УКР РУС  


 Главная > Новости > По епархиям > Киевская  
Опросы



Наш баннер

 Посмотреть варианты
 баннеров и получить код

Электронная почта редакции: info@orthodoxy.org.ua



Сейчас на сайте 124 посетителей

Теги
постать у Церкві молодь Мазепа УПЦ КП іконопис Церква і влада розкол в Україні комуністи та Церква Голодомор Священний Синод УПЦ церковна журналістика Предстоятелі Помісних Церков 1020-річчя Хрещення Русі монастирі та храми України Католицька Церква Президент Віктор Ющенко забобони шляхи єднання конфлікти церква і суспільство Приїзд Патріарха Кирила в Україну Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) Церква і політика церква та політика педагогіка діаспора Патріарх Алексій II краєзнавство секти УГКЦ українська християнська культура милосердя Доброчинність Вселенський Патріархат Церква і медицина Ющенко вибори автокефалія Києво-Печерська Лавра






Рейтинг@Mail.ru






Архиепископ Митрофан: «Для верующего человека все совершается по Промыслу Божьему»

Мы начинаем цикл бесед с интересными людьми на темы, которые сегодня волнуют пользователей православного Интернета. Среди гостей редакции сайта «Православие в Украине» будут не только иерархи, священнослужители и преподаватели духовных семинарий. Читатели смогут также пообщаться с политическими и общественным деятелями, спортсменами и артистами эстрады, бизнесменами и учеными, которые являются православными христианами.

Цель рубрики - не только ответить на наиболее актуальные вопросы, но и познакомить широкую читательскую аудиторию с другой, порой радостной и интересной, а иногда сложной и проблемной стороной жизни выдающихся личностей современности - опытом пребывания в церковной ограде. Во время бесед мы будем поднимать вопросы, которые приходят от читателей на электронный адрес сайта «Православие в Украине».

О времени проведения ближайших встреч и о возможности задать свои вопросы будет сообщено заранее.

 

Первым гостем нашей редакции стал управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан.

Редакция: Скажите, пожалуйста, может ли Православная Церковь дать благословение на брак православной и католика? Если да, то как это осуществляется и куда нужно обратиться?

Архиепископ Митрофан: На сегодня очень актуальна проблема так называемых смешанных браков, то есть когда женятся люди православного и инославного исповеданий. В данном случае, если они хотят получить благословение на брак именно в Православной Церкви, им следует обратиться в епархиальное управление к правящему архиерею. Также они должны написать соответствующее прошение согласно установленному образцу с указанием, что дети после рождения будут крещены в Православной Церкви и воспитаны в православной вере. Мы не требуем, чтобы кто-то из брачующихся менял свое вероисповедание; каждый может оставаться верным своим традициям.

Также относятся к этому вопросу и представители других традиционных христианских конфессий. Если с подобной просьбой обратиться, например, к священнику Католической Церкви, там поставят это же условие - чтобы дети были крещены в католичестве.

Редакция: Некоторые священники говорят, что любовь стирает малейшие различия между людьми. Они должны быть единодушны во всем, в том числе и в вере. Скажите, по вашему мнению, это идеал, к которому нужно стремиться, или такое чувство должно быть нормой? Сегодня мало людей, которые верят, что это досягаемо.

Архиепископ Митрофан: Очень даже досягаемо. Порой к нам приходят люди не с тем, чтобы получить разрешение на брак с человеком другой веры, а скорее, с просьбой принять его в лоно Православной Церкви. Это конечно хорошо, но бывают случаи, когда человеку действительно трудно отказаться от своих убеждений. Если он родился и вырос, к примеру, в католической семье, тяжело вот так сразу взять и поменять свое отношение к Церкви, к Богу. Поэтому мы стараемся с осторожностью относиться к таким людям. Главное для нас, чтобы у желающих вступить в брак была любовь друг к другу. Смешанный брак - это шаг, который, на мой взгляд, сможет помочь людям в будущем. Мне не раз приходилось быть свидетелем случаев, когда после такого брака люди становились православными. Здесь многое зависит от самих супругов. Я уверен, что любовь, если она настоящая, способна объединить людей и в вере.

Редакция: А если супруг или супруга, желающие повенчаться в Православной Церкви, все-таки настаивают, чтобы дети были воспитаны, к примеру, в католичестве?

Архиепископ Митрофан: Мы не можем венчать таких людей. Более того, перед венчанием дается специальная расписка о том, что человек инославного исповедания не против (и даже обещается) крестить ребенка в Православной Церкви и воспитать в православной вере. Если этого нет, архиерей не может дать благословение на православный брак.

Редакция: Как же тогда, владыка, разрешить такую дилему: Католическая Церковь требует воспитания детей в католичестве, а Православная - в православии. То есть, если люди венчаются в католичестве и мы не против этого, значит мы соглашаемся с тем, чтобы дети были воспитаны соответствующим образом?

Архиепископ Митрофан: Но мы не можем удерживать людей силой. В данном случае вопрос о воспитании находится вне нашей компетенции, на совести родителей. Православный священник имеет право ставить вопрос, что называется, ребром только в случае, когда речь идет о православном браке. Но часто ведь бывает так, что люди просто не обращают на это внимание. Если человек не имеет духовного воспитания или опыта жизни в Церкви, для него это вообще не составляет никакой проблемы. Крещение или венчание в православной вере - это для них всего лишь дань традиции. Не будем же мы таких людей к чему-то побуждать! А те люди, которые живут в Церкви и являются, так сказать, практикующими христианами, никогда не пойдут на это. К тому же, к нам с такими вопросами практически не обращаются.

Редакция: Следующий вопрос касается брака с протестантами. Вот девушка пишет: «Могу ли я повенчаться с юношей, который является протестантом? Можно ли мне сделать это в его церкви (сохраняя при этом свое вероисповедание)? У нас очень хорошие отношения! Я благодарна Богу за такого спутника жизни, но меня очень волнует этот вопрос, и, честно говоря, терзает мое сердце. И еще, могу ли я молиться о его спасении?»

Архиепископ Митрофан: О спасении наших ближних мы не просто можем молиться, а и должны делать это. Пока человек живой и находится в этом мире, у него есть возможность получить прощение своих грехов и обратиться к истинной вере в Бога. Молиться надо, тем более, когда люди имеют серьезные намерения по отношению друг к другу и хотят быть вместе. Возможно, Господь какими-то Своими премудрыми путями приведет этого человека к православной вере.

Что касается венчания с протестантом, то в основном, здесь действует то же условие, что и в случае с католиками. А вот венчальных обрядов, которые совершаются в протестантских деноминациях, мы не признаем. Если это имело место, Православная Церковь считает этих людей не венчанными.

Редакция: А со всеми ли протестантами Церковь разрешает венчаться в православных храмах?

Архиепископ Митрофан: В данном случае мы имеем в виду лишь традиционные протестантские направления, авторитет которых сложился исторически. Ведь много современных религиозных организаций нельзя назвать даже протестантами. Существует множество сект, которые перекручивают и то, что сами же протестанты когда-то сказали. Бывают случаи, когда, наоборот, надо предупредить такой брак, так как пребывание в некоторых сектах может обернуться катастрофой для будущей семьи.

Редакция: Следующая ситуация еще более сложная. Светлана спрашивает: «Я крещена в православной вере, а замужем за мусульманином. Мы не обвенчаны, есть ребенок. Как быть в этой ситуации? С мужем разводиться не хочу, так как сильно друг друга любим. Не хочу также и веру менять, то есть стать мусульманкой, он также не хочет перейти в православие. Можно ли с некрещенным (нехристианином) обвенчаться? Я очень переживаю, что живу с незаконным мужем по-религии».

Архиепископ Митрофан: С такими вопросами нам также приходится сталкиваться. Но мы совершаем Таинство брака только над теми, кто верует в Святую Троицу. С нехристианами браки в православных храмах не совершаются. В ситуации, когда люди хотят остаться при своих убеждениях, но желают вступить в христианский брак, я бы посоветовал прилежно молиться. В данном случае человек бессилен. И только Господь должен определить, как поступить людям и поспособствовать этому полезным для человеческого спасения образом.

Здесь уместно привести слова апостола Павла о том, что «муж неверующий освящается верующей женой». И наоборот.

Редакция: Следующий вопрос может показаться наивным, но для кого-то он животрепещущий. Какую молитву следует читать молодой девушке, чтобы вымолить у Господа жениха?

Архиепископ Митрофан: В принципе в полных православных молитвословах есть специальная молитва. Если же ее найти не удается, следует обращаться к Богу с этой просьбой своими словами, как подсказывает сердце и говорит душа. Это, знаете ли, такой случай, когда благословляется и импровизированная молитва.

Редакция: А стоит ли переживать православной девушке или юноше, когда они долго не могут найти свою вторую половину? Ведь часто люди в таких случаях думают: «Да что же это такое?», «За что Господь так со мной?», «Может, это наказание?»

Архиепископ Митрофан: Переживать не нужно ни в коем случае. Для верующего человека все совершается по Промыслу Божьему. Даже если что-то не получается в данный конкретный момент, это совсем не значит, что Бог нас оставил или прогневался. На жизненные неудачи нужно смотреть в корне по-другому - или это нам не полезно, или, быть может, мы еще не созрели, чтобы получить результат, о котором просим. К тому же часто мы просим неразумные вещи, то, что в жизни нам потом оказывается совершенно ненужным. Но понимаем это лишь когда пройдет какой-то отрезок времени или изменятся обстоятельства. Нужно всегда полагаться на волю Божью. Если Господу будет угодно (а значит, и полезно), чтобы человек имел семью, это рано или поздно произойдет. Мне известно множество примеров, когда люди находили друг друга уже в преклонном возрасте и были от этого не менее счастливы, чем молодожены.

Редакция: Часто молодым незамужним девушкам старшие подруги, а то и близкие родственники, приговаривают: «Твои сверстницы уже давно вышли замуж, а ты до сих пор одна. Скорее всего, это Господь тебя наказывает».

Архиепископ Митрофан: Это обыкновенные предрассудки и я бы посоветовал не обращать на такие слова внимания. Подобного рода разговоры и наставления являются причиной всевозможных депрессий, а также могут вызвать состояние, от которого и до уныния недалеко. Все суеверия и приметы, связанные с браком, не имеют оснований для существования. Ни в коем случае нельзя в это верить, так как Господь говорит: «По вере вашей да будет вам». Вместо того, чтобы переживать, нужно с верой молиться - все в свое время обязательно приложится.

Редакция: А вот вопрос от женщины, уже состоящей в браке. «Мне 38 лет. Замуж вышла чуть больше года назад, венчаны. Являемся прихожанами православного храма. В нашей семье нет детей, и врачи рекомендуют искусственное оплодотворение. Как нам поступить?»

Архиепископ Митрофан: Церковь не рекомендует супругам соглашаться на искусственное оплодотворение. Но согласно новой Социальной концепции, которой регламентируются ответы Церкви на вызовы современного мира, в принципе возможно искусственное оплодотворение с согласия обеих сторон. Речь идет о случаях, когда у кого-то из супругов есть физиологические проблемы, мешающие детородному процессу в семье. К случаям, когда оплодотворение происходит в пробирке, Церковь относится отрицательно. Раз детей нет, видимо такой у людей жизненный крест. Если в семье существует такая проблема, я бы посоветовал взять приемного ребенка. Это могло бы быть в значительной степени утешением для бездетных супругов. Кроме того, они также исполнят заповедь о любви к ближнему, так как помогут ребенку ощутить внимание и заботу, которые очень важны любому человеку.

Редакция: «У моей тети недавно была операция, - пишет молодой человек. - Пребывая в тяжелом состоянии в больнице, она попросила позвать священника для исповеди. Во время беседы она рассказала, что живет с мужчиной без брака (в прошлом они оба овдовели). Священник, услышав это, отказался ее исповедовать. Имел ли он право отказать человеку в предсмертном состоянии? Она была расстроенная и очень плакала. Слава Богу, операция прошла успешно, и тетя осталась жива, но тяжесть не покидает ее сердце до сих пор».

Архиепископ Митрофан: Священник не имел права отказать в исповеди, тем более, что человек находится на смертном одре. Он был просто обязан выслушать пациентку. Сейчас у нас есть немало таких «духовников»,  которые позволяют себе без разбору отлучать от исповеди и причастия. С такой строгостью можно было бы отнестись к ближнему, если бы все мы получали нормальное духовное воспитание. Сегодня же большинство людей после семидесяти лет атеистического режима мало что знают о Церкви. И если, например, такой человек обратился к исповеди, как же можно ему отказать? Я считаю, что такого священника следует строго наказать.

Что касается второй половины вопроса, то, слава Богу, что операция прошла успешно. Думаю, этой женщине все-таки нужно исполнить долг христианина и повенчаться в православном храме.

Редакция: Следующий вопрос на современную тему, послевыборную: «Объясните, пожалуйста, почему Блаженнейший Митрополит Владимир встречается с сектантом мэром Черновецким? Разве могут быть у них общие дела? Разве может Православная Церковь осуществлять совместные проекты на деньги сектантов? Все это очень непонятно, и думаю, что не только мне одной. Ксения».

Архиепископ Митрофан: К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру приходят разные люди, в том числе и представители других исповеданий, как назвали мэра столицы. Хотя он везде заявляет, что он христианин и крещен в православном храме. Всех, кто переступает порог Киевской Митрополии, Блаженнейший Митрополит Владимир принимает. И это совсем не значит, что у Предстоятеля нашей Церкви какие-то общие проекты с этим человеком. Митрополит, как Глава Церкви, открыт для всех: кто просит благословение на доброе дело, благословляет, того, кто нуждается в наставлении, назидает. Побывать у него на приеме не запрещено никому.

Редакция: Многие люди плохо понимают церковнославянский язык. Возможно ли использование во время богослужения переводов, сделанных представителями других конфессий?

Архиепископ Митрофан: Конечно, если эти тексты будут утверждены на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви. У нас есть специальная Богословская комиссия, которая, собственно, и должна готовить богослужебные тексты для употребления на приходах.

Редакция: Почему мы не можем подавать записки об упокоении за самоубийц, некрещенных и тех людей, которые при жизни были последователями других вероисповеданий?

Архиепископ Митрофан: Об упокоении самоубийц мы не молимся, так как они не имеют возможности покаяться и получить прощение своих грехов. Отняв жизнь у себя, человек лишается какой-либо возможности принести покаяние перед Богом. Самоубийство воспринимается Церковью как вызов, брошенный Вседержителю. Такой человек умирает, сознательно находясь в противоборстве со Спасителем мира, поэтому мы не можем его провести в последний путь согласно церковным традициям.

Что касается некрещенных, то Церковь молится только о людях, которые пребывают в церковной ограде.

Редакция: Но ведь во время богослужения Церковь молится за власть и воинство, хотя не все наши политики и военнослужащие являются верующими...

Архиепископ Митрофан: В данном случае мы молимся за власть и армию в целом, а не за конкретных людей. Во время богослужения мы просим Бога вразумить людей, которые находятся в этот конкретный момент у власти, чтобы Он помог им мудро руководить страной.

Возвращаясь к предыдущему вопросу, хочу сказать, что мы также не молимся об упокоении людей, которые не являются христианами, то есть при жизни не приняли Святое Крещение. О таких мы можем молиться лишь в случае, если они еще живы и имеют возможность вернуться в лоно Святой Церкви.

Редакция:
А можно ли молиться о спасении таких людей дома?

Архиепископ Митрофан: В домашней молитве Церковь разрешает поминать всех, кого мы считаем нужным. 

Редакция: То есть, если человек ушел из жизни, не будучи христианином, родные не должны иметь даже надежды на его вечное спасение?

Архиепископ Митрофан: Мы не можем вникать в действие Промысла Божьего, и на этот вопрос мог бы ответить лишь Сам Господь. Скажу лишь одно: молиться надо всегда и, конечно же, молитвенное обращение к Богу предполагает наличие надежды в сердце верующего человека. В истории не было случая, когда бы Господь отвернулся от чистого сердца.