УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 137 відвідувачів

Теги
забобони діаспора 1020-річчя Хрещення Русі Голодомор комуністи та Церква іконопис Києво-Печерська Лавра Католицька Церква церква і суспільство українська християнська культура постать у Церкві шляхи єднання Президент Віктор Ющенко Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і політика Ющенко УГКЦ Церква і влада вибори Патріарх Алексій II Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність Вселенський Патріархат молодь Митрополит Володимир (Сабодан) УПЦ КП Археологія та реставрація монастирі та храми України Священний Синод УПЦ церковна журналістика секти Церква і медицина краєзнавство розкол в Україні церква та політика автокефалія Мазепа милосердя конфлікти педагогіка






Рейтинг@Mail.ru






«КоммерсантЪ Украина»: Деревянный голос православия



«КоммерсантЪ Украина», Юлия Бентя, 21.05.2007

Вчера в Музее украинского прикладного и декоративного искусства в рамках Х Международного форума "Музыка молодых" вокальный ансамбль A cappella Leopolis представил программу "Застывшая музыка скульптур мастера Иоанна Пинзеля". При помощи исполнения Musikalische Exequien Генриха Шютца и партесных концертов львовским музыкантам удалось исследовать природу динамичных деревянных изображений, рожденных на стыке традиций. Чего у львовян не отнимешь, так это умения порождать все новые и новые мифы о родном городе, в котором родились или успели какое-то время поработать чуть ли не все гении мира. На повестке этого года оказалась фигура Иоанна Пинзеля - интереснейшего скульптора середины XVIII века, чьи самобытные и всегда узнаваемые деревянные работы не сохранились практически нигде, кроме Львова. Никаких биографических документов (известен только год смерти - 1761-й), ни одного упоминания о мастере в западноевропейских хрониках. Организаторам проекта "2007 год. Возвращение Пинзеля", кажется, только это и было нужно: больше простора остается для современных фантазий на старинные темы.
Нынешним концертом планировалось "объяснить" стихийную колючую пластику деревянных скульптур с помощью пения ансамбля A cappella Leopolis (художественный руководитель Роман Стельмащук), представив работы мастера в форме видеоряда. Однако миф всячески сопротивлялся опредмечиванию: с обещанным видео у организаторов совсем не сложилось.
Выступление львовского вокального ансамбля A cappella Leopolis состояло из трехчастного заупокойного цикла Musikalische Exequien (издание 1636 года) Генриха Шютца и пяти анонимных партесных концертов начала XVIII века. При небольшой разнице в возрасте музыки разница в ее смысловом наполнении и исполнении двенадцатью солистами оказалась колоссальной. A cappella Leopolis и дирижер Людмила Капустина провели четкий раздел между западным индивидуализмом и восточной стихийностью. Шютца пели солисты, нестрогому a cappella аккомпанировали Галина Жук (basso continuo, в миру виолончель) и Виталий Чижевский (орган, в миру синтезатор), а в духовных текстах наряду с молитвой прослушивались вполне субъективные мнения ("когда ваши грехи похожи на красную кровь, можете вы, однако, быть белым, как снег" или "наша жизнь длится семьдесят лет, а если живем долго, тогда это восемьдесят лет"). В православном многоголосии изысканная, почти без голосового вибрато подача звука сменилась родной открытостью и душевностью (впрочем, с поправкой на XVIII век), а дирижер встала в один ряд с участниками ансамбля. Здесь A cappella Leopolis превратился в монолитный хор, которому оказались подвластны любые стихии - как водная ("отверг мя си во глубины сердца морскаго" - прекрасный, пульсирующий волнами канон), так и огненная ("река же огненная течет, претя ми мукою и неугасающим пламенем").
Многоликостью старинной сакральной музыки, возможно, подтверждалось одно из преданий о мастере Пинзеле, согласно которому вытесанные им ангелы в некоторых ракурсах начинали корчить дьявольские гримасы. Но, опять же, это только современный домысел.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.