«Газета по-киевски», Сергей Иваницкий, 26.06.2007 Живи Григорий Саввич в наши дни - вряд ли примкнул бы к какому-то из неформальных молодежных течений. А вот их к нему (вернее - к его памятнику) так и тянет... Вечер. Контрактовая. "Опять панки буянят", - сказал мужчина средних лет, кивая в сторону памятника Сковороде. На самом деле "буйство" заключалось в том, что кто-то (по внешнему виду и репертуару - аж никак не панк) играл на гитаре "Я свободен" Кипелова. Кстати, сам Сковорода также петь любил. Более того - последние 25 лет своей жизни провел в бродяжничестве, зарабатывая себе на хлеб насущный именно пением. Как трубадур выступал он на площадях и базарах. И это в то время, когда мог бы быть преподавателем в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах. Он выбрал свободу, ибо только с ней мог быть самим собой. Один из тех, кто нынче просиживает вечерами под памятником Сковороде, сказал мне: "В то время он был аскет-философ, сегодня - нефор". "А ведь он чем-то напоминает гота", - подумал я. Глубокие, вдумчивые глаза, суровое выражение лица - чем не гот? Да и если судить по его тезису "О вере" и вообще по стилю жизни - точно гот. "Человек без веры может подняться к наивысшим вершинам, но, лишь обретя веру, он понимает насколько все это мизерно!" А во что верят готы? "В смерть! В Бога мы не верим", - ответила мне с вызовом пани готесса. Но ведь Сковорода не только Бога не отрицал, он всю свою философию основывал на Боге. "Через любовь и веру человек познает себя" - явный реверанс в сторону религии. Да, по здравому размышлению, гота из Сковороды не получилось бы. Кто такие готы? Готов можно выделить из толпы по сурово-черной одежде ("корпоративный" имидж) или же сразу заметить по бросающемуся в глаза эффектному вамп-имиджу на основе черного цвета. Относительно женщин-готов - подчеркнуто-эротический стиль вамп в облике. Готы - это, прежде всего, мировоззрение, которое базируется на определенных жизненных принципах (абсолютный индивидуализм и романтика) и имеет свои ключевые элементы - каждодневный поиск красоты, концентрированная энергия эмоций. Основой жизненной философии, мировоззрения и стиля жизни часто являются тексты многожанровой и разносторонней готической музыки (от "классической" готики - The Sisters of Mercy, Diary of Dreams, Deine Lakaien - до мейнстрим-готики HIM, Rammstein и т.д.). А вот некоторые взгляды Сковороды были бы интересны скинхэдам: "Залог здоровья души ее радость - кураж". Вот насчет "покуражиться", это конечно скинхэды любят, особенно с душой. "Без куража нет духа, дух - это свобода. Главное, чтобы "банабаки" не мешали", - сказал мне "бритоголовый". Что ж, Сковорода тоже был свободолюбивым. Но не расистом - точно. Так что и в скины записывать его не станем. Кто такие скинхэды? Изначально скинхэды называли себя "дети рабочего класса" и поднялись на волне политических левацких протестов в конце 1960-х годов (один из неофициальных лозунгов - "Remember the Spirit of 69" ("Помни дух 1969-го"). Современных скинхэдов можно приравнять к фашистам. Глобальная цель - очистить землю от "раковых клеток", прежде всего - чернокожих, а также других "инородцев" и "иноверцев". Для панков обособленный способ жизни Сковороды - религия. "Мы любим "шариться" по городу с пивом и сухариками или батоном с майонезом - много нам не надо", - говорит один из тех, кто "еще не умер - просто плохо пахнет". Как тут не вспомнить то, что Григорий Саввич излишеств не любил: хлеб, вода и немного лука для аппетита. Но вот все остальное... Нет, вряд ли Сковорода - панк. Кто такие панки? Панки - последняя по времени появления крупная субкультура рабочей молодежи. Основное содержание панк-стиля - вызов, провокация, "шок-эффекты". Первоначально с этой целью использовался внешний вид - необычные прически и окраска волос, разностилье в одежде и демонстративное поведение. Со временем были найдены и более сильные приемы воздействия - через темы смерти, насилия. "Постигая себя, находим духовный мир - счастье", - говорил Григорий Сковорода. "Для блекеров главное разум! А в остальное мы не верим. Сковороду уважаем - нормальный мужик!" - так блекер объяснял мне свое отношение к философу. А вот сам Сковорода, думается, воздержался бы от объяснения своего отношения к блекерам... Кто такие блекеры? Блекер - антирелигиозное течение в среде неформальной молодежи. Из-за внешнего вида блекеров часто путают с готами или, того хуже, сатанистами, что абсолютно неправильно. В блеке нет романтики готов или обрядовости сатанистов. Так называемые true-блекеры (true - в переводе с английского "настоящий"), по сути своей - атеисты и уж никак не слуги сатаны. На вопрос "Кому этот памятник?" едва ли не половина ответила: "Сковороде". Кто-то даже добавил - "философу-гомику". Остальным было неинтересно. Ответить, почему выбрано именно это место для встреч, затруднялись: "Да тянет чего-то"... Что ж, неформалов "тянет" к мистике, свободе духа, протесту. Даже когда в одной руке сигарета, в другой пиво, а в голове туман... ...Летом 1794 года Сковорода приехал погостить в село Ивановка к своему давнему другу - Ковалевскому. Во время застолья Григорий Саввич внезапно встал из-за стола и вышел в сад. Заприметив это, Ковалевский вышел за другом и застал его за весьма интересным занятием - Сковорода копал себе могилу. Ковалевский попросил философа бросить сию затею и тотчас возвратиться в дом (следует заметить, этот эпизод был вполне в духе Сковороды, мистика - его второе я). Когда Ковалевский вернулся в дом, Григорий Саввич был уже мертв. Его последние слова были: "Время заканчивать поиск". Видимо, он нашел то, что искал. Неформалы тоже что-то ищут. Не нашли... Пока? | |
|