УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 79 відвідувачів

Теги
Священний Синод УПЦ конфлікти Патріарх Алексій II Приїзд Патріарха Кирила в Україну Ющенко постать у Церкві Доброчинність автокефалія краєзнавство милосердя Митрополит Володимир (Сабодан) розкол в Україні іконопис Вселенський Патріархат діаспора церква і суспільство церква та політика Церква і медицина УПЦ КП шляхи єднання молодь Церква і влада Києво-Печерська Лавра 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко Археологія та реставрація українська християнська культура Мазепа вибори УГКЦ секти Предстоятелі Помісних Церков Католицька Церква монастирі та храми України комуністи та Церква педагогіка церковна журналістика Голодомор забобони Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






«Профиль» (Украина): «Голгофа» священномученика Владимира



«Профиль» (Украина), Александр Анисимов, 05.07.2007

Василий Никифорович Богоявленский

«Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России», - эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир произнес незадолго до своей мученической кончины, последовавшей 25 января 1918 года в Киеве у стен знаменитого оплота православия - Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Он стал первым священномучеником в архиерейском сане, погибшем в новую эпоху гонений на Церковь Христову...

1 января 1848 года, в семье благочестивого священника деревни Малая Морошка Моршанского уезда Тамбовской губернии появился на свет Василий Богоявленский, будущий священномученик Православной церкви. Он окончил Тамбовскую духовную семинарию и направился в «мать городов русских» для продолжения учебы теперь уже в прославленной Киевской духовной академии, которую и окончил в 1874-м. В годы пребывания в Киеве Василий Никифорович тщательно изучил все киевские святыни, восторгался благолепием нашего древнего города, обилием церквей и монастырей. По завершении учебы наш герой вернулся на родину, где получил весьма скромное назначение преподавателем в Тамбовскую семинарию. Однако Промысел Божий распорядился так, что 31 января 1882 года Василий Никифорович был рукоположен во священника и определен благочинным Покровского собора города Козлова. В 1883-м Василия постигла тяжелая потеря: смерть жены и ребенка. 8 февраля 1886 года Василий Никифорович принимает иноческий постриг с именем Владимира и уже на следующий день возводится в сан архимандрита. Он становится настоятелем Троицкого монастыря города Козлова. Затем последовало назначение архимандрита Владимира викарием Новгородской епархии в сане епископа Старорусского. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре 3 июня 1888 года. Десять лет спустя преосвященный Владимир стал епископом Самарским. А далее было служение экзархом в Грузии с возведением в сан епископа Карталинского и Кахетинского.

Назначение высокопреосвященного митрополита Владимира митрополитом Московским и Коломенским состоялось 21 февраля 1898 года. Здесь во всей полноте раскрылись дарования владыки. 23 ноября 1912 года митрополит Владимир был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру. Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для него: в городе усиливалось влияние «распутинщины», явственно ощущалась гибельность последствий ее проникновения в церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи. За открытое неприятие и осуждение Распутина святой Владимир впал в немилость и в ноябре 1915 года переведен в Киев.

22 декабря 1915 года митрополит Владимир официально вступил в управление новой своей епархией, с которой был связан как воспитанник Киевской духовной академии.

Киевский период в архиерейском служении митрополита Владимира был самым тяжким и самым мучительным. Начало революции и Гражданской войны застало семидесятилетнего митрополита в городе, которому суждено было стать российской Голгофой - так много невинной христианской крови пролилось здесь. 14 апреля 1917 года указом Временного правительства митрополит Владимир был освобожден от присутствия в Синоде. Осенью в России вспыхнула Октябрьская революция, за которой последовала кровавая междоусобица. Уже к декабрю 1917 года стало ясно, что большевики захватят Киев. Когда в монастырскую среду впервые проникли слухи о возможности покушения на жизнь митрополита, братия, увы, не приняла никаких мер к охране своего архипастыря. Нашлись монахи, которые притесняли владыку в мелочах. Ему иногда отказывали даже в лошадях для выезда. Он чувствовал себя в митрополичьих покоях как в осажденной крепости. В январе 1918-го в Киев пришла Гражданская война. Многие обители и храмы подвергались обстрелу. С 15 января в лавру долетали ружейные пули и снаряды, а с 22 января монастырь подвергся жесточайшему обстрелу. На следующий день бойцы Красной армии овладели лаврой. Во время обстрелов митрополит Владимир молился в храме или у себя в покоях. Последнюю литургию владыка совершил 21 января, в воскресенье, в великой лаврской церкви. 24 января митрополит в той же церкви служил акафист Успению Божией Матери.
Это последнее служение митрополита Владимира в церкви накануне расстрела, по воспоминаниям сослужавших, было особенно проникновенным.
 Вечером 25 января пятеро вооруженных людей, войдя в лавру, спросили одного монаха, где живет митрополит. В митрополичий дом позвонили.
Владыка вышел к убийцам и спросил: «В чем дело?» Трое увели владыку в комнату и там оставались с ним наедине некоторое время. У дверей поставили караул. Затем повели митрополита в верхние покои. Через двадцать минут окруженный солдатами Владимир вышел в рясе с панагией и в белом клобуке. У крыльца к владыке подошел под благословение его старый келейник Филипп, но матрос оттолкнул его, крича: «Довольно кровопийцам кланяться, накланялись, будет!» Владыка все-таки подошел к келейнику и благословил его, поцеловал и, пожав руку, сказал: «Грозят расстрелом. Прощай, Филипп!» Потом вынул из кармана платок и вытер слезы. Филипп рассказывал, что митрополит был спокоен, словно шел служить литургию.
Поравнявшись с Успенским собором, митрополит остановился и, перекрестившись, низко поклонился, как бы прощаясь с обителью. У Экономических ворот обители толпились монахи. Увидев процессию, они молча расступились. Владыку повели на казнь. Митрополит спросил: «Вы здесь меня хотите расстрелять?» Один из убийц ответил: «А что же, церемониться с тобой, что ли?» Тогда митрополит Владимир спросил разрешения помолиться Богу, на что последовал ответ: «Только поскорей».
Воздев руки к небу, владыка молился вслух: Господи, прости мои согрешения вольныя и невольныя и приими дух мой с миром! Потом благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Так по-христиански, с молитвой и величайшим мужеством митрополит Владимир принял мученическую смерть. Всю ночь тело пролежало на пригорке неподалеку от обители под охраной красноармейца.

Убитый лежал на спине, покрытый шубой; при нем не оказалось панагии, клобучного креста, чулок, сапог с галошами и золотых часов с цепочкой. Лишь на другой день тело увидели прихожане и заявили об этом в лавре. Братия обители перенесла тело своего архипастыря, положила его во гроб и на следующий день похоронила... Вскоре на месте мученической кончины был водружен крест, обнесенный оградой, сюда стали приходить богомольцы. Мученическая кончина митрополита Владимира открыла новую страницу в истории русской святости. Ею начался длительный период гонений, во время которых многие тысячи верующих приняли мученический венец. Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Память священномученика Владимира празднуется 25 января по старому стилю и в день Собора новомучеников и исповедников российских...

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.