УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 79 відвідувачів

Теги
автокефалія церква та політика монастирі та храми України Мазепа секти українська християнська культура комуністи та Церква Священний Синод УПЦ Вселенський Патріархат конфлікти розкол в Україні забобони церква і суспільство Доброчинність краєзнавство шляхи єднання церковна журналістика Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і політика вибори Церква і медицина Ющенко Археологія та реставрація діаспора 1020-річчя Хрещення Русі Києво-Печерська Лавра іконопис УГКЦ Митрополит Володимир (Сабодан) Голодомор Патріарх Алексій II постать у Церкві педагогіка Президент Віктор Ющенко УПЦ КП молодь Церква і влада






Рейтинг@Mail.ru






«Донецкий кряж» (Донецк): Ученые мужи и компетентность образования



«Донецкий кряж» (Донецк), Екатерина Куцева, 01.06.2007

В проведении столь серьезной научной педагогической конференции Донецкая область стала пионером. В обсуждении темы «Модели компетентного выпускника 12-летней школы: сущность, приоритеты, поиск ответов на вызов XXI столетия» приняли участие представители Академии педагогических наук
и Института педагогики АПН Украины. В чем же состоит новаторство такой дискуссии? Ведущие педагоги Донетчины первыми задумались над тем, поспевает ли украинская школа за реалиями жизни, насколько она к ним близка? Организаторами научного обсуждения стали управление образования и Институт последипломного педагогического образования.

Многие десятилетия школа считала, что главная ее миссия - дать детям основы знаний по математике, литературе, физике, химии, биологии и т. д. И вот, усвоив в лучшем случае на треть эти предметы, выпускники, по наущению педагогов - «ученье свет», отправляются со своими аттестатами, независимо от достоинства, на «доучивание» в вузы, двери которых легко теперь открывают не только отличники, но и «не отягощенные» знаниями и трудолюбием недоросли. Для них не существуют проблемы экзаменов, проходного балла, конкурс. Все решает тугой родительский кошелек. Даже если он тощий, можно поднажать на предков, пусть выкручиваются,- их кровная забота, чтобы дитятко получило заветную корочку. Потом надо еще позаботиться и о теплом местечке для ребенка.
С мыслями о том, что диплом автоматически решает все жизненные проблемы: обеспечит хорошее место работы, карьерный рост, даст большие деньги, благополучие и престиж в обществе, такие выпускники и шагают в жизнь. Подобных «дипломников» у нас пруд пруди, а работать, по сути, некому. Потому бьют во все колокола тревогу производственники, хозяева больших и малых фирм, бизнесмены-предприниматели: «квалификация» новоиспеченных специалистов не соответствует требованиям современного рабочего места.
Часто не срабатывают и книжные формулы, когда талантливым умницам-отличникам, получавшем на экзамене только «пятерки», жизнь выставляет «двойку». Они пасуют, ломаются при первых же трудностях, так неустойчив их жизненный иммунитет. Истерика и депрессии, бывает, заводят в такие омуты жизни, что благополучные ребята становятся ни к чему не приспособленными нытиками и при всех своих талантах теряются на обочине жизни.
Плохо то, что наша дидактическая школа не учит диалектике противоречий жизни. Для нее отличные оценки - главный проходной балл школьных приоритетов. По нему меряется шкала и человеческих достоинств ученика. А в жизни все оказывается по-другому. Жизнь дает свои уроки, испытывая на прочность.
Сегодня на рынке труда ценится не только и не столько квалификация, умение осуществлять те или иные операции, а компетентность - такой себе коктейль навыков, определяющий социальное поведение человека. Согласно Болонской системе, эти требования становятся не только общеевропейской, но и общемировой нормой. Новый тип экономики предъявляет новые требования школам и вузам. Ставка делается на успешных, конкурентоспособных молодых людей, умеющих не только решать конкретные профессиональные задачи, но и выстоять, найти выход в решении любых жизненных ситуаций. Готова ли сегодня наша школа дать выпускника, способного успешно адаптироваться в неустоявшемся обществе? Ответ, как подчеркнули докладчики конференции, настораживает.
В своем докладе заведующий лабораторией педагогических инноваций Института педагогики АПН Украины, кандидат исторических наук Иван Ермаков сказал: «Нам не нужна книжная школа, а нужна школа активного социального действия. Для этого необходимо преодолеть количественный подход к результатам учебы - кто, куда поступил, а посмотреть с позиции того, что осталось в человеке, когда все выученное забыто. Каким жизненным ценностям, приоритетам отдают предпочтение наши выпускники? В основе этой модели и лежат идеи жизнетворчества».
А вот другой аспект проблемы. Как было подчеркнуто на конференции, родители и учителя мало что предпринимают, чтобы научить детей самостоятельности. Диктуя свое видение мира, они лишают отпрысков возможности самим поразмыслить о своем устройстве, принять решение, пусть даже ложное, сопоставить, что же на самом деле хорошо, а что плохо, как можно переломить негативную ситуацию, если не в свою пользу, то хотя бы не во вред. Для закалки молодого организма и характера необходимо знать и такие истины: далеко не каждый человек способен побеждать на арене жизненного и профессионального противостояния, но ведь умение достойно принять поражение - тоже великая победа. Если школьник научится самокритично оценивать свои преимущества и слабости, он сможет свободно ориентироваться в выборе не только профессии, но и других жизненных начал.
Увы, родители заняты проблемами жизнеустройства, учителя едва укладываются в отведенное время урока, чтобы объяснить тему, не видя конкретных лиц и глаз. Как и раньше, основная часть педагогов учит основам наук, работая фронтально, на весь класс. Устаревшие образовательные технологии часто толкают детей на бездумное зазубривание - лишь бы получить оценку. Учителя это тоже устраивает, благополучная картина классного журнала куда важнее, чем копание: разобрался ли в алгебраических или языковых премудростях ученик Петренко и как он будет применять свои знания на практике. В большей массе педагоги сами не могут адаптироваться в современном образовательном пространстве. А раз так, возникает закономерный вопрос: может ли безуспешный и неконкурентоспособный педагог воспитать успешного и конкурентоспособного ученика? Однозначно - нет.
Еще один аспект. По своей славянской натуре мы склонны больше мечтать, нежели активно мыслить и действовать. Кто спорит, мечта - это прекрасно. Ради ее достижения люди способны горы свернуть. Но опять же мечтать можно по-разному. Обломов тоже был великим мечтателем, но дальше своего продавленного дивана боялся и шагу ступить.
О чем мечтает большинство наших детей с пеленок? О том, как стать богатым, не прикладывая ни малейшего труда, чтобы все блага жизни сыпались им как манна небесная или, как в сказке, все пожелания исполняла золотая рыбка в образе конкретного лица. Но поскольку мало кто из современных прагматиков-мечтателей добирался до конца пушкинской сказки, то на разбитое корыто ненасытной старухи мало кто обратил внимание.
Наши милые девочки и мальчики, информированные, интеллектуальные, имеющие дорогостоящие мобильные телефоны, на поверку не умеют самого элементарного: убрать за собой постель, помыть посуду, сказать «спасибо» маме за завтрак, спросить у близкого человека, как он себя чувствует, поддержать друга, если ему нужна помощь, уступить место инвалиду в транспорте. Скажете, ерунда, но ведь из простых на первый взгляд вещей формируется социум человека. Резкая переориентация оценки результата образования в понятиях «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на - «компетентность», не дает права отвергать гуманитарный прицел в разработке стандартов школьного образования.
Если уж быть до конца объективным, то, что мы усмотрели «новое» в европейском образовании - это хорошо забытое «старое» советское. Правда, тогда не принято было оперировать такими забористыми понятиями, как «компетентность», «креативность» мышления. Выступающие на конференции ученые мужи так часто повторяли эти слова, что они увязли в зубах, потеряв истинный смысл. И потом, не попахивает ли это «новое» обычной «ремеслухой»? Над этим тоже следовало бы задуматься.
Разочаровало и то, что в погоне за европейскими установками «стандартов компетентности», наши ученые педагоги совершенно забыли о нетленном опыте таких великих отечественных педагогов, как Константин Ушинский, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский. Да, они жили в разные эпохи, но их педагогическое новаторство не подвластно времени. Макаренко, скажем, утверждал, что маленького человека воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. И на первом месте - родители и педагоги. Он развил последовательную «систему перспективных линий», которую назвал «теорией завтрашней радости». Она и является «истинным стимулом жизни человека», считал он. Макаренко не мыслил свою систему воспитания без участия в производительном труде, что теперь для нас архиактуально.
А вот взгляд на основу воспитания Ушинского. «...Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника». Об этом, кстати, тоже шла речь на конференции, но никто из столичных ученых педагогов не упомянул имя Ушинского, написавшего капитальный труд «Человек как предмет воспитания».
Теперь вернемся к советской системе профессионального образования! Она имела и имеет по нынешний день немало своих сторонников во многих образовательных системах ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому компетентностный подход (какое все-таки неудобоваримое слово!) к обновлению содержания образования надо считать не как революцию, а как очередной шаг в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира.
Если уж школа решила приблизить своих учеников к жизни и адаптировать к ее условиям, то нужно и многоуважаемым ораторам, сбросив мантии академизма, окунуться в гущу этой жизни. Не нужно уводить учителей в заумные дебри, как это сделали многоуважаемые столичные ораторы, а рассказать просто и толково, что конкретно следует делать уже сегодня на местах по обновлению содержания образования.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.