УКР РУС  


 Главная > Публикации > Церковь и общество  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 223 посетителей

Теги
Церква і політика Києво-Печерська Лавра Президент Віктор Ющенко молодь Патріарх Алексій II іконопис Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква та політика діаспора автокефалія Археологія та реставрація постать у Церкві Доброчинність 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат Голодомор УГКЦ вибори Мазепа Ющенко Священний Синод УПЦ церква і суспільство українська християнська культура церковна журналістика Предстоятелі Помісних Церков конфлікти Католицька Церква Церква і влада секти милосердя розкол в Україні комуністи та Церква Церква і медицина педагогіка Митрополит Володимир (Сабодан) забобони краєзнавство монастирі та храми України шляхи єднання УПЦ КП






Рейтинг@Mail.ru






Военное капелланство за рубежом

  15 April 2009


Олег Карпенко, по материалам “Зарубежного военного обозрения”
Военные священники (капелланы) есть в большинстве армий мира. Законодательно их присутствие запрещено только в армиях Китая и Северной Кореи. Даже в таких государствах, где отделение Церкви от государства определено национальной идеологией, например, США и Франции, существует институт военного священства, состоящий на государственном обеспечении.

Такая ситуация вполне естественна, поскольку даже если смотреть на это исключительно с прагматических позиций, религия является фактором государственной безопасности. Религия обеспечивает психологический комфорт в обществе, прививает гражданам высокие нравственные идеалы и, в конечном итоге, определяет характер экономического и политического развития государства.

История капелланства

Происхождение слова "капеллан" относят к IV веку, когда святой Мартин из города Тура, будучи молодым солдатом, увидел нищего, не имевшего одежды, чтобы укрыться от холода. Тогда святой разорвал надвое свою солдатскую накидку ("каппу") и одну половину отдал нищему. В ту же ночь этот нищий явился ему во сне и сказал, что он - Иисус Христос.

После этого вторая половина каппы святого Мартина стала предметом почитания во французской армии. Для нее был сделан походный храм, который назвали "капеллой", а священника, служившего в этом храме, стали называть "капелланус".

В 742 или 743 году в городе Регенсбурге (Германия) на первом восточно-франкском соборе (Consilium Germanicum) было принято решение об участии священников в военной службе, однако с оговоркой о запрете ношения ими оружия и непосредственного участия в боевых действиях.

С тех пор и по настоящее время капелланы имеются в большинстве армий мира, а их правовой статус закреплен не только во внутригосударственных, но и в международных законах. Так, согласно Женевской конвенции 1949 года священнослужители не считаются лицами, принимающими участие в боевых действиях, и сохраняют свой статус в случае пленения - им должно быть предоставлено право продолжать свое служение среди пленных.

"Остаюсь верен Господу Богу и Соединенным Штатам Америки"

Наиболее известным институтом военных священников считается капелланская служба вооруженных сил США. Пентагон уделяет самое серьезное внимание религиозной сфере жизни военнослужащих. Текст военной присяги в армии США заканчивается словами: "Да поможет мне Бог". А в статье 6 "Кодекса поведения", утвержденного в 1995 году, говорится: "Никогда не забуду, что я американский военнослужащий, ответственный за свои поступки и посвятивший себя принципам, которые сделали мою страну свободной. Остаюсь верен Господу Богу и Соединенным Штатам Америки...".

Служба капелланов финансируется из военного бюджета, а их статус в части прав и привилегий приравнен к офицерскому. У капелланов есть не только собственное руководство, но также свои учебные заведения и средства массовой информации.

В 2006 году в ВС США проходили службу около 2 500 офицеров-капелланов, представляющих более 120 религиозных конфессий, что позволяет охватить практически весь личный состав.

Поскольку в ВС США не существует офицеров, занимающихся воспитательной работой, то вопросы психологической и воспитательной работы с военнослужащими возложены на капелланов. В их обязанности входит также консультирование командного состава по вопросам религии, культов и обычаев местного населения и установление связи с местными организациями, как религиозными, так и благотворительными.

Весьма разнообразны и формы организации "рабочих мест" капелланов в ВС США. Помимо стационарных и походных церквей в частях и на кораблях создаются так называемые уголки капеллана, дома уединения, молитвенные приюты и т. п.

Королевские капелланы Великобритании

Не меньше внимания уделяется службе капелланов и в вооруженных силах Великобритании. В интересах поддержания высокого морального духа личного состава и его устойчивости на поле боя функционирует королевская служба капелланов, возглавляемая главным капелланом вооруженных сил в звании генерал-майора. Он имеет несколько заместителей, в том числе по вопросам деятельности римо-католических священников и по взаимодействию министерства обороны с руководством Церкви.

В состав службы входят более 350 человек, из которых 147 служат в регулярных войсках, 109 - в территориальной армии и около 100 - в кадетском корпусе. В министерстве обороны постоянно проводится работа по пересмотру штата службы в зависимости от численности вооруженных сил и их конфессионального состава.

Основной задачей капелланов, помимо духовного наставничества и моральной поддержки военнослужащих, является устранение стрессовых ситуаций. Кроме того, они обязаны совершать церковные обряды, принимать участие в проведении военных праздников и торжеств, оказывать сослуживцам помощь в подборе и изучении религиозной литературы, организовывать групповые и индивидуальные беседы на религиозные темы, посещать госпитали и гауптвахты в целях утешения страждущих, участвовать в воспитательной работе с членами семей солдат и офицеров.

Богослужения в британской армии проводятся в военных церквах. Причем в каждом гарнизоне, как правило, имеется несколько церквей разных конфессий.

Военные священники бундесвера

Серьезное внимание капелланской службе уделяется и в бундесвере. Следует заметить, что капелланы в армии Германии были практически всегда (исключая войска СС в гитлеровской Германии и армию бывшей ГДР). В армии ФРГ представлены католическая и протестантская (евангелическая) христианские конфессии, которыми руководят соответственно католический и протестантский военные епископы, подчиненные непосредственно министру обороны. Исполнительными органами капелланской службы являются Управление католического военного епископа по делам бундесвера и Управление Евангелической Церкви по делам бундесвера.

В капелланской службе ФРГ есть интересная особенность, способствующая большей доверительности в отношениях между капелланами и солдатами, - военные священники не являются кадровыми военнослужащими; капелланы в ФРГ - госслужащие. Для поднятия авторитета капелланов в их состав выбирают только священников, имеющих высшее теологическое образование, опыт работы в приходе не менее трех лет и прошедших испытательный срок, во время которого они проходят обучение на краткосрочных курсах.

Основные формы работы военного священства в ФРГ мало чем отличаются от тех, которые существуют в армиях США и Великобритании, однако по сравнению с жестко регламентированными обязанностями священника в армии США ему дано значительно больше свободы в выборе нестандартных форм.

Капелланы в армии ФРГ ни на минуту не оставляют свою военную паству, проводя с ней различные занятия и сопровождая ее на полевые занятия и учения. Они проводят серьезную работу с семьями военнослужащих в целях поддержания профессиональной деятельности последних.

Епархия вооруженных сил франции

Значение капелланства во французской армии определяется тем, что институт военного священства основан во Франции эдиктом Карла Великого 742 года. В обязанности капелланов, согласно этому эдикту, входило служить мессы во время боевых действий и отпевать погибших воинов. В 1539 году король Франциск I учредил службу капелланов в армии и на флоте, а в 1555-м - ордонансом Генриха II военные священники были закреплены за каждым полком и отрядом. Людовик XIV приказал строить церкви в каждой крепости. В 1793 году во время Великой французской революции служба капелланов во французской армии была отменена, а уже в 1805-м восстановлена Наполеоном вновь. Даже после отделения Церкви от государства во Франции в 1905 году основные положения в законодательстве относительно капелланов остались без изменений.

"Декретом о консисторской конгрегации" от 26 июля 1952 года в вооруженных силах был учрежден викариат, объединявший службы главных военных священников в сухопутных войсках, ВВС и ВМС под начальством архиепископа Парижского.

В 1967 году викариат в вооруженных силах был выведен из подчинения архиепископа Парижского, и его возглавил первый викарий вооруженных сил. Указом Папы Римского от 21  ап­реля 1986 года статус службы повышен, викариат преобразован в епископат, соответственно введены наименования "епархия вооруженных сил Франции" и "епископы в вооруженных силах".

В настоящее время епархией вооруженных сил руководят епископский, церковный, национальный пастырский, экономический и финансовый советы. Для усиления воспитательного эффекта при епархии французских ВС создана комиссия по воспитанию, оказывающая помощь епископскому совету в контроле за самовоспитанием и нравственным обликом каждого военнослужащего.

Особо следует отметить деятельность французских капелланов на ниве благотворительности. Под их непосредственным руководством была создана Ассоциация друзей военного духовенства ВС Франции, и в 1956 году при ней возникла благотворительная организация, занимающаяся уходом за больными, ранеными и инвалидами, названная "Приют Богоматери". Эта организация, возглавляемая епископом вооруженных сил, объединяет как действующих военнослужащих, так и уже уволенных со службы, а также членов их семей и других гражданских лиц.

В целом следует отметить, что, как и в бундесвере, основная обязанность французских капелланов - деятельность по духовному совершенствованию военнослужащих; за патриотическое же воспитание отвечают командиры.

Капелланство в Польше

Огромную роль играют капелланы в жизни вооруженных сил Республики Польши, в которой институт военного священства имеет очень давнюю историю. Закон об официальном статусе священнослужителя в польской армии был принят варшавским сеймом еще в 1690 году. На этом сейме было решено ввести в ней 36 капелланских ставок с содержанием из королевской казны. С тех давних пор военные священники стали неотъемлемой частью польской армии. Любопытно отметить, что капелланы-поляки служили даже в армиях тех государств, которые разделили между собой Речь Посполиту в конце XVIII века, по­скольку в них служили и поляки-католики. Должность капеллана была упразднена в армии этой страны лишь однажды - во времена социалистической Польши. Но уже в январе 1991 года папа Иоанн Павел II назначил епископа для польской армии, и в ней началось возрождение института капелланов.

В настоящее время в польских вооруженных силах служат капелланы Римской католической, Православной и Евангелистской Церквей. Поскольку подавляющее большинство населения в стране составляют католики, среди священников в армии тоже преобладают католики (около 150). Православные - вторая по численности группа поляков-военнослужащих. Соответственно на 15 000 православных военнослужащих и членов их семей приходится 19 православных капелланов. Вопросами духовного окормления православных военнослужащих занимается Православный Ординариат Войска Польского, имеющий статус епархии в составе Польской Православной Церкви.

Польские капелланы имеют офицерское звание и постоянно находятся среди солдат. Они не только совершают церковные службы, но и следят за нравственностью солдат.

Военные муллы в армиях мусульманских государств

Серьезнейшее внимание религиозному фактору уделяет руководство мусульманских государств. В частности, в Марокко, Алжире, Ливии, Египте, Судане, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре, Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах и Омане воспитанием военнослужащих занимаются органы так называемой моральной ориентации. Они не только разрабатывают систему повседневной работы с военнослужащими, но и следят за строгим исполнением ими обрядов ислама, а также организуют строительство новых и расширение старых мечетей. К практической деятельности привлекаются и хорошо подготовленные в религиозном отношении военнослужащие (солдаты и унтер-офицеры) или прикомандированные к частям гражданские муллы. Но основные обязанности возлагаются на штатных военных мулл и, несколько реже, на самих офицеров органов моральной ориентации.

В воспитании военнослужащих этих государств особое место занимают идеи джихада ("священной борьбы за веру") и шахада ("самопожертвования в войне за веру"). В деле такого воспитания очень важны примеры шахидов (мусульман, погибших за веру).

У шиитов в армии Исламской Республики Иран военные муллы приравнены к офицерам и несут одинаковую с ними ответственность за морально-психологическое состояние военнослужащих. Следует отметить, что муллы в иранской армии присутствуют на всех уровнях - от взвода и выше.

В иранской армии существует специальный штаб по руководству и координации идеологической работы, который занимается отбором и расстановкой священнослужителей в вооруженных силах. А идеологические направления этой деятельности определяются политико-идеологическим управлением при штабе верховного главнокомандующего и политико-идеологическим управлением министерства обороны, координирующими свою деятельность с Министерством исламской ориентации и культуры.

Естественно, что в Исламской Республике распорядок дня военнослужащих включает в себя все необходимые для мусульманина элементы, а все военные органы в своей деятельности неукоснительно следуют Корану и принципам шариата.

Войсковые муллы проводят с военнослужащими беседы на религиозные темы, молебны и проповеди, а также читают лекции по религиозной тематике, на которые в иранской армии отводится 8 часов в неделю.

Очень важную роль в воспитании военнослужащих играют "пятничные намазы", где выступают высокопоставленные представители духовенства. Эти мероприятия с самого начала носят не столько духовный, сколько идеологический характер, поскольку на них основное внимание уделяется вопросам внешней и внутренней политики Ирана.

Следует отметить и подготовку кадров для иранской армии. Они готовятся в специальных учебных центрах, созданных при всех теологических школах. Основными предметами обучения в этих школах являются: методика преподавания Корана, исламская нравственность, политический анализ, история ислама, вопросы шариата, формы и методы пропагандистского идеологического воздействия, военная подготовка (в отличие от христианских капелланов муллы могут принимать участие в боевых действиях).

Не меньшая ответственность лежит на военных муллах в армии Пакистана, где они совместно с командирами занимаются воспитанием личного состава и отвечают за его морально-психологическое состояние. Руководит их деятельностью министерство обороны через управление военной информации (пропаганды). Сами военные муллы приравниваются в пакистанской армии к офицерам. Свою работу они ведут в основном в мечетях, которые имеются во всех частях и соединениях ВС страны.

Кроме исполнения религиозных обрядов и проведения занятий по Корану военные муллы обязаны помогать командованию в изучении настроения и поведения военнослужащих. Как и во всех мусульманских странах, муллы в Пакистане отвечают за неукоснительное соблюдение всеми военнослужащими религиозных обрядов, а изучение Корана и шариата включено в программу боевой подготовки личного состава армии.

Побеждают сильные духом

Конечно, у института капелланства есть не только положительные стороны. Так, в армиях, где капелланы имеют офицерские звания и подчиняются министерству обороны, рядовой и сержантский состав относится к ним скорее как к офицерам, нежели как к душепопечителям. Но то положительное влияние, которое они оказывают на дух армии, значительно перевешивает пока еще существующие негативные моменты. Можно предположить, что с нарастанием противоборства в информационной сфере роль капелланов в перспективе будет только возрастать.

Стремительные изменения военно-политической ситуации в мире, а также развитие средств и способов вооруженной борьбы, возвращают нас к тем временам, когда победу определяли в основном духовные и моральные силы войск. Очевидно, что без опоры на извечные христианские ценности вся система духовно-нравственного воспитания военнослужащих, в том числе и офицерских кадров, может потерпеть неудачу.

Сегодня, как никогда, актуальны слова генерала П. Краснова: "Государство, которое отказывается от религии и от воспитания своей молодежи в вере в Бога, готовит себе погибель в материализме и эгоизме. Оно будет иметь трусливых солдат и нерешительных начальников. В день великой борьбы за свое существование оно будет побеждено людьми, которые сознательно идут на смерть, потому что веруют в Бога и бессмертие своей души".

"Церковная православная газета", №7-8 (233-234), апрель 2009 года. Подписной индекс на русском языке - 96137, на украинском - 96145.
Автор: Олег Карпенко
   
Капеллан ВВС США помогает распределять гуманитарную помощь для жителей Афганистана

Капеллан ВВС США помогает распределять гуманитарную помощь для жителей Афганистана
Капеллан ВМС США cовершает мессу для католиков на борту корабля

Капеллан ВМС США cовершает мессу для католиков на борту корабля
Капеллан Королевского военно-морского флота Великобритании

Капеллан Королевского военно-морского флота Великобритании
Католический священник-капеллан беседует с морскими пехотинцами в Ираке

Католический священник-капеллан беседует с морскими пехотинцами в Ираке
Конференция датских капелланов

Конференция датских капелланов