УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 62 відвідувачів

Теги
автокефалія конфлікти Ющенко Мазепа Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) милосердя секти іконопис забобони Предстоятелі Помісних Церков Церква і медицина краєзнавство УПЦ КП Церква і влада церква і суспільство Приїзд Патріарха Кирила в Україну педагогіка УГКЦ комуністи та Церква Києво-Печерська Лавра церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі Католицька Церква Археологія та реставрація Патріарх Алексій II церковна журналістика діаспора Вселенський Патріархат молодь розкол в Україні Доброчинність українська християнська культура Голодомор Священний Синод УПЦ шляхи єднання вибори постать у Церкві монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






«Власть денег» (Украина): Смена декораций



«Власть денег» (Украина), Оксана Авраменко, июнь 2007, №135

Религия не терпит постороннего вмешательства - тут все подчинено устоявшимся канонам и многовековым традициям. Консерватизм присутствует и в строительстве церковных сооружений: мастер обязан настолько следовать определенным правилам в храмостроении, что даже гвоздь должен быть вбит с особым чувством и предназначением. Впрочем, в ХХ в. церковь позволила модернистским веяниям ворваться в свои покои. Начались поиски новых форм и стилей в культовой архитектуре, их переосмысление и смелое развитие новаторских дизайнерских приемов. Так появились абстрактные, асимметричные и футуристические храмы с отсутствием традиционных элементов: икон, картин, золоченого обрамления, настенных и потолочных росписей и т.д.

Первые попытки модернизации церковной архитектуры были предприняты в США в 1904 г. Архитектор Фрэнк Ллойд Райт построил церковь Unity Temple, которая впервые представляла собой кубический аудиториум с геометрическими орнаментами. Еще одним новшеством стало использование в качестве строительного материала пористого железобетона. Вслед за ним другой американский архитектор Луис Сулливан выстроил здание методистской церкви Святого Павла по подобию римского театра. В Европе начались эксперименты с постройкой церквей по подобию индустриальных зданий. Так, в Германии в конце 1920-х гг. Отто Бартнинг спроектировал евангелистскую церковь, встроенную в стеклянно-стальную оболочку. Еще дальше пошел дизайнер Доминикус Бом, построивший ряд экспрессивных католических церквей, включая овальную церковь Святого Энгельберта с потолком параболической формы. Все они вошли в литургическое движение Германии задолго до съезда Ватикана в 1960 г., на котором прозвучало официальное разрешение строить католические храмы в стиле модерн.

С тех пор массовое пристрастие к новаторскому зодчеству охватило почти все вероисповедания - католицизм, протестантство, евангелизм, буддизм, ислам, православие. И пока церковные умы размышляют над религиозными вопросами, архитекторы ломают головы над тем, как усовершенствовать дизайн Домов Божьих, сохранив вековые традиции и приблизив их к эпохе модерна и постмодерна.

 

Выше, шире, пустынней

Среди самых ярких религиозных построек XX в. - церковь для паломничества Notre Dame du Haut и доминиканский монастырь Sainte Marie de La Tourette, возведенные в конце 1950-х французским модернистом Ле Корбюзье. Однажды он заявил, что церковь превратилась в идолопоклонническую машину, которую необходимо очистить от ритуальных «уловок». На этой почве зодчий и начал творить. Его уникальное строение Notre Dame du Haut прославилось необычайной формой гриба, а также двумя просторными залами, внутрь которых можно попасть через винтовую лестницу - сверху вниз, как с неба на землю. Щегольский La Tourette в Лионе с детально спланированной архитектурной променадой напоминает виллу Savoye, построенную им 30-ю годами раньше. Тем не менее необходимость в монастыре аскетичной и возвышенной атмосферы подтолкнула Ле Корбюзье на новые необычные изыскания. Так, благодаря волнообразному потолку и полу, спроектированным по принципу математических исчислений музыкального ритма, воздух как будто врывается в здание и, проходя сквозь щели на шероховатых волнистых поверхностях, природным способом вентилирует помещение. Изнутри монастырь напоминает просторный бетонный бокс, который освещается с помощью дневного света, проникающего сюда сквозь пять специальных отверстий в стене.

Завораживает современным обликом протестантский Crystal Cathedral в Калифорнии (США), спроектированный архитектором Филиппом Джонсоном. Его изюминка - полная прозрачность храма. Для этого в качестве основного стройматериала были использованы 12 тыс. кусочков зеркального стекла, соединенных металлическим каркасом. Среди других новшеств - автоматические двери, гигантские телеэкраны внутри и снаружи церкви, а также расположенный в середине центрального нефа фонтан в виде ниспадающего потока воды.

Не менее впечатляющее сооружение - Юбилейная церковь (Jubilee Church) в Риме, построенная по заказу Ватикана специально к празднованию Миллениума. Архитектор Ричард Мейер смог искусно переиначить многочисленную символику на новый лад. Лидирующая роль у абстрактной сферической конфигурации храма, внешне напоминающей белоснежную морскую раковину. Необычными приемами также стали трехъярусная форма церкви, воплощающая идею Святой Троицы, и освещение. Так, солнечные лучи, пробиваясь сквозь специальные отверстия в крыше, почти мистически перекрещиваются с полосками искусственного света, проникающего через напольные покрытия. По мнению архитектора, эта игра света «передает метафорическое присутствие Бога». Кроме того, Мейер прибег к некоторым инженерным излишествам. В частности, для строительства храма были использованы такие же дорогостоящие цемент и бетон (марки Bianco TX Millennium), что и для постройки Олимпийского стадиона в Риме в 1960 г. Особые свойства стройматериала позволят дольше сохранять церковный фасад в чистоте.

В Германии, где насчитывается свыше двух десятков модернистских церквей, самым масштабным проектом стала Церковь сердца Христова (Herz-Jesu-Kirche), построенная в 2001 г. в Мюнхене. Оригинальный дизайн храма создан с помощью двойного слоя защиты здания - за внешними стеклянными панелями расположены внутренние стены из светлого лакированного дерева. Также, по задумке зодчего Алмана Саттлера Ваппнера, фасадную дверь высотой 16 м украшают 432 окошечка. От этого внешний стеклянный фасад блещет, как золото, отражая солнечные лучи и проплывающие мимо облака. И создается впечатление, что проходишь мимо рая - невозможно удержаться от соблазна зайти в церковь! Кстати, на Западе некоторые священнослужители уверены, что архитектурное величие новаторского собора способствует увеличению паствы и что в лоно церкви теперь вернутся те, кто в свое время перестал посещать церковные службы.

Лавровую ветвь также можно присудить пышному Бразильскому собору (Catedral de Brasilia) в столице Бразилии. Здесь не встретишь привычных для храмостроительства классических форм, гипсовой фасадной лепки, спиральных колоннад и богатого убранства картинами, скульптурами, золотом. Футуристический собор расположился под стеклянным куполом, а вертикально согнутые стальные «пальцы» у его основания словно отрывают весь ансамбль от земли. У входа прихожан встречают четыре неординарные скульптуры святых, а в парадный яркий холл ведет тусклый подземный туннель с внутренней черной обивкой. Более того, под сводом храма вместо традиционных росписей застыла алюминиевая скульптура трех ангелов, сжатых в железном кулаке.

Православные церкви редко перенимают архитектурную новизну. Тем не менее проекты новаторских церквей появляются и у консерваторов. Один из примеров - нью-йоркская церковь Святого Николая, воздвигнутая в 1916 г. и разрушенная вместе с башнями-близнецами в 2001 г. Сегодня проходит тендер на проект восстановления церкви, но уже в стиле постмодерна. Что, по сути, сделает ее первой новаторской православной церковью. Благотворительные пожертвования на реконструкцию собраны в размере $2 млн.

 

Святые дельцы

Спрос на новую храмовую архитектуру дал почву для открытия компаний, специализирующихся исключительно на строительстве церквей. Существует разделение религиозно-строительного бизнеса на несколько ниш, среди которых производство стандартного церковного оснащения является самым прибыльным. Особо успешно дела идут у трех акул новоиспеченного промысла: компаний Imperial Woodworks, Adirondack Direct и New Church Holland Furniture. Причем они занимаются не только производством различной утвари (скамьи, алтари, занавеси), но и архитектурным проектированием.

Вторую нишу «божественного» бизнеса занимает производство металлических скамей для напольных молитв. Первой компанией по их производству стала Atwood-Hamlin Manufacturing Company, открывшаяся в 1949 г. в Америке. Как правило, стоимость таких скамей зависит от длины: скажем, трехметровая стоит $110.

В связи с тем, что многие церкви остаются все же приверженцами традиционного дизайна, стремительно развиваются и те компании, которые специализируются на выпуске «старинного» церковного инвентаря. Например, у нью-йоркской компании The Keck Group дела наладились так удачно, что она организовала даже оптовые продажи «старинных» скамеек.

Что касается самого строительства современных модернистских храмов, то затраты составляют от $100 тыс. до $10 млн! Все зависит от степени фантазии архитектора и стоимости материалов. Конечно, отыскать такие суммы могут немногие приходы. Те же, кто нашел спонсоров и осуществил очередной «проект века», предпочитают не раскрывать источники своего финансирования и имена меценатов.

 

Столкновение традиций

Первой восточной страной, перенявшей тренд европейского церковного модернизма, стала Япония. Тут в начале третьего тысячелетия появился самый яркий и красочный буддийский храм Komyo-ji, строительство которого было возложено на плечи Тадао Андо. Японский архитектор спроектировал сооружение в виде современной интерпретации традиционных японских храмов: использовал линейную кладку деревянных брусьев (чаще употребляется для постройки коттеджей и жилых помещений), растянул храм по горизонтали: его планировка выглядит как нанизанные друг на друга помещения. И воплотил инновационную идею - Komyo-ji со всех сторон окружен водой. Для того чтобы попасть в храм, необходимо пересечь шатающийся деревянный помост, служащий единственным соединительным сооружением с внешним миром.

Стиль современных мечетей часто именуют «архитектурой за чадрой». Но речь не о гендерных лейблах. Просто красоту мечети невозможно оценить, созерцая лишь внешний фасад. Как правило, все архитектурные прелести находятся внутри: в санах (внутренних двориках), в арабесках, каллиграфии и айванах (пространственных холлах с величественным куполом). Тем паче, что грандиозные формы широких сводов, возвышающихся минаретов и просторных садов передают скрытую, неподвластную человеку мощь. И все это подчеркивается современным технологическим дизайном.

Одной из самых необъятных новаторских мечетей в мусульманском мире стала Shah Faisal Masjid в Исламабаде (Пакистан). В 1969 г. местные власти объявили международный дизайнерский конкурс, участвовали в котором 43 архитектора из 17 стран. Победителем стал проект турецкого архитектора Ведата Делакоя, на реализацию которого шейх Хазал бин Абдула Азиза перечислил $120 млн.

Дизайн округленной и обильно украшенной мрамором мечети отличается слиянием черт современной архитектуры и мусульманского широкого треугольного молитвенника. Но, в отличие от традиционных мечетей, здесь нет центрального купола, а главный молитвенный холл поддерживается четырьмя тонкими минаретами, сделанными в турецком стиле. В основу проекта заложены геометрические пропорции Каабы (мусульманской святыни). Сейчас на территории громадного комплекса площадью 5 тыс. кв. м размещаются Исламский исследовательский центр, библиотека, музей, лекционный зал, кафетерий и некоторые факультеты Исламского университета.

Уникальным примером архитектурного модерна стала мечеть Yaama в Нигерии, возведенная в 1962 г. под руководством нигерийского архитектора Фальке Барму. Первоначально здание имело довольно скромный вид. Но со временем, по инициативе самих местных жителей, мечеть обновлялась и всячески преобразовывалась. Так, в 1976 г. крышу святилища снесли и построили оригинальный неф из изогнутых деревянных балок. Секрет в том, что балки были окутаны грязевой смесью, высушенной на солнце, - редкая технология, о которой Фальке Барму узнал во время путешествий по Африке. Новаторская мечеть получила премию на архитектурном конкурсе Aga Khan Award - за вклад в развитие исламской культуры. А жюри конкурса назвало внешний фасад мечети «захватывающим дух».

Впрочем, престижные награды за невероятные трансформации храмового зодчества можно присудить еще многим современным проектам. Ведь целостно и гармонично соединить творческую выразительность с духовным предназначением культовой архитектуры - нелегкая задача.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.