УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 88 відвідувачів

Теги
іконопис Вселенський Патріархат комуністи та Церква Священний Синод УПЦ забобони УГКЦ Президент Віктор Ющенко молодь Митрополит Володимир (Сабодан) Предстоятелі Помісних Церков шляхи єднання милосердя 1020-річчя Хрещення Русі автокефалія церковна журналістика вибори Києво-Печерська Лавра Патріарх Алексій II УПЦ КП Мазепа Церква і медицина розкол в Україні краєзнавство монастирі та храми України Доброчинність Церква і політика Голодомор Археологія та реставрація постать у Церкві педагогіка Церква і влада церква і суспільство конфлікти діаспора Католицька Церква Ющенко секти церква та політика Приїзд Патріарха Кирила в Україну українська християнська культура






Рейтинг@Mail.ru






«Високий вал» (Чернигов): Весь мир – сад. Персидские сады бахаи



«Високий вал» (Чернигов), Валентина Кузнецова, 15.08.07

Визитная карточка еврейской Хайфы - персидские сады бахаи. Это странно только новичкам. Хайфа подобна новому Вавилону: иудеи, христиане, атеисты,  ахмедисты,  арабы- мусульмане, арабы-христиане, друзы... Для каждого четвертого жителя города родной язык - русский.

Сто лет назад Хайфа оказалась прибежищем мусульман-ахмедистов, провозглашающих мирное урегулирование религиозных и политических проблем, считающими евреев богоизбраным народом. Чуть раньше ахмедистов пришли в Хайфу бахаи, провозгласившие равноправие людей и мирное сосуществования религий.

Идеи ахмедистов и бахаи: терпимость и содружество представителей разных религий и народов, - пришлись по душе местному населению.

Сегодня в Хайфе мирно сосуществуют иудеи, мусульмане, христиане, атеисты. А вот общины бахаи нет. Такое условие выдвинул перед бахаи первый президент Израиля Бен-Гурион: Хайфа сохраняет за собой статус мирового центра бахаи, но община на территории страны не создается.

По обе стороны Хайфского залива расположены Хайфа и Акко - священные города бахаи. В сторону Акко обращают они ежедневные молитвы, - там погребен основатель религии Бахаулла. Его предтеча Баб лежит в мавзолее Хайфы. Вокруг могил разбиты роскошные сады.

Почему они избрали гору Кармель? Вслед за многими предшественниками, уверенными в святости этого места.

Еще во втором тысячелетии до нашей эры египтяне были уверены, что эти места особенные. во время всех военных кампаний в истории Сирии и Израиля гора считалась местом, которого надо избегать, и при развёртывании войск её всегда обходили либо с одной стороны, либо с другой. Пророк Илия (сер.9в.до н.э.) провозглашал тут преимущества иудаизма над язычеством. Над одной из пещер Илии построен в 15 веке монастырь кармелитов (орден, созданный крестоносцами). В 19 веке к Кармеле в ожидании пришествия Иисуса Христа пришли из Германии тамплиеры и построили у подножия горы свои поселения.

В 1891 году Бахаулла показал своему сыну место, где должны лежать останки Баба - основателя религии.

Бахаи - прежде всего экологи

Первый сад придумал Создатель. С тех пор, изгнанное из Эдема человечество, высаживает сады, в надежде приблизиться к утерянному идеалу.

Бахаи называют человечество "цветущим садом", прекрасным благодаря своему разнообразию. Каждая душа добавляет к красоте сада что-то свое, и каждый народ привносит свой уникальный аромат.

Бахаизм учит, что природа - свидетельство величия и благосклонности Бога, и человечество должно ценить природу как основу всего. Согласно бахаизму, не только растения и животные, но и минералы имеют душу.

Поклонники этой религии создали международный центр по охране природы в Нью-Йорке. С 1989 г. 6 радиостанций, принадлежащих бахаистам, ежесуточно транслируют передачи по охране природы. С 1990 г. бахаисты принимают активное участие в посадке деревьев.

Бахаи уверены, что природа должна уважаться и защищаться как божественное доверие, за которое люди ответственны.

Персидская жемчужина Израиля

По проекту иранца, ныне гражданина Канады, архитектора Фариборза Сахба созданы знаменитые террасы на Кармели. Стоимость проекта составила 250 млн. долларов. Ежегодные расходы - до четырех миллионов долларов. 18 террас шириной от шестидесяти до четырехсот метров поднимаются от подножия горы к ее вершине на высоту свыше километра. В центре -усыпальница Баба: однокупольное сооружение в византийском стиле.

Золоченый купол усыпальницы (архитектор Уильям Сазерленд Максвелл (1874 - 1951) является одной из архитектурных доминант современного города.

Нижние террасы подобны громадным ступеням, девять верхних расходятся от мавзолея концентрическими кругами. И кажется, что на горе Кармель цветет огромный сложной формы цветок, сверкающий по ночам тысячами огней.

Поднимаясь (или спускаясь по террасам), восхищаешься продуманностью и соразмерностью формы и цвета. Прохладный светлый камень (из Италии и Галилеи), голубая  вода бассейнов, свежая, будто промытая только что зелень деревьев, чугунные и бронзовые скульптурные изображения птиц создают удивительный покой и красоту. На террасах нет тени. Солнечный свет повсюду. При этом не ощущаешь зноя израильского лета.

Свежесть. Воздух в буквальном смысле напоен ароматом цветов. По обе стороны лестниц сбегают тоненькие ручейки. Мраморные ступени испещрены насечками, - чтобы не было скользко. Оказывается, эту заботу проявили мастера из Назарета, члены семьи которых с 1909 года участвуют в строительстве бахаи.

Строгая продуманность инженерных конструкций и экологическая грамотность проектировщиков позволяет расходовать на полив садов - 28 гектаров, - воды примерно столько, сколько тратят четыре среднестатических израильских семьи. Создан замкнутый цикл движения воды: от одной террасы на другую; используются химические добавки, уменьшающие испарения.

Туристам настойчиво повторяют: не пейте воду из фонтанов, она пригодна только для освежения воздуха. К каждому цветку подведен тоненький шланг, сколько капель воды отпустить, - рассчитывает компьютер.

Высаживаются растения, требующие минимального полива: пальмы, кипарисы, герани, сезонные цветы (петуньи, анютины глазки, др.). Капельно поливается и трава сорта «суперальтера», сохраняющая яркость и свежесть при мизерном поливе.

Если присмотреться, заметно, как сады, идущие вдоль террас, плавно переходят в естесственные сады горы Кармель и далее сливаются с посадками сосен и масличных деревьев. На удивление органично бахайский комплекс вписан в природный ландшафт.

Кстати, к началу ХХ века, когда бахаи избрали своей святыней гору Кармель («божественный виноградник»), тут остались только камни. Деревья пришлось высаживать заново. Сегодня за садами на горе Кармель ухаживают сто садовников. Примерно треть из них работают как волонтеры, то есть бесплатно.

Не менее интересны сады на окраине Акко. Только они расположены по горизонтали. Очень много герани. А в помещении, где погребен Бахаулла удивила традесканция, увивающая стены и устилающая пол погребального помещения.

Идеалисты и космополиты

Учение бахаи имеет точный день рождения: 24 мая 1844 года, когда 25-летний уроженец Шираза (Иран) Сеид Али-Мухаммад (1819-1850), купец, потомок пророка Мухаммада объявил себя посланником Божьим. В историю Али-Мухаммад вошел под именем Баб (арабск. «Врата»). Он верил, что станет вратами («баб»), через которые ожидаемый мусульманский мессия, двенадцатый имам передаст свою волю народу.

Его считают посланником Бога и предтечей основателя бахаизма Бахауллы. То есть его роль примерно такова как у христианского Иоанна Предтечи.

Баб призывал к духовному и моральному обновлению персидского общества. Провозгласил равенство мужчин и женщин, отстаивал необходимость всеобщего образования.

Но главное - секта бабидов возглавила антиправительственные выступления персов. За что и подверглась преследованиям. Погибли тысячи «баби» - сторонники Баба, а сам вождь публично казнен.

Уцелевшие бабиды бежали в Ирак. Вождем стал иранский аристократ Мирза Хусейн Али (1817-1892) по прозвищу Баха-Улла ("Слава божия"). В 1866 г. он открыто выступил в качестве пророка. Разделить судьбу учителя помешала приближенность к шахскому двору.

Убежище новому пророку предложило царское правительство России. Но Бахаулле пришлось стать узником тегеранской тюрьмы. А в Туркестане, начиная с 1882 года, разрешили селиться бежавшим из Ирана бахаи. С 1908 года в Ашхабаде работал первый молитвенный дом бахаи (разрушен землетрясением 1948г., община запрещена в 1938-м).

Сам Бахаулла последние 24 года жизни провел в изгнании в Акко - традиционное место ссылок Отоманской империи. Напротив - через залив - усыпальница Баба, на склоне горы Кармель. Именно этот мавзолей и стал центром современных бахайских садов Хайфы.

По предсказанию Баба Бахаулла должен был  исполнить пророчества иудаизма, христианства, ислама и других основных религий мира, положив начало эпохе мира и справедливости среди всех народов.

Его сын в начале ХХ века успешно вербовал сторонников в Европе, США, Северной Америке. Сегодня бахаисты организуют общины на территории всех континентов.

У бахаи нет духовенства. Общины возглавляет Всемирный Дом Справедливости, избираемый в количестве 9 человек на съезде в г. Хайфе председателями национальных бахаистских общин. Съезд проходит раз в пять лет, первый состоялся в 1963 году. Дом справедливости располагается в резиденции на склоне горы Кармель.

За 160 лет бахаи прошли путь от идеологии компрадорской буржуазии до крупного самостоятельного религиозного учения. Многие идеи, заложенные основателями религии, весьма актуальны в современном мире, что позволяет бахаи активно участвовать в общественных организациях современного мира.

С 1970 года они имеют совещательные права при Экономическом и Социальном Совете ООН, представителей при штаб-квартирах ООН в Нью-Йорке и Женеве, а также при Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП), базирующейся в Найроби.

В 1989 г. МСБ (международное сообщество бахаи) установило рабочие отношения с Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). В 1985 учредило отдел общественной информации, в 1989 - отдел по охране окружающей среды, а в 1999 - отдел по вопросам продвижения женщин.

Международное Сообщество Бахаи поддерживает цели Декларации ООН и вовлечено в решение широкого круга вопросов деятельности Организации Объединенных Наций, включая продвижение женщин, социально-экономическое развитие, охрану окружающей среды, права человека, моральное образование, защиту мира.

В 1987 году Генеральный Секретарь ООН, "признавая значительный вклад в программу и цели Международного года мира, провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН", возложил на Международное Сообщество Бахаи звание "Посол Мира". С 1989 г. 6 радиостанций, принадлежащих бахаи, ежесуточно транслируют передачи по охране природы.

О бахаи Украины мне рассказала Секретарь Национального Духовного Собрания Бахаи Украины Татьяна Кузина.

«Украинская община бахаи зарегистрирована в Госкомитете Украины по делам религий с 27 июля 1999 г. и в ее состав входит 17 Местных Духовных Собраний (т.е. в 17 городах и поселках созданы общины, число верующих в которых больше 9 человек).

Верующие Украины проживают в 67 городах и населенных пунктах. Молодежи в общине около 20 %. Среди верующих 60 % женщин. Портрет украинского бахаи очень пестрый и разнородный.

Возраст - от новорожденных до стариков 75 лет и старше.

Образование - от школьников и студентов до аспирантов и кандидатов технических, филологических, медицинских и др. наук.

Политиков среди бахаи нет, поскольку членам общины запрещено заниматься политической деятельностью.

Быть религиозным для бахаи означает - верить в Бога, молиться, медитировать и выполнять Его Заповеди, стремиться быть образованным и высококвалифицированным профессионалом своего дела, иметь крепкую семью, воспитывать детей в духе бахаи и претворять принцип любви к каждому творению Бога в практических делах.

Мы сотрудничаем со всеми общинами бахаи мира, ведя переписку, обмениваясь новостями, литературой и другой информацией. Отношение украинских властей к нашей общине и Собранию - внимательное, уважительное и дружественное».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.