УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 63 відвідувачів

Теги
комуністи та Церква Ющенко УПЦ КП церковна журналістика Вселенський Патріархат Церква і політика діаспора церква та політика педагогіка українська християнська культура Патріарх Алексій II Священний Синод УПЦ конфлікти монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков Голодомор 1020-річчя Хрещення Русі Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну Церква і медицина УГКЦ секти розкол в Україні забобони постать у Церкві шляхи єднання церква і суспільство молодь Католицька Церква краєзнавство Президент Віктор Ющенко милосердя іконопис Доброчинність вибори Археологія та реставрація Мазепа Митрополит Володимир (Сабодан) Києво-Печерська Лавра автокефалія






Рейтинг@Mail.ru






«Профиль» (Украина): «Голгофа» священномученика Владимира



«Профиль» (Украина), Александр Анисимов, 05.07.2007

Василий Никифорович Богоявленский

«Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России», - эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир произнес незадолго до своей мученической кончины, последовавшей 25 января 1918 года в Киеве у стен знаменитого оплота православия - Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Он стал первым священномучеником в архиерейском сане, погибшем в новую эпоху гонений на Церковь Христову...

1 января 1848 года, в семье благочестивого священника деревни Малая Морошка Моршанского уезда Тамбовской губернии появился на свет Василий Богоявленский, будущий священномученик Православной церкви. Он окончил Тамбовскую духовную семинарию и направился в «мать городов русских» для продолжения учебы теперь уже в прославленной Киевской духовной академии, которую и окончил в 1874-м. В годы пребывания в Киеве Василий Никифорович тщательно изучил все киевские святыни, восторгался благолепием нашего древнего города, обилием церквей и монастырей. По завершении учебы наш герой вернулся на родину, где получил весьма скромное назначение преподавателем в Тамбовскую семинарию. Однако Промысел Божий распорядился так, что 31 января 1882 года Василий Никифорович был рукоположен во священника и определен благочинным Покровского собора города Козлова. В 1883-м Василия постигла тяжелая потеря: смерть жены и ребенка. 8 февраля 1886 года Василий Никифорович принимает иноческий постриг с именем Владимира и уже на следующий день возводится в сан архимандрита. Он становится настоятелем Троицкого монастыря города Козлова. Затем последовало назначение архимандрита Владимира викарием Новгородской епархии в сане епископа Старорусского. Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре 3 июня 1888 года. Десять лет спустя преосвященный Владимир стал епископом Самарским. А далее было служение экзархом в Грузии с возведением в сан епископа Карталинского и Кахетинского.

Назначение высокопреосвященного митрополита Владимира митрополитом Московским и Коломенским состоялось 21 февраля 1898 года. Здесь во всей полноте раскрылись дарования владыки. 23 ноября 1912 года митрополит Владимир был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру. Три года управления тогдашней столичной епархией оказались чрезвычайно трудными для него: в городе усиливалось влияние «распутинщины», явственно ощущалась гибельность последствий ее проникновения в церковные и государственные дела, в жизнь царской семьи. За открытое неприятие и осуждение Распутина святой Владимир впал в немилость и в ноябре 1915 года переведен в Киев.

22 декабря 1915 года митрополит Владимир официально вступил в управление новой своей епархией, с которой был связан как воспитанник Киевской духовной академии.

Киевский период в архиерейском служении митрополита Владимира был самым тяжким и самым мучительным. Начало революции и Гражданской войны застало семидесятилетнего митрополита в городе, которому суждено было стать российской Голгофой - так много невинной христианской крови пролилось здесь. 14 апреля 1917 года указом Временного правительства митрополит Владимир был освобожден от присутствия в Синоде. Осенью в России вспыхнула Октябрьская революция, за которой последовала кровавая междоусобица. Уже к декабрю 1917 года стало ясно, что большевики захватят Киев. Когда в монастырскую среду впервые проникли слухи о возможности покушения на жизнь митрополита, братия, увы, не приняла никаких мер к охране своего архипастыря. Нашлись монахи, которые притесняли владыку в мелочах. Ему иногда отказывали даже в лошадях для выезда. Он чувствовал себя в митрополичьих покоях как в осажденной крепости. В январе 1918-го в Киев пришла Гражданская война. Многие обители и храмы подвергались обстрелу. С 15 января в лавру долетали ружейные пули и снаряды, а с 22 января монастырь подвергся жесточайшему обстрелу. На следующий день бойцы Красной армии овладели лаврой. Во время обстрелов митрополит Владимир молился в храме или у себя в покоях. Последнюю литургию владыка совершил 21 января, в воскресенье, в великой лаврской церкви. 24 января митрополит в той же церкви служил акафист Успению Божией Матери.
Это последнее служение митрополита Владимира в церкви накануне расстрела, по воспоминаниям сослужавших, было особенно проникновенным.
 Вечером 25 января пятеро вооруженных людей, войдя в лавру, спросили одного монаха, где живет митрополит. В митрополичий дом позвонили.
Владыка вышел к убийцам и спросил: «В чем дело?» Трое увели владыку в комнату и там оставались с ним наедине некоторое время. У дверей поставили караул. Затем повели митрополита в верхние покои. Через двадцать минут окруженный солдатами Владимир вышел в рясе с панагией и в белом клобуке. У крыльца к владыке подошел под благословение его старый келейник Филипп, но матрос оттолкнул его, крича: «Довольно кровопийцам кланяться, накланялись, будет!» Владыка все-таки подошел к келейнику и благословил его, поцеловал и, пожав руку, сказал: «Грозят расстрелом. Прощай, Филипп!» Потом вынул из кармана платок и вытер слезы. Филипп рассказывал, что митрополит был спокоен, словно шел служить литургию.
Поравнявшись с Успенским собором, митрополит остановился и, перекрестившись, низко поклонился, как бы прощаясь с обителью. У Экономических ворот обители толпились монахи. Увидев процессию, они молча расступились. Владыку повели на казнь. Митрополит спросил: «Вы здесь меня хотите расстрелять?» Один из убийц ответил: «А что же, церемониться с тобой, что ли?» Тогда митрополит Владимир спросил разрешения помолиться Богу, на что последовал ответ: «Только поскорей».
Воздев руки к небу, владыка молился вслух: Господи, прости мои согрешения вольныя и невольныя и приими дух мой с миром! Потом благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас да простит». Так по-христиански, с молитвой и величайшим мужеством митрополит Владимир принял мученическую смерть. Всю ночь тело пролежало на пригорке неподалеку от обители под охраной красноармейца.

Убитый лежал на спине, покрытый шубой; при нем не оказалось панагии, клобучного креста, чулок, сапог с галошами и золотых часов с цепочкой. Лишь на другой день тело увидели прихожане и заявили об этом в лавре. Братия обители перенесла тело своего архипастыря, положила его во гроб и на следующий день похоронила... Вскоре на месте мученической кончины был водружен крест, обнесенный оградой, сюда стали приходить богомольцы. Мученическая кончина митрополита Владимира открыла новую страницу в истории русской святости. Ею начался длительный период гонений, во время которых многие тысячи верующих приняли мученический венец. Честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены летом 1992 года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Память священномученика Владимира празднуется 25 января по старому стилю и в день Собора новомучеников и исповедников российских...

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.