УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 63 відвідувачів

Теги
розкол в Україні Церква і політика Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II шляхи єднання Католицька Церква монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко діаспора Предстоятелі Помісних Церков Митрополит Володимир (Сабодан) автокефалія постать у Церкві Доброчинність церковна журналістика Священний Синод УПЦ українська християнська культура забобони Ющенко краєзнавство Вселенський Патріархат Голодомор УГКЦ Археологія та реставрація педагогіка УПЦ КП Мазепа комуністи та Церква милосердя церква і суспільство іконопис Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква та політика вибори 1020-річчя Хрещення Русі конфлікти молодь Церква і медицина секти






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): Бруклин. Книги и боги



«Зеркало недели» (Украина), Юрий Кирпичев, 16 — 22 июня 2007

Этот обаятельный ловец человеков исчерпал мое терпение. На детской площадке в центре Бруклина, куда я привел внука, меня пытался обратить в евангелическую веру стопроцентный киргиз! Неисповедимы пути Господни.

Каждый день на крыльце (а домов в Бруклине полмиллиона!) я нахожу рекламу. Недавно всем досталось по два экземпляра «Йеллоу пейджис» - том на 740 страниц (действительно желтых), местный справочник. Половина жильцов их не взяла, и тома тут же достались мусорщикам. Я взял и теперь изучаю.

Первое, что бросается в глаза, влияние Интернета, от него, оказывается, страдают не только газеты и журналы! Все рекламируют себя в сети. Рядом с моим домом два русских книжных, но в справочнике их нет, как нет и «Санкт- Петербурга», самого большого, что на Кингс-хайвей. Их всего-то осталось десятка три. Не так уж и мало, конечно, в сравнении с Донецком или Киевом, хотя американцы не имеют привычки говорить о какой-то особой своей духовности или о самой читающей нации. А с духовностью вообще желательно определиться поточнее.

Когда Иисуса пытались поймать на антагонизме духовной и мирской властей - история с динарием, - он мудро ответил: кесарю - кесарево, а богу - богово. Но что же остается самому человеку? Я (пока) убежденный атеист и не понимаю претензий церкви на духовный мир. С чего бы это? А Бруно? А Галилей? А список запрещенных церковью книг? А инквизиция? Но когда и наши кесари начинают лезть в душу... Не стоило, к примеру, Ющенко проталкивать объединение церквей, лезть в эту свару - сами разберутся, тем более что церковь отделена от государства. Не стоит вообще подчеркивать свою религиозность и приверженность какой-то церкви в поликонфессиональной стране - это глубоко личное дело.

А теперь о бруклинских церквах. Я не могу даже перевести названия некоторых из сотен церквей и сект, что приведены в справочнике! Знал об этом, но не верил, пока не увидел. Мне, атеисту, нравится Америка. Она религиозна, но каждому дает верить в своего бога. Поразительное многообразие церквей и фантастическая свобода вероисповедания. Да и неплохой это бизнес. В очередной раз убеждаюсь, что главное не вера, а свобода. В том числе и свобода верить. У каждого человека свой бог и не надо вмешиваться в их отношения, пока это не мешает остальным.

Глядя на разноцветье детей, идущих в школу, понимаешь, что здесь трудно ввести указом преподавание неких особых религиозных ценностей или истории религии, как бы этого ни хотелось. В Украине и России с этим проще. Детей, конечно, жаль, они в этом случае беззащитны, но при чем здесь духовность? Что вы подразумеваете, употребляя это слово? Если только веру, то духовнее Бруклина нет, хотя вообще-то район не из самых элитных. Вот краткий перечень церквей. Риз (облачений) - одна. Апостольских церквей - двадцать пять. Призванных богом - одиннадцать. Баптистов - сто семьдесят три. Баптистов независимых - одиннадцать. Баптистов южан - две. Церковь Библии - одна. Братий - четыре. Божьего дара - две. Христианских церквей - девятнадцать. Христианской науки - четыре. Христа - двенадцать. Бога - тридцать шесть. Иисуса Христа святых последних дней - шесть. Конгрегациональных церквей - одиннадцать. Учеников Христа - пятнадцать. Евангелических - одиннадцать. Православных - шестнадцать. Церквей Свидетелей Иеговы - двадцать две. Лютеранских - тридцать девять. Меннонитских - две. Метафизических - две. Методистских - тридцать шесть. Назареянина - девять. Церквей разных сект - семьдесят три! Пятидесятников - двести одиннадцать. Пресвитериан - двадцать три. Адвентистов седьмого дня - сорок девять. Единства - две. Другие церкви и секты - четыреста двадцать шесть!

Уфф! Итого 1256. И сверх того 223 синагоги. Среди православных церквей больше греческих, несколько русских и одна украинская. В число церквей разных наименований и сект входят исламские центры (их или мало, или они не хотят известности), есть китайские и корейские. Секты - самые разные и порой очень странные. Идея бога вообще не из рядовых, но неисчерпаемая изобретательность человека в его попытках приобщиться к богу поражает воображение!

В общем на два с половиной миллиона бруклинцев приходится около полутора тысяч мест общения с богом. Помимо иных девизов Бруклина есть и такой: город церквей. 47 миллионов жителей Украины, насколько я помню, обходятся пятнадцатью тысячами церковных приходов, то есть их в два раза меньше на душу населения. Видимо, мы берем не количеством, а качеством.

Но бог с ней, с религией. Она приватизировала мораль и ее правила так же беспардонно, как наши олигархи нашу страну, хотя прав на это у нее было не больше, чем у них. А ведь мораль древнее любой религии! Увы, скептикам приходится нелегко в наше просвещенное время, поэтому оставим этот вопрос на совести церквей. Гораздо большее отношение к духовности, на мой взгляд, имеют библиотеки. Поэтому их так усердно жгли - и христианские иерархи, и мусульманские. Попечительские советы американских школ тоже не дремлют и вполне адекватны советской цензуре.

В этот раз я насчитал почти восемьдесят библиотек. Много? В справочнике 2002 года их было, как мне помнится, сто пятьдесят. Опять Интернет? Может быть. Время книг уходит. Мы жили в самой читающей стране (так нам говорили), а наши дети не хотят читать. Сколько библиотек в Киеве? В Москве? О Донецке и вспоминать нет смысла, двух десятков не наберется. Но кроме количества есть еще и качество. В центральной бруклинской библиотеке восемьсот пятьдесят компьютеров в читальных залах...

Однако цифры количества церквей, синагог и библиотек меркнут перед другой цифрой. В «Йэллоу пейджис» приведены телефоны и адреса clergy, клира, священников. Их три тысячи двести(!) и в подавляющем большинстве это раббины, то есть, помимо массовой работы с верующими ведется также индивидуальная. И рэббе не только представитель бога и его толкователь, этим он занимается в синагоге. В обыденной жизни он учит жить. Одни специализируются на страховках, другие на недвижимости, третьи на семейных проблемах - и так далее. Православные священники, как у вас с этим?

Евреи вообще куда практичнее нас, они сразу заключили договор с богом и до сих пор обе стороны его придерживаются, они избранный народ. Мы же чисто умозрительно любим их творца, который ничего нам не обещал. Это уже апостол Павел решил, что христианство должно быть универсальным - и для эллинов, и для иудеев. Правда, последние с ним не согласились. Для них Христос реальное лицо, талантливый учитель, но свои таланты он использовал крайне неудачно. Во всяком случае, его утверждение, что не человек для субботы, а суббота для человека раздражает ортодоксов чрезвычайно. По некоторым районам Иерусалима не стоит проезжать в субботу на машине - могут и камнями забросать...

Много мужчин в черных костюмах и шляпах с пейсами видим мы с внуком по дороге в дет­ский сад, встречаем и «Феррари» и «Бентли» перед их ухоженными домами, очевидно, бог - это хороший бизнес и нет ничего практичнее хорошей идеи!

Что же касается монаршего зуда по поводу единой церкви, то Америка уже переболела этим. Народ оказался умнее своих правителей и не позволил им вмешиваться в свое самое личное дело - отношения с богом. И он, как всегда, прав. Идея унификации давно умерла, но строительство Национального собора на Святом Холме в Вашингтоне лишь сейчас, спустя многие десятки лет после начала, близится к завершению.

Говорят, он во флорентийском стиле, но это трудно разглядеть при таких габаритах. Нет, это не изящный и вычурный стиль Флоренции, это хорошо нам знакомый имперский стиль! Сейчас собор отдан в управление англиканской церкви, и там совершаются совместные богослужения с участием иерархов основных конфессий, а также отпевают президентов-католиков. Их было немного, всего четыре. Католикам нелегко в демократической Америке - слишком открытое и, несмотря на религиозность, скептически-требовательное общество. И все же им легче, чем неверующим...

Американцы сейчас готовы голосовать за даму президента, за афроамериканца, за мормона, даже за представителя нетрадиционной сексуальной ориентации, но не за атеиста! Вложите в мою избирательную кампанию хоть миллиард, хоть десять - ничего не выйдет. Можно изменить конституцию и позволить стать президентом человеку, не родившемуся в США (на это готовы пойти законодатели, учитывая популярность Шварценеггера), но атеисту путь заказан. За него проголосуют не более десяти процентов избирателей.

Грущу ли я по этому поводу? Нисколько. Не вера движет горами, а скептицизм. Именно скептики создали нашу цивилизацию, а слепо верящие лишь пользуются ее плодами. Да, не буду отрицать, с верой куда легче жить. Как в армии - не надо думать. Сказал старшина - левой, значит, все дружно шагаем левой. Сказал президент - вот он, враг, значит, все как один на супостата. А Ирак там это, или Чечня - какая разница.

И все же разница есть. Она в свободе выбора. Полистайте каналы американского телевизора - сколько религиозных! С утра до вечера проповеди. Если уж ты веришь во что-то и веришь сильно, то вполне можешь стать основателем новой религии, и дальше все зависит только от твоих способностей. Можно стать и богом! Люди такие доверчивые...

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.