УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 58 відвідувачів

Теги
УГКЦ Києво-Печерська Лавра церква і суспільство секти Ющенко Голодомор УПЦ КП Президент Віктор Ющенко іконопис Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) церковна журналістика Священний Синод УПЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну Доброчинність 1020-річчя Хрещення Русі Предстоятелі Помісних Церков діаспора молодь милосердя забобони автокефалія постать у Церкві Патріарх Алексій II комуністи та Церква монастирі та храми України педагогіка Археологія та реставрація Мазепа Католицька Церква українська християнська культура краєзнавство шляхи єднання Церква і влада вибори розкол в Україні конфлікти Вселенський Патріархат церква та політика Церква і медицина






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): Молиться песней



«Зеркало недели» (Украина), Наталия Фещук, 9 — 15 июня 2007

«Ничто не меняет нравы и обычаи людей так сильно, как музыка» - эти слова мудрый китаец Джу Шин изрек еще в VI веке до Рождества Христова. Под ними готовы подписаться и медики, давно доказавшие: хорошая музыка способна исцелять. А еще она может воспитывать общество и человека. Наконец, музыка способствует молитвенному настроению. Недаром так важна ее роль в богослужении. Ведь чарующий напев - это в какой-то степени и проповедь. Греко-католический священник из Черновцов Валерий Сиротюк, сочиняющий духовные песни в современных ритмах, именно проповедь считает важнейшей в своих произведениях, которые, кстати, зазвучали и с профессиональной эстрады.

В 1998 году отец Валерий стал первым среди священников лауреатом Всеукраинского радиофестиваля «Песня года» за песню «О, Всехвальна». А через год как автор песни «Кирие элейсон» («Господи, помилуй») получил первую премию фестиваля «Песенный вернисаж» и награду «Золотая Ника» за распространение духовной музыки. Уже тогда отец Валерий понял: современному слушателю можно и нужно давать духовную пищу в новой музыкальной форме, чтобы он, услышав слово о Боге, ощутил необходимость познать его. Кажется, появление эстрадных песен духовного содержания продиктовано самим временем. Другое дело, что для нашей восточной ментальности они представляются чем-то новым.

- В отличие от западной, где даже в литургии используется современная музыка, - говорит отец Валерий Сиротюк. - Я против того, чтобы нечто подобное происходило и у нас. Но церковь может использовать современную духовную музыку - особенно в работе с молодежью. Ведь привлечь людей в церковь можно и через эстраду. Хотя у меня не было такой цели - писать эстрадные песни. Но вышло так, что мои произведения попали на большую сцену и даже получили высокие награды. Именно эти песенные конкурсы придали мне уверенности в том, чем занимаюсь. Окончательно понял, что все делаю правильно, когда услышал и увидел CD Abba Pater - евангелизационное учение светлой памяти папы Иоанна Павла II в концерте известных рок-музыкантов. Это действительно надо слышать и видеть! Еще несколько лет назад я вряд ли отважился бы выйти на сцену и запеть. А сегодня делаю это спокойно. Более того - вижу в этом призвание. Конечно, речь идет о духовных концертах, богомолье, церковных праздниках. Многие знакомые, скажем так, шоумены, часто приглашают меня выступить на светских концертах. Но я же не артист! Я священник. А этим все сказано.

На украинскую эстраду песни отца Валерия Сиротюка попали благодаря известному буковинскому дуэту «Писанка» (заслуженные артисты Украины Оксана Савчук и Иван Кавацюк). Они принесли песню «О, Всехвальна», посвященную Деве Марии, на Национальное радио. Никто не ожидал, что она так полюбится украинским слушателям, так прочно закрепится на украинском радио, станет лауреатом радиофестиваля «Песня года». Неожиданный успех даже побудил автора и исполнителей снять на это произведение клип во французском Лурде - городе, где Богородица однажды явилась маленькой девочке Бернадетте. Так современная духовная песня проникла на музыкальные вершины, а дуэт «Писанка» занял на украинской эстраде свою - новую - нишу. И, очевидно, не случайно, потому что к тому времени «Писанка» уже несколько лет подряд успешно проводила в родных Черновцах свои традиционные концерты - «Різдво у «Писанки» и «Великдень у «Писанки». Оксане и Ивану очень хорошо удавалось передать атмосферу этих величественных церковных праздников, что и подкупило их будущего автора - отца Валерия.

Творческая биография семейного дуэта была богата событиями и ранее. Оксана Савчук и Иван Кавацюк познакомились на первом фестивале «Червона рута-89», где певица получила приз Министерства культуры Украины за лучшее исполнение песни Владимира Ивасюка «Балада про дві скрипки». Оксана - профессиональная актриса, ученица Ады Роговцевой, еще в студенческие годы начала записывать народные песни. Иван Кавацюк - цимбалист от деда-прадеда. Впервые заиграл на этом инструменте уже в пять лет, а в одиннадцать попал в кадр музыкального фильма об ансамбле «Смерічка», который в 1975 году снимали в Карпатах эстонские журналисты. В начале своего творчества артисты были сугубо аутентичным коллективом - Оксана Савчук пела старинные украинские песни в сопровождении цимбал. Их первый диск «Буковинські і гуцульські пісні» вышел в 1993 году в Москве, а два года спустя «Писанка» в течение шести месяцев гастролировала по Америке и Канаде вместе с ансамблем «Смерічка». Под конец 90-х дуэт понемногу отошел от аутентичности, исполнял авторские песни. Казалось, исполнители ждали свой нынешний репертуар - духовный. Заслуженная артистка Украины Оксана Савчук вспоминает фестиваль «Пісенний вернісаж-2000» - первое успешное выступление с песней «Кирие элейсон»:

- Тогда жюри, пожалуй, едва ли не впервые подошло к оценке нестандартно. Ведь духовная песня была представлена на фестивале впервые. Тем более что священник до этого никогда не принимал участия в подобных конкурсах! Я видела, как воспринимали песню зрители, как она запала в душу режиссеру «Пісенного вернісажу» покойному Борису Шарварко, открывавшему нашей композицией «Кирие элейсон» каждый конкурсный день.

Для автора и исполнителей в то время были важны не столько высокие награды «Песенного вернисажа», сколько церковная проповедь с самой большой художественной трибуны нашего государства - Дворца «Украина».

Песня «Кирие элейсон» посвящена 2000-му юбилею Рождества Христова. Но в своих произведениях священник не только прославляет Бога - он рассказывает о том, чем на самом деле должен жить человек. Тематика его песен разнообразна. «Крок за кроком» адресована юношам и девушкам, которых автор призывает объединиться вокруг Христа и принести ему самый большой дар - свои чистые сердца. С этой песней маленькая Роксолана Зинчук из Ивано-Франковской области победила на первом детско-юношеском конкурсе религиозной песни «Пісні серця» во Львове, который проводился накануне визита в Украину Папы Римского Иоанна Павла II. А потом Роксолана попала на обложки многих мировых изданий: Иоанн Павел II растроганно прижимает ее к себе.

- Знаете, современную духовную песню нельзя загнать в какие-то определенные рамки, - говорит отец Валерий. - Это не только песни, рассказывающие о Боге. Любовь к своему отечеству, к матери, настоящая иерархия жизненных ценностей, чистая взаимная любовь, истинный смысл человеческой жизни... Я пишу об этом. Не могу сказать, что создаю нечто гениальное, но, думаю, мои песни имеют право на жизнь.

Уже более полугода лучшие произведения отца Валерия живут в его мультимедийном проекте - книге и диске. А главных исполнителей его песен отметила и церковь. В 2003-м дуэт «Писанка» получил высшую награду Украинской греко-католической церкви - медаль Божьей Матери. В своем приветствии артистам кардинал Любомир Гузар написал: «Примите искреннюю благодарность и похвалу за творческий труд, которым Вы служите Богу и Украине. Нашему обществу нужны украинские слова и песни, настоящая духовная гармония».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.