УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 146 відвідувачів

Теги
вибори Церква і політика автокефалія молодь Голодомор комуністи та Церква краєзнавство постать у Церкві Католицька Церква УПЦ КП Митрополит Володимир (Сабодан) Києво-Печерська Лавра Археологія та реставрація конфлікти церква і суспільство педагогіка Президент Віктор Ющенко забобони Вселенський Патріархат Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі церква та політика шляхи єднання милосердя розкол в Україні УГКЦ Предстоятелі Помісних Церков Доброчинність Священний Синод УПЦ секти іконопис діаспора Церква і медицина монастирі та храми України Ющенко Мазепа українська християнська культура Патріарх Алексій II Церква і влада церковна журналістика






Рейтинг@Mail.ru






«Вечерний Харьков»: Третье лицо Бога



«Вечерний Харьков», Лариса Холманская, 26 мая 2007

В воскресенье, 27 мая, православные и католики отмечают общий христианский праздник - Пятидесятницу, который наступает на пятидесятый день после Пасхи. Правда, православные называют этот праздник Днем Святой Троицы, а католики - Днем Святого Духа (католическая Троица с XIV века отмечается в первое воскресенье после Пятидесятницы). Но на этом отличия двух основных течений христианства не заканчиваются. Троица отмечается в честь сошествия Святого Духа на учеников Христа, апостолов, на пятидесятый день после воскресения Христа. Этот день апостолы объявили праздником и начали отмечать его ежегодно. Считалось, что с момента сошествия Святого Духа на апостолов открылась третья ипостась Бога.

Согласно христианскому учению, Бог существует в трех лицах (Троица): Бога-Отца, Бога-Сына и БогаДуха Святого. Это учение о Святой Троице сложно для понимания и иногда противоречиво. В начале IV века н.э. александрийский священник Арий начал утверждать, что Христос сотворен Богом так же, как и все в этом мире, и отличие Иисуса от человека только в том, что он наделен более высокими достоинствами.

Споры о сущности Бога, о соотношении божественного и человеческого в природе Христа захватили не только духовенство, но и народ.

От признания Христа Богом или «творением» зависело понимание его земного подвига спасения человечества: соединяет ли он Бога и человека, или же между ними остается пропасть? Перед церковью встала угроза изменить самой сути христианства как религии искупления.

Неискушенный в богословии император Константин Великий считал ожесточенные церковные споры и дискуссии пустыми, хотя они касались самих основ веры. Однако для восстановления единства церкви он созвал 20 мая 325 года в городе Никее так называемый Никейский Собор. В ходе горячих прений дело доходило даже до рукоприкладства: возмущенный святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (известный нам как Николай Чудотворец), дал Арию пощечину.

Учение Ария было отвергнуто всеми собравшимися епископами.
Хотя отцы церкви утверждали абсолютную непознаваемость триединой сущности Бога человеческим разумом, они считали, что Бог един, но существует в трех ипостасях. Другими словами, единство божественного существа - у всех трех Лиц - при отдельности их личного бытия.

Понятие «единосущный» оказалось настолько точным, что исключало всякую возможность другого толкования и показывало, что Сын имеет ту же сущность, что и Отец. Следовательно, Сын равен Отцу по божеству.

Догмат о Троице окончательно утверждается на II Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году. С тех пор этот праздник официально вошел в христианский календарь.
Троица - один из основных догматов христианства. Это триединое Божество: Бог-отец (от него исходит Дух Святой), Бог-Сын (принес Дух Святой от Отца, воплотился на земле и создал Церковь) и Бог-Дух Святой, который видимо (визуально) сошел на апостолов и действует в Церкви.

Поэтому день Святой Троицы считается также праздником рождения христианской Церкви.
Одним из расхождений между католиками и православными с тех пор и до настоящего времени является вопрос об исхождении Святого Духа. Католическая церковь утверждает, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, православная церковь считает, что Святой Дух выполняет волю только Бога-Отца. Это послужило одним из поводов для разделения церквей.

В православной традиции Троица охватывает сразу несколько праздников и отмечается в течение недели с усиленной молитвой о живых и усопших, о помиловании и спасении человечества.

Суббота перед Троицей («родительская») - день особого поминовения усопших. Это единственный день в году, когда церковь молится не только за крещеных усопших людей, но и за некрещеных и даже за самоубийц.

В воскресенье - собственно праздник Троицы. Считается, что на Троицу всегда идет дождь: убедиться (или опровергнуть) это читатели смогут завтра. Эта примета, во всяком случае, сработала в прошлом году.

В понедельник, после Троицы, совершается особое празднование в честь Святого Духа (третьего лица Троицы) - «Духов День». На Руси существовала традиция - не работать в день Святого Духа (в особенности земледельцам), хотя он всегда приходится на понедельник. Возможно, поэтому украинцам 28 мая достался очередной официальный выходной - как продолжение длинной череды майских праздников, беспредельного отдыха и сплошного ничегонеделания.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.