УКР РУС  


 Головна > Українські новини > Редакційна колонка  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 76 відвідувачів

Теги
милосердя Приїзд Патріарха Кирила в Україну 1020-річчя Хрещення Русі Мазепа церква і суспільство Католицька Церква Голодомор забобони УГКЦ постать у Церкві Митрополит Володимир (Сабодан) іконопис Церква і влада Доброчинність Патріарх Алексій II Церква і медицина Церква і політика шляхи єднання Президент Віктор Ющенко Вселенський Патріархат розкол в Україні Ющенко Археологія та реставрація Києво-Печерська Лавра українська християнська культура секти УПЦ КП Предстоятелі Помісних Церков молодь педагогіка монастирі та храми України діаспора церква та політика комуністи та Церква автокефалія церковна журналістика краєзнавство вибори конфлікти Священний Синод УПЦ






Рейтинг@Mail.ru






Эти старые добрые фарисеи



Когда в Евангелии мы встречаем нелицеприятные слова Иисуса Христа, обращенные к фарисеям, нам часто кажется, будто эти слова обращены к кому-то, кто жил очень далеко и давно. Были такие фарисеи в Израиле во времена Иисуса - и что? Мы-то другие, мы православные. Но на самом деле ситуация иная.

Фарисеи во времена земной жизни Иисуса Христа были самой благочестивой «партией» в израильском обществе. Эти люди очень искренне старались исполнить Закон. До каждой мелочи. Если кого и надо было обличать из представителей религиозных течений того времени, так это саддукеев, не веривших во многие постулаты веры. Но Христос почему-то упорно обличает самых благочестивых. Да так обличает, что просто деваться некуда:

На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди...
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
(Мф, глава 23)

В то же самое время Иисус не осуждает тех, кого, казалось бы, осудить было справедливо. «Мытари» и «блудницы», в обществе которых так часто мы видим Учителя, в устах наших современников звучали бы как «бандиты» и «проститутки» - явные грешники, которых никто не заподозрит хотя бы в частичной праведности. Между тем именно к ним чаще всего идет Христос.

Оказывается, что к Богу грешник бывает ближе, чем самодовольный праведник, исполняющий все предписания, держащийся «предания старцев», строго блюдущий каноны и вычитывающий правило «от сих до сих». Но как принять это, если привычный уклад религиозной жизни как раз и наполнен правилами, уставами, канонами, обычаями и пр.?

В церковной жизни приходится встречаться с такими случаями, когда искренне ищущий Бога человек наконец-то приходит в храм и начинает более-менее регулярно исповедоваться, причащаться и старается влиться в ритм церковной жизни. И вот тут его встречаем мы, «воцерковленные» христиане, и всеми силами лепим из него фарисея. Молиться своими словами? Нет, вот тебе молитвослов, и мало ли что там Феофан Затворник писал. Причащаться каждое воскресенье? Не забудь поститься три дня перед причастием и каноны вычитать. И купи календарь, где все дни точно расписаны: когда разрешается пища с маслицем, когда сухоядение, когда рыба. Не понимаешь на славянском молитвы? Ничего, бесы понимают и трепещут. И так далее. В результате человек получает «религию» с набором правил, традиций и пр., но без самого главного - без живой веры.

Но Богу не нужны наши правила, посты, уставы и пр. Ему надо наше сердце. Что же, скажем словами апостола Павла, закон плох? Нет, но он должен знать «свое место». В какую меру правила помогают жить во Христе - они хороши и полезны. Но всю жизнь правилами не распишешь. Должно быть место и для свободы во Христе. И для любви, которая выше всех предписаний закона.

Священник Андрей Дудченко