УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 95 відвідувачів

Теги
вибори УГКЦ постать у Церкві українська християнська культура конфлікти Приїзд Патріарха Кирила в Україну автокефалія іконопис Ющенко монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков церква і суспільство Священний Синод УПЦ Церква і політика Вселенський Патріархат розкол в Україні молодь секти Патріарх Алексій II Церква і влада Президент Віктор Ющенко педагогіка Мазепа краєзнавство забобони Митрополит Володимир (Сабодан) Археологія та реставрація 1020-річчя Хрещення Русі УПЦ КП діаспора Києво-Печерська Лавра комуністи та Церква церковна журналістика Доброчинність Голодомор церква та політика милосердя Католицька Церква Церква і медицина шляхи єднання






Рейтинг@Mail.ru






«Русичи» (Севастополь): "Более русский, чем всякий русский"



«Русичи» (Севастополь), Дмитрий Скворцов, 8 - 23 апреля 2007

История церкви знает немало святых, которые, будучи наследниками земных правителей, раздавали все свое богатство и шли за Царем Небесным. Не стала исключением и православная церковь на Украине. Первый канонизированный ею святой - Петр Могила - был сыном "царя земного". Как и почему этот "воеводич земель молдавских" променял тронный зал на монашескую келью?

Большинство источников называют годом рождения Петра Могилы 1597-й. Его отцом был господарь Валахии и Молдавии Симеон Мовилэ, а матерью - мадьярская принцесса Маргарита. В 1607 г. Симеона отравили придворные интриганы, и Маргарита с десятилетним сыном бежала в польское Воеводство Русское - так называлась тогда Галиция. Семью Мовилэ здесь приняли как давних попечителей львовского Православного братства - передового отряда в борьбе с насаждаемой унией. Здесь же юный Петр стал приемным сыном Станислава Жолкевского (прототипа литературного героя пана Володыевского), здесь он выучился на блестящего фехтовальщика и прославился как боевой офицер-кавалерист.

 

"...весь подвиг твой на умное делание обрати"

 

Как же самый вероятный претендент на молдавский престол "созрел" до решения постричься в монахи? Точного ответа мы не знаем. Но нам известно другое - Петр Могила оставался верным Православию, несмотря на блестящее образование, полученное в Королевском иезуитском коллегиуме Анри Великого во Франции (где он сошелся с еще одним будущим офицером - Рене Декартом). И многие решительные шаги в своей жизни объяснил он на склоне лет в завещании: "Я, Архиепископ Петр Могила, митрополит Киевский, Галицкий и Всея Руси, экзарх святаго Константинопольского престола, архимандрит Печерский, видя, что упадок святого Богослужения в народе русском происходит не от чего иного, как от совершенного недостатка образования и наук, тотчас дал обет Богу моему - все мое имущество, доставшееся от родителей, и все, что ни оставалось бы здесь от доходов должного служения... обращать частью на восстановление разрушенных храмов Божьих... частью на основание школ в Киеве по правам народа Русского". Наверное, наличие блестящего образования при сохранении верности "неученому" в те времена Православию и было тем единством противоположностей, которое подвигло Петра Могилу на путь просветительства.

В 1627-м, спустя всего лишь год после пострига, 30-летний монах избирается настоятелем величайшей святыни русского Православия - Киево-Печерской лавры. "Владыка именовался ее Великим Архимандритом и сполна оправдал этот высокий титул. Лавра при нем была не только благоустроена внешне и внутренне", - читаем в "Летописи Голосеевской пустыни". Но прежде, еще до утверждения в должности настоятеля лав ры королем Сигизмундом III, Могила отправляет твердых в вере монахов для обучения в Европу. Вот как описывала тогдашнюю "гуманитарную" ситуацию на Южной Руси Голосеевская летопись: "Дети в ваших школах только и получают тот прибыток, что из телят становятся волами" - так смеялись над православными униаты. И Святитель, пламенея любовию к просвещению, дал себе торжественную клятву - снять с русского народа означенное поношение, и в течение всей своей жизни свято исполнял ее, не щадя для этого ни собственных средств... Надежнейшим средством к поднятию и развитию просвещения... Могила... считал основание таких коллегий, которые бы, по духу своему будучи строго православными, в научном отношении нисколько не уступали лучшим коллегиям западно-европейским и польским, и таким образом поездки южнорусцев за границу с целию восполнять пробелы домашнего воспитания делались излишними".

Результаты проявились практически сразу по возвращении выпускников европейских коллегий. "Что ваши училища? Они ничего не значат... пред училищами отца Могилы...", - свидетельствовал апологет латинства Кассиан Сакович, обращаясь к униатским владыкам.

В 1632 г. Лаврская коллегия Петра Могилы сливается со школой при Киевском Богоявленском православном братстве, также опекаемой архимандритом Петром. Так зарождается Киево-Могилянская коллегия, где изначально обучали богословию, истории, риторике и европейской философии (которая тогда предполагала и общий курс естественных наук), а также церковнославянскому, русскому, польскому, латинскому и греческому языкам. Но, несмотря на все усилия великого просветителя, при его жизни католическая власть так и не допустила присвоения коллегии статуса академии. Таковой она стала лишь при Петре I. Благодаря последнему она и становится "рас садницей духовного просвещения среди русского народа".

"Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" (Тит. 3:10).

В том же в 1632-м архимандрит Петр избирается митрополитом Киевским, Галицким и Всея Руси и вступает в открытую богословскую полемику с противниками отеческой веры. Уединяясь в основанном им Голосеевском ските, он пишет ряд произведений, обличающих латинство и унию. Причем издает их "на поле соперника": владыка Петр закупает польский шрифт и печатает догматические и полемические книги на польском языке. При нем книгоиздательская деятельность достигает невиданного до того размаха.

Впрочем, полемика не ограничивается лишь словесными баталиями. По благословению владыки и при поддержке казачества киевляне выбивают униатов из занимаемых теми Софиевской, Десятинной и ряда других церквей. "10 лет длилось восстановление Святой Софии, которая была совершенно опустошена, - читаем мы далее летопись. - Без кровли, с обсыпавшимися стенами - так выглядела она внешне, а внутри имела еще более убогий вид. При святителе Петре ее полностью восстановили, обновили и украсили иконами. Таким же опустошенным передали православным и Выдубецкий монастырь с его старинной Михайловской церковью, а древнейшие знаменитые церкви Десятинная и Спаса на Берестове вообще лежали в развалинах. В срочных ремонтах нуждались и другие святыни. Все это требовало огромных средств, которых у Церкви не было, и потому Святитель восстанавливал их за свой счет, привлекая благотворителей и обращаясь за помощью к Московскому государю".

В 1647 г. по кончине святителя Петра его перенесли из Киево-Печерской лавры в Софиевский собор "для небеспеченства от новых еретиков, то есть от лжехристиан, мерзенных унитов, жебы столечной церкви св. Софии не отрымали, - сообщает Межигорская летопись. - И стояло его тело у св. Софии час немалый". Кстати, как выяснил киевский журналист Александр Чаленко, греко-католики, вернувшись в Киев уже при нынешнем президенте, прямо с марша обратились к последнему за помощью и в "возвращении" им восстановленной Могилой Софии (http://today.viaduk.net/). И это при том, что им уже отдан православный храм Святителя Николая на Асколь довой могиле и Никольском кладбище, где покоятся и отравленный иезуитами православный священник Иоанн Наумович, и галицкие русины, бежавшие от униатского террора начала века, и солдаты первой мировой, погибшие от пуль сечевых стрельцов. При этом стены памятника архитектуры долбятся под нишу с барельефом папы, а иконостас лишается врат, препятствующих службе по униатскому обряду.

Но это сейчас - при "національній владі". А тогда, при "владі окупаційній", митрополит Киевский и Галицкий, закрыв униатский вопрос, вернулся к дальнейшему духовному просвещению народа.

Вслед за Киевской коллегией владыка учреждает училище при Винницком Вознесенском монастыре. Оба заведения находились на полном его содержании. На собственные средства строит Петр Могила учебные корпуса, открывает библиотеки, обеспечивает учителей и неимущих учащихся, утверждает учебную программу, пишет "особые поучения душеполезные для юношей-студеев и составляет для них молитвословы".

При каждом храме радениями нового митрополита открываются церковноприходские школы, и уже следующее поколение Малой Руси - в отличие от соседей - становится почти поголовно грамотным.

Для самих же церковнослужителей митрополит составил знаменитый "Требник", по которому поныне совершаются все таинства и обряды церкви. Некоторые из 126 чинов, изложенных в нем, были возрождены по древнейшим славянским рукописям.

 

"Несите свет миру"

 

"Иноземец по рождению, но воспитанный народом и Церковью, которым он отдал всю свою жизнь, Могила более русский, чем всякий русский", - писал поэт и академик Санкт-Петербургской академии наук А. Х. Востоков (1781-1864). Но это отнюдь не означало, что митрополит Всея Руси забыл свою малую родину. В Яссах (ныне Румыния) им также была основана высшая школа. Святитель направил туда киевских профессоров во главе с бывшим ректором Киевской коллегии. Так, в "Истории Румынской церкви" написано, что от светильника, зажженного в Киеве, и Румыния, и Молдова получили свет, который долго будет светить и другим православным народам. Усилиями Святителя в Молдове и Валахии появились типографии и зародилось книгопечатание на родном языке.

Впрочем, экзарх Константинопольского престола митрополит Киевский Петр Могила чтим не только на своей первой и второй родинах. Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский и Константинопольский патриархи, ознакомившись с фундаментальным трудом Могилы "Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной", совместно с Собором епископов и Константинопольским клиром "нашли его содержащим истинные и правые догматы кафолической веры, признали православным исповеданием не одних россов, но и всех греков" и утвердили своими подписями 11 мая 1643 г. как "Катехизис и символическую книгу всего православного мира". Таким образом, если бы святитель Петр ничего больше не совершил в своей жизни, а только написал свой "Катехизис...", он уже вошел бы в историю. Московский митрополит Макарий Булгаков в "Истории Русской Церкви" писал: "Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной (т. е. Вселенской Православной. - Авт.)... Для своей Малорусской Церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял перед королем Владиславом IV главнейшие ее права, поруганные латинянами и униатами... Всей Русской Церкви оказал великую услугу основанием и обеспечением своей коллегии, послужившей первым рассадником и образцом для духовно-учебных заведений в России... Всей православной Восточной Церкви - тем, что заботился составить "Православное Исповедание", принятое и одобренное всеми ее первосвятителями и доселе остающееся ее символическою книгою". Святой Амвросий Оптинский считал "Катехизис..." Петра Могилы вершиной ортодоксальной апологетики: "...не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостию жизни... Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим "Православное Исповедание" Петра Могилы. Рассмотрите ее со вниманием и тщанием, и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время".

P.S. Почти 300 лет тело киевского архипастыря покоилось в склепе под Успенским собором Киево-Печерской лавры. Но в ноябре 1941 г. великую Лаврскую церковь взорвали. Взрывчатку заложили именно в месте погребения мощей святого митрополита. Но Петр Могила все же оставил нам свидетельство своей святости. Возле руин восстановленной им, но также взорванной затем Десятинной церкви до сих пор продолжает цвести(!) липа, посаженная Святителем в 1635 г.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.