутствие единого центра приводит и к тому, что на полках церковных книжных лавок появляются книги, которые под православной обложкой-названием, с архиерейским благословением (!), проповедуют «доморощенное православие», а зачастую и откровенный оккультизм. Издательствам, печатающим нашу литературу, сегодня выгоднее из года в год повторять репринтные выпуски книг позапрошлого и начала прошлого веков или изобретать новые виды молитвословов, которые даже названиями своими («Молитвы для беременных», «Молитвослов для в узах заточенных» и т.д.) говорят о духовной несостоятельности издателей. Современной книги православных авторов практически нет (особенно художественной и публицистической прозы), так как для их выхода нужна редактура, корректура и работа художников, содержать которых могут не все издатель­ства...

Есть и еще одна главная составляющая прошедшей в Лавре встречи...

Это констатация того, что православная литература - не устоявшийся, одноликий шаблон с запланированными и вполне предполагаемыми сюжетами, за которыми следует известный нравственный вывод, подкрепленный цитатой из Святых Отцов.

Подобное отношение к православной книге в последнее десятилетие стало преобладающим. Бесцветные агиографические описания; разнообразные, никем не проверенные факты и предсказания «старцев»; брошюры и многостраничные фолианты с перечнем чудес и знамений - все это результат отсутствия работы с авторами. Повторяется знаменитое евангельское: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1: 46). Априори утверждается, что никто у нас ничего стоящего написать не может. Поэтому и печатаем сомнительных и далеко не однозначных авторов «от христианства», раскачивающих церковный корабль, или составляем сборники «Чудеса в Православии».

К чему приводит увлечение псевдоправославными чудесами, хорошо сказал протоиерей Василий Мазур (один из авторов клуба «Омилия»):

Катилась медленно слеза,
В венке терновом был Спаситель.
Искали люди чудеса,
А слез Христа никто не видел.

Не выравнивать всех в «стадо церковное»

Православие разнообразно и многогранно, оно никогда не испытывало «дефицита» талантов. Да и не может испытывать по причине того, что талант есть милость Божия, которая дается Им всякому пришедшему в этот мир. Относиться к человеку, прежде всего, как к источнику греха, видеть в нем всего лишь овцу из общего стада - значит изначально не соглашаться со словами Христа о разнообразии талантов в каждой личности и о необходимости их преумножения.

Cледует вести целенаправленную, четкую и постоянную работу с авторами, главное в которой - сопутствие творческому развитию таланта, поиск граней, которые отличают индивидуальность, а не выравнивают всех в одноликом понятии «стадо церковное».

Православная книга должна быть интересной, современной, динамичной и востребованной. И сегодня можно найти не один десяток произведений, которых с нетерпением ждут читатели, а они не могут выйти в свет из-за несостоятельности издательской политики, ориентированной на «проверенные варианты» с мытарствами Феодоры и очередным триллером об антихристе.

Однажды в Лавре, у Успенского собора, я услышал разговор между экскурсантами

Они удивлялись, как может сочетаться такая красота храмов с серой массой, их наполняющей. Почему все хмурые?

И действительно, почему не исполняется завет Христов «Радуйтесь!»? Отчего от святоотеческой характеристики Православия как «радостнопечалия» в реальности остались лишь печальность, хмурость и апокалиптическое ожидание?

Часть ответов на эти отнюдь не риторические вопросы лежит там, где принимаются решения об издании новой православной книги. В наше время есть все возможности издавать то, что будут спрашивать, искать и читать. И поэтому нужно работать с авторами и решать организационные издательские проблемы. Именно на это мы и получили благословение нашего Предстоятеля.

За предоставленный материал благодарим редакцию "Церковной Православной газеты". 

Опубликовано в №3 (229), февраль 2009 года.
Подписной индекс на русском языке - 96137, на украинском - 96145. 
Автор: Протоиерей Александр Авдюгин