УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 149 відвідувачів

Теги
автокефалія УГКЦ комуністи та Церква монастирі та храми України Предстоятелі Помісних Церков педагогіка Патріарх Алексій II УПЦ КП Президент Віктор Ющенко Католицька Церква іконопис молодь 1020-річчя Хрещення Русі шляхи єднання українська християнська культура діаспора забобони Мазепа краєзнавство Києво-Печерська Лавра Голодомор вибори Приїзд Патріарха Кирила в Україну церковна журналістика Священний Синод УПЦ Церква і влада постать у Церкві Митрополит Володимир (Сабодан) милосердя розкол в Україні конфлікти Археологія та реставрація церква та політика Вселенський Патріархат Доброчинність Ющенко секти Церква і медицина церква і суспільство Церква і політика






Рейтинг@Mail.ru






«Зеркало недели» (Украина): Гиганты на глиняных «ногах»



«Зеркало недели» (Украина), Алина Бажал, 11 — 17 августа 2007

Прикрывшись от палящего солнца панамками, банданами и «арафатками», девушки-студентки ловко орудуют щеточками, высвобождая из земли и песка груды спекшейся глины. Тысячелетия назад на этом месте стояли жилища, но земли в округе стали неплодородными, и местные жители, уходя на новое место не колеблясь, сожгли свои дома. Эти люди досконально изучили возможности глины: расположив свое огромное поселение вокруг глиняного котлована, они возводили строения-мазанки по принципу, напоминающему современные железобетонные конструкции, создавали керамику с причудливым орнаментом, грациозные статуэтки и модельки домов, восхищающие сегодня всех ценителей старины...

Одно из крупнейших трипольских поселений-гигантов между селами Тальянки и Легедзино привлекает к себе пристальное внимание исследователей и, по-видимому, еще не раскрыло миру всех своих тайн.

Этим летом раскопки свели вместе студентов Киевского национального университета имени Т.Г.Шевченко, Киево-Могилянской академии, Уманского педагогического университета. Для них это - и практика, и приключение, и увлекательное исследование. Их старшие коллеги при помощи геомагнитной съемки обнаруживают на территории следы жилых комплексов, производственных участков - а потом в ход идут лопаты и кисточки...

...Пока девушки исследуют остатки двух жилищ, парни трудятся неподалеку, за рекой - здесь обнаружен интересный курган. Задолго до того, как пришли ученые, здесь уже успел побывать какой-то воришка - об этом свидетельствует грабительский подкоп. Очевидно, он решил вытащить покойника наружу и уже там «раздеть», да кое-что потерял по дороге - и теперь в распоряжении исследователей оказалась верхняя часть правой ноги мужчины.

В кургане «слоями» лежат захоронения разных периодов, и архео­логи шаг за шагом продвигаются к центру, где расположено самое первое захоронение. Кто знает, не окажутся ли в нем останки трипольцев, которые до сих пор не удавалось найти никому? Существует предположение, что в раннем и среднем Триполье покойников попросту сжигали, а пепел развеивали по ветру или пускали по воде. В позднем периоде уже встречаются захоронения различных типов - как курганные, очевидно, позаимствованные от соседей-кочевников, так и грунтовые. Среди костей, обнаруженных в них, находят наконеч­ники стрел, что говорит о том, что времена настали отнюдь не мирные.

Скелеты, обнаруженные в позднетрипольских захоронениях, относятся к разным антропологическим типам - средиземноморскому и протоевропеоидному. По-видимому, население было смешанным и объединяло разные роды и племена единым способом ведения хозяйства и культурой.

Кем же были эти люди, оставившие уникальный след на землях от Трансильвании на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Волыни на севере до черноморского побережья на юге? Ученые до сих пор не могут прийти к единому выводу. Это были праиндоиранцы, - говорят одни. Нет, хетто-хурриты, или даже семито-хамиты, - утверждают другие. Археолог Михаил Видейко указывает на схожесть с трипольцами современных басков, а ученый секретарь Института археологии Алек­сей Корвин-Пиотровский считает, что потомков этой древней культуры следует искать среди чеченцев... Однако внести ясность в этот вопрос могут только новые антропо­логические находки. Обнаружить их - мечта каждого археолога. Впрочем, открыл маленький секрет Алексей Генрихович, «подозри­тельное» захоронение недавно обнаружено в Румынии. Как и то, над которым сейчас трудятся украинские студенты, оно расположено через реку от трипольского поселения. Возможно, таким образом древние зем­ледельцы хотели помешать покойникам вернуться в мир живых.

* * *

Существует более двадцати трипольских поселений-гигантов, причем 11 из них расположены на Черкасщине - в Тальновском, Уманском, Звенигородском районах. Все они объединены в национальный заповедник площадью около 240 га. «Трипольский маршрут» мог бы стать местом паломничества многочисленных туристов, внутренних и внешних, ученых из разных стран и всех, кто интересуется древней историей. Однако на сегодняшний день у заповедника немало проблем. Во-первых, за десять лет до его создания большинство земель были распаеваны, и теперь находятся в частной собственности. Если какой-нибудь фермер захочет срыть курган на своем участке, никто не сможет ему помешать. Вторая глобальная проблема - финансирование раскопок. Сколько бы ни били себя в грудь государ­ственные мужи, источая восторги по поводу нашей истории и культуры, деньги Институту археологии выделяют сугубо на зар­платы сотрудникам (хотя в советские времена средства на полевые исследования находились). Поэтому трипольские памятники копают за деньги швейцарцев (совместная программа с Базельским институтом с 2001 года), англичан (исследования спонсирует британский инвестиционный фонд QES Investment LTD, ежегодно выделяя на раскопки 25 тыс. долл.) и американцев. Украинские бизнесмены, к которым обращались археологи, предложили помочь... пятью ящиками пива.

 

Центром заповедника должен стать Музей трипольской культуры. Сейчас под здание музея перестраивают бывший фельдшерско-акушерский пункт. На втором этаже разместится основная экспозиция (уже сейчас в распоряжении музея - более 2500 экспонатов), на первом - фонды, реставрационные мастерские, административные помещения. В подвале мечтают устроить видеозал, кафе и центр современного искусства, вдохновленного Трипольем. Этажи свяжет стеклянная башня. Во дворе музея возводятся экспериментальные модели трипольских жилищ - как одноэтажные, так и двухэтажные. Кроме того, здесь будет расположена гончарная мастерская и магазин сувениров...

Сдача этого грандиозного проекта планировалась на август 2007 года. Однако строительство замерло.

- Проблема в том, что у музея нет статуса национального. Его финансирует область, а у местной администрации каждая копейка на счету, хотя нас и поддерживают, - поделился директор музея Владислав Чаба­нюк. - Прав­да, по программе «Зо­лотая подкова Черкасщины» нам должны были выделить 2 млн. 600 тыс. грн. Но вот что меня тре­вожит: на инфор­мационном щите, где указаны сроки сдачи объек­та, кто-то недавно исправил циф­-ру «17 месяцев» на «27»...

* * *

Официаль­ная позиция ученых из Института археологии остается неизменной: любые попытки назвать трипольский феномен цивилизацией надуманны, а поселения-гиганты, оставленные представителями этой культуры, не были протогородами.

Город - это административный, экономический, религиозный, культурный центр. Признаками города ученые называют численность населения более 5 тыс. человек, наличие монументальной архитектуры и письменности.

Народу в трипольских поселениях действительно проживало немало - от шести до 25 тысяч человек. Однако, утверждает Алексей Корвин-Пиотровский, коэффициент плотности застройки поселений-гигантов вдвое увеличивается по сравнению с небольшими поселениями. То есть на каждого жителя многотысячного гиганта приходится столько же площади, сколько на обычного сельского жителя.

Жилые дома строились довольно однотипные, в каждом проживала одна семья - в среднем человек пять. Ведутся дискуссии по поводу того, были жилища трипольцев одноэтажными или двухэтажными. Но даже наличие вторых этажей не позволяет говорить о монументальности строительства.

Культовые постройки, обнаруженные археологами, по характеру строительства и составу бытовых предметов практически не отличаются от обычных жилых зданий. Большие храмы, которые могли бы собирать для церемоний целые толпы народа, в поселениях-гигантах не встречаются.

Вокруг гигантов не образовывались малые поселения, которые должны были бы обеспечивать город сельскохозяйственной продукцией. До сих пор не обнаружены ремесленные кварталы, производственные комплексы - только отдельные мастерские.

Оборонительные сооружения - валы, укрепления - появляются лишь в позднем Триполье (IV-III тыс. до н.э.) - периоде, характеризующемся военно-политической нестабильностью. В это время активизируются степные кочевники, да и между трипольскими племенами не все складывается гладко - особенно на фоне сельскохозяйственного кризиса, к которому привели воцарение засушливого климата и экстенсивная обработка земель. До тех же пор, вероятно, потребности в обороне городов не возникало.

В научной литературе ведутся дискуссии по поводу наличия или отсутствия у трипольцев письменности. Как утверждает Алексей Коровин-Пиотровский, знаки на трипольской посуде основой письменности не являются - они, скорее, составляют основу магическо-пиктографической знаковой системы, присущей человечеству в целом на всех этапах его развития. Однако некоторые ученые придерживаются противоположной точки зрения. Как бы то ни было, этот вопрос требует более тщательного изучения.

* * *

В свете последних научно-популярных публикаций о Триполье кому-то может показаться, что «злые белые археологи» намеренно умаляют историческое значение трипольской культуры в жизни нашей страны. Но, мне кажется, они просто пытаются вернуть нас с небес на землю и хоть на йоту снизить ажиотаж вокруг этого явления, который поднялся неспроста: ведь трипольские древности сегодня стали предметом торговли.

- В советские времена у Триполья был один-единственный враг - глубокая вспашка, - говорил Алексей Корвин-Пиотровский. - А теперь богатые коллекционеры сформировали рынок, соответственно, возникло и предложение. Жители сел, расположенных на мес­те трипольских поселений, и раньше находили на пашне черепки, маленькие горшочки, глиняные фигурки, но несли их в школьный музей, а теперь - на базар. И продают... реальную цену называть вам не буду, ведь это противоречит международному кодексу археологов. И не хочу вводить кого-то в искушение... В то же время хочу отметить, что трипольская культура не была абсолютно уникальным яв­лением в истории. На тогдашнем этапе развития по всему миру сформировался так называемый «пояс рас­писных культур». Так, например, керамика культуры Ян Шао, распространенной на территории Китая, очень напоминает трипольскую... Профан сказал бы: «видите, праукраинцы и туда добрались!»

Автор благодарит агентство Raffinade Communications за организацию поездки в Тальянки и Легедзино в рамках акции «История Украины. Новые факты».

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.