УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 210 відвідувачів

Теги
Патріарх Алексій II забобони Голодомор Церква і влада краєзнавство розкол в Україні Києво-Печерська Лавра милосердя вибори педагогіка Президент Віктор Ющенко шляхи єднання Вселенський Патріархат комуністи та Церква Ющенко молодь Мазепа Археологія та реставрація іконопис Предстоятелі Помісних Церков УПЦ КП Священний Синод УПЦ постать у Церкві Церква і медицина секти Католицька Церква церковна журналістика автокефалія 1020-річчя Хрещення Русі українська християнська культура церква та політика Митрополит Володимир (Сабодан) діаспора УГКЦ Церква і політика конфлікти монастирі та храми України Доброчинність Приїзд Патріарха Кирила в Україну церква і суспільство






Рейтинг@Mail.ru






«Власть денег» (Украина): Смена декораций



«Власть денег» (Украина), Оксана Авраменко, июнь 2007, №135

Религия не терпит постороннего вмешательства - тут все подчинено устоявшимся канонам и многовековым традициям. Консерватизм присутствует и в строительстве церковных сооружений: мастер обязан настолько следовать определенным правилам в храмостроении, что даже гвоздь должен быть вбит с особым чувством и предназначением. Впрочем, в ХХ в. церковь позволила модернистским веяниям ворваться в свои покои. Начались поиски новых форм и стилей в культовой архитектуре, их переосмысление и смелое развитие новаторских дизайнерских приемов. Так появились абстрактные, асимметричные и футуристические храмы с отсутствием традиционных элементов: икон, картин, золоченого обрамления, настенных и потолочных росписей и т.д.

Первые попытки модернизации церковной архитектуры были предприняты в США в 1904 г. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт построил церковь Unity Temple, которая впервые представляла собой кубический аудиториум с геометрическими орнаментами. Еще одним новшеством стало использование в качестве строительного материала пористого железобетона. Вслед за ним другой американский архитектор Луис Сулливан выстроил здание методистской церкви Святого Павла по подобию римского театра. В Европе начались эксперименты с постройкой церквей по подобию индустриальных зданий. Так, в Германии в конце 1920-х гг. Отто Бартнинг спроектировал евангелистскую церковь, встроенную в стеклянно-стальную оболочку. Еще дальше пошел дизайнер Доминикус Бом, построивший ряд экспрессивных католических церквей, включая овальную церковь Святого Энгельберта с потолком параболической формы. Все они вошли в литургическое движение Германии задолго до съезда Ватикана в 1960 г., на котором прозвучало официальное разрешение строить католические храмы в стиле модерн.

С тех пор массовое пристрастие к новаторскому зодчеству охватило почти все вероисповедания - католицизм, протестантство, евангелизм, буддизм, ислам, православие. И пока церковные умы размышляют над религиозными вопросами, архитекторы ломают головы над тем, как усовершенствовать дизайн Домов Божьих, сохранив вековые традиции и приблизив их к эпохе модерна и постмодерна.

 

Выше, шире, пустынней

Среди самых ярких религиозных построек XX в. - церковь для паломничества Notre Dame du Haut и доминиканский монастырь Sainte Marie de La Tourette, возведенные в конце 1950-х французским модернистом Ле Корбюзье. Однажды он заявил, что церковь превратилась в идолопоклонническую машину, которую необходимо очистить от ритуальных «уловок». На этой почве зодчий и начал творить. Его уникальное строение Notre Dame du Haut прославилось необычайной формой гриба, а также двумя просторными залами, внутрь которых можно попасть через винтовую лестницу - сверху вниз, как с неба на землю. Щегольский La Tourette в Лионе с детально спланированной архитектурной променадой напоминает виллу Savoye, построенную им 30-ю годами раньше. Тем не менее необходимость в монастыре аскетичной и возвышенной атмосферы подтолкнула Ле Корбюзье на новые необычные изыскания. Так, благодаря волнообразному потолку и полу, спроектированным по принципу математических исчислений музыкального ритма, воздух как будто врывается в здание и, проходя сквозь щели на шероховатых волнистых поверхностях, природным способом вентилирует помещение. Изнутри монастырь напоминает просторный бетонный бокс, который освещается с помощью дневного света, проникающего сюда сквозь пять специальных отверстий в стене.

Завораживает современным обликом протестантский Crystal Cathedral в Калифорнии (США), спроектированный архитектором Филиппом Джонсоном. Его изюминка - полная прозрачность храма. Для этого в качестве основного стройматериала были использованы 12 тыс. кусочков зеркального стекла, соединенных металлическим каркасом. Среди других новшеств - автоматические двери, гигантские телеэкраны внутри и снаружи церкви, а также расположенный в середине центрального нефа фонтан в виде ниспадающего потока воды.

Не менее впечатляющее сооружение - Юбилейная церковь (Jubilee Church) в Риме, построенная по заказу Ватикана специально к празднованию Миллениума. Архитектор Ричард Мейер смог искусно переиначить многочисленную символику на новый лад. Лидирующая роль у абстрактной сферической конфигурации храма, внешне напоминающей белоснежную морскую раковину. Необычными приемами также стали трехъярусная форма церкви, воплощающая идею Святой Троицы, и освещение. Так, солнечные лучи, пробиваясь сквозь специальные отверстия в крыше, почти мистически перекрещиваются с полосками искусственного света, проникающего через напольные покрытия. По мнению архитектора, эта игра света «передает метафорическое присутствие Бога». Кроме того, Мейер прибег к некоторым инженерным излишествам. В частности, для строительства храма были использованы такие же дорогостоящие цемент и бетон (марки Bianco TX Millennium), что и для постройки Олимпийского стадиона в Риме в 1960 г. Особые свойства стройматериала позволят дольше сохранять церковный фасад в чистоте.

В Германии, где насчитывается свыше двух десятков модернистских церквей, самым масштабным проектом стала Церковь сердца Христова (Herz-Jesu-Kirche), построенная в 2001 г. в Мюнхене. Оригинальный дизайн храма создан с помощью двойного слоя защиты здания - за внешними стеклянными панелями расположены внутренние стены из светлого лакированного дерева. Также, по задумке зодчего Алмана Саттлера Ваппнера, фасадную дверь высотой 16 м украшают 432 окошечка. От этого внешний стеклянный фасад блещет, как золото, отражая солнечные лучи и проплывающие мимо облака. И создается впечатление, что проходишь мимо рая - невозможно удержаться от соблазна зайти в церковь! Кстати, на Западе некоторые священнослужители уверены, что архитектурное величие новаторского собора способствует увеличению паствы и что в лоно церкви теперь вернутся те, кто в свое время перестал посещать церковные службы.

Лавровую ветвь также можно присудить пышному Бразильскому собору (Catedral de Brasilia) в столице Бразилии. Здесь не встретишь привычных для храмостроительства классических форм, гипсовой фасадной лепки, спиральных колоннад и богатого убранства картинами, скульптурами, золотом. Футуристический собор расположился под стеклянным куполом, а вертикально согнутые стальные «пальцы» у его основания словно отрывают весь ансамбль от земли. У входа прихожан встречают четыре неординарные скульптуры святых, а в парадный яркий холл ведет тусклый подземный туннель с внутренней черной обивкой. Более того, под сводом храма вместо традиционных росписей застыла алюминиевая скульптура трех ангелов, сжатых в железном кулаке.

Православные церкви редко перенимают архитектурную новизну. Тем не менее проекты новаторских церквей появляются и у консерваторов. Один из примеров - нью-йоркская церковь Святого Николая, воздвигнутая в 1916 г. и разрушенная вместе с башнями-близнецами в 2001 г. Сегодня проходит тендер на проект восстановления церкви, но уже в стиле постмодерна. Что, по сути, сделает ее первой новаторской православной церковью. Благотворительные пожертвования на реконструкцию собраны в размере $2 млн.

 

Святые дельцы

Спрос на новую храмовую архитектуру дал почву для открытия компаний, специализирующихся исключительно на строительстве церквей. Существует разделение религиозно-строительного бизнеса на несколько ниш, среди которых производство стандартного церковного оснащения является самым прибыльным. Особо успешно дела идут у трех акул новоиспеченного промысла: компаний Imperial Woodworks, Adirondack Direct и New Church Holland Furniture. Причем они занимаются не только производством различной утвари (скамьи, алтари, занавеси), но и архитектурным проектированием.

Вторую нишу «божественного» бизнеса занимает производство металлических скамей для напольных молитв. Первой компанией по их производству стала Atwood-Hamlin Manufacturing Company, открывшаяся в 1949 г. в Америке. Как правило, стоимость таких скамей зависит от длины: скажем, трехметровая стоит $110.

В связи с тем, что многие церкви остаются все же приверженцами традиционного дизайна, стремительно развиваются и те компании, которые специализируются на выпуске «старинного» церковного инвентаря. Например, у нью-йоркской компании The Keck Group дела наладились так удачно, что она организовала даже оптовые продажи «старинных» скамеек.

Что касается самого строительства современных модернистских храмов, то затраты составляют от $100 тыс. до $10 млн! Все зависит от степени фантазии архитектора и стоимости материалов. Конечно, отыскать такие суммы могут немногие приходы. Те же, кто нашел спонсоров и осуществил очередной «проект века», предпочитают не раскрывать источники своего финансирования и имена меценатов.

 

Столкновение традиций

Первой восточной страной, перенявшей тренд европейского церковного модернизма, стала Япония. Тут в начале третьего тысячелетия появился самый яркий и красочный буддийский храм Komyo-ji, строительство которого было возложено на плечи Тадао Андо. Японский архитектор спроектировал сооружение в виде современной интерпретации традиционных японских храмов: использовал линейную кладку деревянных брусьев (чаще употребляется для постройки коттеджей и жилых помещений), растянул храм по горизонтали: его планировка выглядит как нанизанные друг на друга помещения. И воплотил инновационную идею - Komyo-ji со всех сторон окружен водой. Для того чтобы попасть в храм, необходимо пересечь шатающийся деревянный помост, служащий единственным соединительным сооружением с внешним миром.

Стиль современных мечетей часто именуют «архитектурой за чадрой». Но речь не о гендерных лейблах. Просто красоту мечети невозможно оценить, созерцая лишь внешний фасад. Как правило, все архитектурные прелести находятся внутри: в санах (внутренних двориках), в арабесках, каллиграфии и айванах (пространственных холлах с величественным куполом). Тем паче, что грандиозные формы широких сводов, возвышающихся минаретов и просторных садов передают скрытую, неподвластную человеку мощь. И все это подчеркивается современным технологическим дизайном.

Одной из самых необъятных новаторских мечетей в мусульманском мире стала Shah Faisal Masjid в Исламабаде (Пакистан). В 1969 г. местные власти объявили международный дизайнерский конкурс, участвовали в котором 43 архитектора из 17 стран. Победителем стал проект турецкого архитектора Ведата Делакоя, на реализацию которого шейх Хазал бин Абдула Азиза перечислил $120 млн.

Дизайн округленной и обильно украшенной мрамором мечети отличается слиянием черт современной архитектуры и мусульманского широкого треугольного молитвенника. Но, в отличие от традиционных мечетей, здесь нет центрального купола, а главный молитвенный холл поддерживается четырьмя тонкими минаретами, сделанными в турецком стиле. В основу проекта заложены геометрические пропорции Каабы (мусульманской святыни). Сейчас на территории громадного комплекса площадью 5 тыс. кв. м размещаются Исламский исследовательский центр, библиотека, музей, лекционный зал, кафетерий и некоторые факультеты Исламского университета.

Уникальным примером архитектурного модерна стала мечеть Yaama в Нигерии, возведенная в 1962 г. под руководством нигерийского архитектора Фальке Барму. Первоначально здание имело довольно скромный вид. Но со временем, по инициативе самих местных жителей, мечеть обновлялась и всячески преобразовывалась. Так, в 1976 г. крышу святилища снесли и построили оригинальный неф из изогнутых деревянных балок. Секрет в том, что балки были окутаны грязевой смесью, высушенной на солнце, - редкая технология, о которой Фальке Барму узнал во время путешествий по Африке. Новаторская мечеть получила премию на архитектурном конкурсе Aga Khan Award - за вклад в развитие исламской культуры. А жюри конкурса назвало внешний фасад мечети «захватывающим дух».

Впрочем, престижные награды за невероятные трансформации храмового зодчества можно присудить еще многим современным проектам. Ведь целостно и гармонично соединить творческую выразительность с духовным предназначением культовой архитектуры - нелегкая задача.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.