Снова эти благословенные дни. Страшные и благословенные одновременно. Безначального предают на смерть. Горячность Петра: «не отрекусь вовеки», но тут же троекратное отречение. Суд вопреки всем законам. Бичевание и распятие. Толпа, несколько дней назад кричавшая «осанна», теперь просит отпустить Варавву (букв. «сын отца») - а Сына Отца Небесного отдает на смерть. Но ради этого Он и пришел к нам. В смерти Христовой есть доля грехов каждого из нас.
Христос на Кресте. Всего семь слов. «Совершилось». Кровь и вода - Крещение и Евхаристия. Мария с Иоанном, Иосиф с Никодимом, прочие жены у гроба: верность любви.
Благословенная суббота. Какой светлый, глубокий, значимый и «подлинный», если так можно сказать, день. Христос «плотию уснул», чтобы разрушить ад. Середина пасхального трехдневия. Пасха - переход от Креста к Воскресению. В богослужении этого дня нарастает напряженное ожидание Воскресшего. Ад «всесмехливый» проглотил человека Иисуса, а встретил Сына Божия. Обнесение плащаницы вокруг храма - победное шествие Христа по аду.
Пасха означает «переход». Переход народа израильского от египетского рабства к свободе - и переход Христа от смерти и нас вместе с Ним от рабства греху - к свободе сынов Божиих и жизни вечной. Три святых дня - ключ ко всем циклам времени и вообще к пониманию христианства.
Дни, когда меньше всего хочется суеты. Когда главное - быть рядом с Ним. Встречать Его в Евхаристии, принимая Его воскресшее Тело и Кровь. «Даруй нам совершеннее к Тебе приобщиться в вечно светлом дне Царства Твоего». * * *
Что нам делать, Раввуни, что нам делать?
На Тебя выходят с мечами, а у нас два меча, не боле, и поспешное Петрово рвенье.
Но Ты говоришь: довольно -
А у нас - маята и морок, и порывы, никнущие втуне, и сознанье вины неключимой, и лица, что стыд занавесил, и немощь без меры и предела. Вот что мы приносим, и дарим, и в Твои полагаем руки.
Но Ты говоришь: довольно -
С.С.Аверинцев
|