УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 77 відвідувачів

Теги
молодь краєзнавство комуністи та Церква Церква і медицина українська християнська культура УПЦ КП Патріарх Алексій II Церква і політика Доброчинність Приїзд Патріарха Кирила в Україну постать у Церкві Києво-Печерська Лавра УГКЦ Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України Голодомор церковна журналістика вибори шляхи єднання милосердя іконопис Ющенко Церква і влада церква і суспільство діаспора Католицька Церква Священний Синод УПЦ педагогіка Мазепа конфлікти секти Предстоятелі Помісних Церков церква та політика автокефалія розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі Археологія та реставрація Митрополит Володимир (Сабодан) забобони Вселенський Патріархат






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-киевски»: Философ-неформал на Контрактовой



«Газета по-киевски», Сергей Иваницкий, 26.06.2007

Живи Григорий Саввич в наши дни - вряд ли примкнул бы к какому-то из неформальных молодежных течений.

А вот их к нему (вернее - к его памятнику) так и тянет...
Вечер. Контрактовая. "Опять панки буянят", - сказал мужчина средних лет, кивая в сторону памятника Сковороде. На самом деле "буйство" заключалось в том, что кто-то (по внешнему виду и репертуару - аж никак не панк) играл на гитаре "Я свободен" Кипелова. Кстати, сам Сковорода также петь любил. Более того - последние 25 лет своей жизни провел в бродяжничестве, зарабатывая себе на хлеб насущный именно пением. Как трубадур выступал он на площадях и базарах. И это в то время, когда мог бы быть преподавателем в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах. Он выбрал свободу, ибо только с ней мог быть самим собой. Один из тех, кто нынче просиживает вечерами под памятником Сковороде, сказал мне: "В то время он был аскет-философ, сегодня - нефор".

"А ведь он чем-то напоминает гота", - подумал я. Глубокие, вдумчивые глаза, суровое выражение лица - чем не гот? Да и если судить по его тезису "О вере" и вообще по стилю жизни - точно гот. "Человек без веры может подняться к наивысшим вершинам, но, лишь обретя веру, он понимает насколько все это мизерно!" А во что верят готы? "В смерть! В Бога мы не верим", - ответила мне с вызовом пани готесса.

Но ведь Сковорода не только Бога не отрицал, он всю свою философию основывал на Боге. "Через любовь и веру человек познает себя" - явный реверанс в сторону религии. Да, по здравому размышлению, гота из Сковороды не получилось бы.

Кто такие готы? Готов можно выделить из толпы по сурово-черной одежде ("корпоративный" имидж) или же сразу заметить по бросающемуся в глаза эффектному вамп-имиджу на основе черного цвета. Относительно женщин-готов - подчеркнуто-эротический стиль вамп в облике. Готы - это, прежде всего, мировоззрение, которое базируется на определенных жизненных принципах (абсолютный индивидуализм и романтика) и имеет свои ключевые элементы - каждодневный поиск красоты, концентрированная энергия эмоций. Основой жизненной философии, мировоззрения и стиля жизни часто являются тексты многожанровой и разносторонней готической музыки (от "классической" готики - The Sisters of Mercy, Diary of Dreams, Deine Lakaien - до мейнстрим-готики HIM, Rammstein и т.д.).

А вот некоторые взгляды Сковороды были бы интересны скинхэдам: "Залог здоровья души ее радость - кураж". Вот насчет "покуражиться", это конечно скинхэды любят, особенно с душой. "Без куража нет духа, дух - это свобода. Главное, чтобы "банабаки" не мешали", - сказал мне "бритоголовый". Что ж, Сковорода тоже был свободолюбивым. Но не расистом - точно. Так что и в скины записывать его не станем.

Кто такие скинхэды? Изначально скинхэды называли себя "дети рабочего класса" и поднялись на волне политических левацких протестов в конце 1960-х годов (один из неофициальных лозунгов - "Remember the Spirit of 69" ("Помни дух 1969-го"). Современных скинхэдов можно приравнять к фашистам. Глобальная цель - очистить землю от "раковых клеток", прежде всего - чернокожих, а также других "инородцев" и "иноверцев".

Для панков обособленный способ жизни Сковороды - религия. "Мы любим "шариться" по городу с пивом и сухариками или батоном с майонезом - много нам не надо", - говорит один из тех, кто "еще не умер - просто плохо пахнет". Как тут не вспомнить то, что Григорий Саввич излишеств не любил: хлеб, вода и немного лука для аппетита. Но вот все остальное... Нет, вряд ли Сковорода - панк.

Кто такие панки? Панки - последняя по времени появления крупная субкультура рабочей молодежи. Основное содержание панк-стиля - вызов, провокация, "шок-эффекты". Первоначально с этой целью использовался внешний вид - необычные прически и окраска волос, разностилье в одежде и демонстративное поведение. Со временем были найдены и более сильные приемы воздействия - через темы смерти, насилия.

"Постигая себя, находим духовный мир - счастье", - говорил Григорий Сковорода. "Для блекеров главное разум! А в остальное мы не верим. Сковороду уважаем - нормальный мужик!" - так блекер объяснял мне свое отношение к философу. А вот сам Сковорода, думается, воздержался бы от объяснения своего отношения к блекерам...

Кто такие блекеры? Блекер - антирелигиозное течение в среде неформальной молодежи. Из-за внешнего вида блекеров часто путают с готами или, того хуже, сатанистами, что абсолютно неправильно. В блеке нет романтики готов или обрядовости сатанистов. Так называемые true-блекеры (true - в переводе с английского "настоящий"), по сути своей - атеисты и уж никак не слуги сатаны.

На вопрос "Кому этот памятник?" едва ли не половина ответила: "Сковороде". Кто-то даже добавил - "философу-гомику". Остальным было неинтересно. Ответить, почему выбрано именно это место для встреч, затруднялись: "Да тянет чего-то"...

Что ж, неформалов "тянет" к мистике, свободе духа, протесту. Даже когда в одной руке сигарета, в другой пиво, а в голове туман...

...Летом 1794 года Сковорода приехал погостить в село Ивановка к своему давнему другу - Ковалевскому. Во время застолья Григорий Саввич внезапно встал из-за стола и вышел в сад. Заприметив это, Ковалевский вышел за другом и застал его за весьма интересным занятием - Сковорода копал себе могилу. Ковалевский попросил философа бросить сию затею и тотчас возвратиться в дом (следует заметить, этот эпизод был вполне в духе Сковороды, мистика - его второе я). Когда Ковалевский вернулся в дом, Григорий Саввич был уже мертв. Его последние слова были: "Время заканчивать поиск". Видимо, он нашел то, что искал. Неформалы тоже что-то ищут. Не нашли... Пока?

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.