УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 68 відвідувачів

Теги
постать у Церкві Священний Синод УПЦ 1020-річчя Хрещення Русі педагогіка молодь монастирі та храми України Києво-Печерська Лавра Голодомор розкол в Україні Приїзд Патріарха Кирила в Україну шляхи єднання Церква і влада Патріарх Алексій II церковна журналістика українська християнська культура автокефалія краєзнавство Президент Віктор Ющенко церква і суспільство діаспора милосердя Католицька Церква УПЦ КП забобони Предстоятелі Помісних Церков вибори Вселенський Патріархат іконопис Ющенко Доброчинність Археологія та реставрація комуністи та Церква Церква і політика Митрополит Володимир (Сабодан) церква та політика секти Мазепа УГКЦ Церква і медицина конфлікти






Рейтинг@Mail.ru






«Киевская Русь» (Украина): "Проклятые христиане", или Как не стать православным маргиналом



«Киевская Русь» (Украина), Штейников Сергей, 20.07.2007

Два года назад, в июле 2005 года, из рук церковных "энтузиастов" я получил листовку следующего содержания:

"Крестный ход Святых Царственных Мучеников

17 июля 1918 г. в Екатеринбурге был расстрелян законный русский Царь-император Николай II с семьей. Институт царской власти как фундамент благополучного существования Церкви был разрушен, и страна погрузилась в пучину безбожия. Однако этим далеко не исчерпываются последствия страшной трагедии. Народ не заступился за своего Царя ни когда он находился в заточении, ни после уже того, как пальцы масона-сатаниста на стене Дома Ипатьева тайными знаками каббалы вывели: "Здесь по приказанию тайных сил Царь был принесен в жертву для разрушения государства. О сем извещаются все народы". Оставшись безучастным к данному преступлению, предки нарушили клятву верности Царю, составленную святыми еще в 1613 г. Слова проклятия: "...да проклянется в сем веке и будущем... не буди на нем благословения отныне и до века" тяжким пятном легли на народ и его потомков. Ни голодоморы, ни репрессии, ни война до сих пор не вразумили людей, - и поныне продолжается вырождение некогда великого народа. Без соборного покаяния этот процесс не остановить!
Всем, кто считает себя православным,
всем, кто верит в исключительную силу молитв св. Царственных мучеников,
всем, кто просто не равнодушен к судьбе своего многострадального Отечества
приехать в Киев на Крестный Ход и выразить пред Богом покаяние за свой народ.
От Успенского собора Киево-Печерской лавры 17 июля в 10.00.
Накануне трехдневный пост.
Христианин, твой народ до сих пор под проклятием!
Собирай своих братьев и сестер на покаянный Крестный Ход 17 июля.
Если хочешь помочь благому делу, - действуй строго по инструкции.
ИНСТРУКЦИЯ
1. Придти в свой (где часто бываешь) церковный приход. Оповестить приход:
каждому члену прихода раздать копии ОБЪЯВЛЕНИЯ и ИНСТРУКЦИИ.
2. Выбрать другой населенный пункт и приехать туда. Найти и оповестить
церковный приход: каждому члену прихода раздать копии ОБЪЯВЛЕНИЯ и
ИНСТРУКЦИИ.
3. С 1-го июля начать массовую расклейку ОБЪЯВЛЕНИЙ по месту жительства."


В конце листовки виноватая приписка от руки:

"по благословению Церкви"

Спустя год, в июле 2006-го, такой же, почти дословный, апокриф опять бродил по киевским приходам и загонял людей на созываемое мероприятие под страхом вечной погибели. Когда анонимно, когда - с подписями общественных "союзов православных братств, граждан, славян, хоругвеносцев..." и других однотипных околоцерковных фракций.

Июль 2007 года. Ничего не изменилось. Та же листовка, те же доводы, те же подписанты... Никто не отнимал у православных верующих, каких бы политических мнений они ни придерживались, право проводить религиозные мероприятия в соответствии с церковной практикой. Так вышло и на этот раз: крестный ход в память о календарных святых закономерно благословили. А вот дополнительную часть мероприятия - с "покаянным чином" кустарного производства, "анафемой" неугодным политикам и прочей самодеятельностью авторы упомянутой листовки добавили уже от себя.

В результате часть людей, приходящих почтить память святых, попадает в неловкое положение. Крестный ход превращается в орудие манипуляции, когда определенные идеологические пристрастия пытаются навязать всему церковному народу. Но разве нельзя устроить мероприятие без всякой политики, благоговейно, без озлобления, без монархических или каких-то иных нецерковных лозунгов, флагов, "знаков отличия"? И как "православным братствам" еще объяснить, что нет среди большинства украинцев (и никогда не было, и вряд ли когда будет) какого-то "особого почитания" монархической идеологии, централизованной власти и прочих атрибутов национальной психологии соседнего братского народа. Это ни хорошо и ни плохо, это просто факт этнической психологии, которую изучают в вузах России и Украины.

"Проклятие 1613 года" и ежегодные "соборные покаяния", с которыми из года в год носятся современные апокалиптики, к учению Церкви о Церкви никакого отношения не имеют. Поразительно, что эти люди находятся в новозаветном времени, соглашаются с учением Христа, а продолжают жить по Старому Завету. Вот в чем всё дело. Проклятие для них - рок, фатум, неотвратимое ежедневное наказание, налагаемое Богом по просьбе древних предков, которые собрались однажды и на всякий случай прокляли будущие поколения, дабы вместо самодержавия по каким-либо причинам они не перешли на конституционную монархию, республиканский строй или кибернетическое (хоть бы и православное!) общество. Такой вот жестоковыйный Бог, легкомысленные предки и бессмысленное пребывание в Церкви, поскольку всё равно все прокляты.

Но внутренняя совесть христианина не позволяет с этим согласиться. Ведь фактическое положение дел и большие временные отрезки делают многие вещи абсурдными. Исторические обстоятельства, в которых давались клятва и проклятие, определялись сложным политическим положением Московского княжества и еще дохристианской традицией давать обещания "на века". Потому так резко с проклятием и "загнули". Но это же не догмат. И Церковь никого не уполномочивала клясться и проклинать будущие поколения, хотя бы потому, что это запрещено Господними заповедями. Своё кредо она высказала в Символе веры, и там - ни слова о земном самодержавии или каком-то другом государственном устройстве. Православие надполитично. Поэтому каяться нужно причастным к греху убийства российского императора, и тем, кто это убийство поддержал. Но не потому, что убитые - монархисты, а потому что - люди.

В нашем же случае крестный ход рассматривается апокалиптиками не просто с целью покаяться и почтить память святых (на самом деле они давно это сделали), а еще и для того, чтобы принести своеобразные "плоды покаяния". А это значит - продемонстрировать политическую ангажированность, требовать восстановления монархии, искать престолонаследника, перекраивать границы и включать в единое государство страны бывшего СССР, Польшу, Финляндию, да всех, кто хоть раз был под российским имперским подданством и на ком продолжает оставаться печать проклятия. Поскольку это смешно и нереально, оставаться нам, значит, вечно "проклятыми христианами"?

К Украине, вообще говоря, решения Земского собора 1613 г. напрямую не относятся. На то время ни Киев, ни право-, ни левобережная Украина в состав Московского государства не входили и никаких клятв-проклятий предки современных украинцев никому не давали. И когда через полвека, на Переяславской Раде, казаки присягали на верность московскому царю, то с условием сохранения за Малой Русью почти всех прав и полномочий, которые у неё к тому времени были. А как условия договора не были соблюдены Домом Романовых (украинская культура и язык, между прочим, ущемлялись и при Николае II), то неуместно вспоминать и о проклятии.

Но даже если всенародно каяться за упразднение монархии, то подавно следует каяться за то, что к этому привело - расцерковленность и обмирщенность народа Российской империи, включая многих членов царской фамилии. Есть разница между причиной и следствием. И тут мы возвращаемся к тому, что азбучной истиной прописано в православном катехизисе, - к личному покаянию. Не призывает Церковь собираться где-то на майдане или в районном ДК и публично каяться в грехах, перечисляемых на исповеди, а призывает делать это персонально. Потому что христианство, прежде всего, индивидуально и глубоко личностно, а потом уже общественно и коллективно. И Христос тоже индивидуально будет судить, а не скопом.

Знаменательная особенность здоровой Церкви - это когда христианам не надо собираться в какие-то боевые группировки, консолидированные харизматические общества. На каждом приходе вокруг пастыря образуется дружная община из церковных людей, которая  несет в мир благую весть - словом и делом. А какую благую весть несут озлобленные фанатики того или иного околоцерковного предрассудка? Создается впечатление, что главное их "послушание" - превращать в митинг любую церковную требу, крестный ход, печатное издание.

В этом свете забавным недоразумением выглядит именование некоторых союзов "православными гражданами". Почти все их члены невероятные монархисты, страстные любители старины. Так зачем же тогда называться "гражданами"? Называйтесь "подданными"! Нет, надо активно пользоваться демократической терминологией, ценностями свободного общества и при этом ругать всё вокруг. Такова парадоксальная психология многих наших "православных граждан".

Откуда же эти люди? А ведь они как-никак наши братья во Христе. Кто-то прибился к Церкви, ища "замену" распавшемуся советскому государству. Но при этом остался с мирским пониманием порядка и справедливости. Кто-то, не найдя признания своим амбициям вне церковной ограды, начал притязать в Церкви. Кто-то видит в Ней некий инструмент для сохранения земного благополучия и процветания нации. И при этом мало кто видит Христа, который прощает каждому в Таинстве Крещения все грехи и проклятия, так что никакой "зов предков" не может помешать христианину быть самим собой, без оглядки на чьи-то сомнительные проклятия и завещания.

Оптом влившись в Церковь, вчерашние советские граждане быстро объявили себя "православными гражданами", так и не поняв, что спасает их не земное "единое отечество", а "небесное гражданство". Прежде чем бросать в церковное общество радикальные идеи и лозунги, желательно для начала сесть за скамью церковного образования. Может, после этого "проклятые" христиане осознают себя давно прощеными.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.