УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 103 відвідувачів

Теги
постать у Церкві церква і суспільство секти церква та політика 1020-річчя Хрещення Русі Вселенський Патріархат УГКЦ Приїзд Патріарха Кирила в Україну милосердя Предстоятелі Помісних Церков церковна журналістика Голодомор Церква і влада Церква і політика конфлікти забобони краєзнавство вибори Мазепа Києво-Печерська Лавра педагогіка іконопис українська християнська культура Митрополит Володимир (Сабодан) шляхи єднання Президент Віктор Ющенко комуністи та Церква автокефалія Археологія та реставрація молодь Патріарх Алексій II розкол в Україні Католицька Церква монастирі та храми України УПЦ КП діаспора Священний Синод УПЦ Доброчинність Церква і медицина Ющенко






Рейтинг@Mail.ru






«Русичи» (Севастополь): Духовное ожирение , или Человек есть то, что он ест



«Русичи» (Севастополь), 24 июля - 13 августа 2007

Все люди желают себе добра, но чтобы человеку понять, что единственное неложное добро в его жизни (и смерти) есть Бог, ему нужно опытно это познать, прочувствовать. Как? Через общение с Ним, то есть через молитву. Но мы молимся, только когда случилось какое-то несчастье.

Наша душа, наполненная внешними впечатлениями, погруженная в заботы, похожа на мешок, доверху полный землею; она не может откликаться на слова молитв, а молитвенные слова прививаться к ней. Душа, обремененная земным, не чувствует вкуса молитвы, поэтому Бог становится для нее чем-то далеким, какой-то будущей перспективой, и вместо стремления к единению с Богом у нее мысль: поживу по своей воле, испытаю все на земле, а затем покаюсь, и Бог простит меня. Здесь Бог становится чуждой для души силой. Человек хочет, чтобы Бог простил его, как прощает судья преступника, и поместил в хорошее место; а о том, что спасение - это прежде всего внутреннее состояние души, человек не думает. Здесь образуется какой-то порочный круг. Человек не может молиться, и поэтому не любит Бога. Человек не любит Бога, и поэтому стремится к земным развлечениям. Человек наполнил свою душу внешними впечатлениями и страстными образами, и поэтому не может молиться. Что же ему делать? То, что делает врач по отношению к больному, отравленному ядом: сначала дает ему рвотное, чтобы вывести яд наружу, а затем уже назначает другие лекарства.

Но разберемся, что такое новизна впечатлений, которыми так стараются наполнить свою жизнь люди? Почему повторяющаяся информация перестает удовлетворять человека, и он ищет нового? Потому что новизна ощущений вызывает чувство интереса, который помогает концентрировать внимание на данном предмете или событии. Это взаимодействие человека с объектом познания включает в себя эмоциональные переживания, которые доставляют чувство определенного удовлетворения; но при повторении одних и тех же впечатлений творческое восприятие ослабевает, оно как бы сделало свое дело, - и тогда остаются только механическое запоминание, накапливание информации. Конечно, мы чужды примитивного биологизма, но все-таки можно провести определенную параллель, хотя бы как сравнение между процессами человеческого тела и души. Как постоянное переедание не дает возможности правильно обрабатывать и усваивать пищу, и она откладывается как балласт жира, так и человек, постоянно "переедая" душевную пищу-информацию, теряет нормальную способность к ее "перевариванию", и для творческой памяти такое неусвоенное слово превращается в шлак. На сегодняшний день для потребления информации не установлено никаких ограничений (скорее, наоборот), не учитываются никакие нормы, хотя силы и способности души далеко не безграничны. Обилие информации, как и обилие пищи, делает душу ленивой, бессильной, изматывает ее эмоционально.

В Англии в прошлом веке демонстрировал свою память на сцене человек, обладающий удивительным даром - помнить огромную информацию. Он выучил наизусть Британскую Энциклопедию и мог читать все ее статьи, как бы мысленно переворачивать лист за листом. И в то же в ремя у этого человека наблюдалось притупление умственных способностей: он терялся, когда ему надо было оценить непосредственные ситуации или войти в общение с незнакомым человеком, тогда он путался и не м ог продолжать простую беседу.

У нас часто человека, нахватавшегося внешних знаний и не переработавшего их, называют ученым и умным. А на самом деле он не научился ничему и вовсе не поумнел. Еще более ошибаются те, кто, проводя часами время у телевизора, говорит: "Мы должны знать, что происходит в мире, а то превратимся в невежд и дикарей". Но на самом деле эти "телеманы" ничего путного не узнают, они живут в театре, ставшем их домом; они теряют способность критически воспринимать полученную информацию и вообще творчески мыслить; в эмоциональном плане у них теряются чувства любви и сострадания. Они, как глухой, перестают слышать тихие звуки флей ты, а только "пробуждаются" при громком стуке барабана, а именно - картин концентрированных страстей, разврата и убийств. И они говорят: "Мы должны смотреть телевизор, чтобы быть культурными людьми".

У древних отцов обращение к Богу изображено как путь: сначала от всего внешнего к себе, а затем от себя к Богу. Для возвращения к себе, к своему сердцу, осознания себя как личности, осмысления своей внутренней жизни нужно как бы остановиться. Без этого невозможен второй этап духовного пути - обращение к Богу через молитву. Чтобы наполнить сосуд драгоценным миром, сначала надо вылить все, что находится в нем. Чтобы Господь занял место в душе, ее надо очистить от всякого хлама.

Мы здесь говорим о строгом контроле над получаемой информацией не как об одобрении невежества, а как об иерархии ценностей. Выше всего должны стоять потребности духа, затем души и только потом плоти. У нас обычно эта пирамида перевернута. Еще в Ветхом Завете Богом было запрещено есть мертвечину, а слово является пищей для души, и если оно растлевает и убивает душу, значит, оно мертвое, его надо отвергать. А живое слово - это Евангелие, оно оживляет душу, причем в жизнь вечную. В то время как мертвое - вечную смерть.

У людей, пресыщенных жизнью, взгляд тусклый и уставший; они, как будто испытав все, не нашли ниче го. Напротив, у тех, кто ведет духовную жизнь, остается что-то детское и непосредственное; об этом говорят те, кто соприкасался с ними. Детское - это умение удивляться миру, воспринимать привычное, окружающее нас как новое.

Жизнь современных людей, несмотря на бешеный ее темп, духовно становится все более скудной, пустой и поверхностной. Они наполнили свою душу образами земного, и этим окрасили свою жизнь в серый цвет. Голова все более напоминает мусорный ящик. А ведь все, что туда попадает, имеет свойство отпечатываться в душе порой очень прочно и надолго, мешая человеку сосредоточиться, молиться, познавать себя и Бога, здраво и чисто мыслить, верно различать добро и зло (разве только в ярких выражениях, отчего жизненные решения несовершенны и даже губительны), радоваться жизни, наконец, тому, что мы дети такого Отца и простосердечно Ему помолиться. Не зря царица Александра Федоровна в воспитании детей уделяла особое место наполнению их чистых, незапятнанных душ любовью к Богу, молитве и всем высоким, чистым, прекрасным, благородным. И это нужно не только в детстве, это нужно на протяжении всей жизни, потому что чистоту души для познания Бога и соединения с Ним нужно беречь всегда - ничто нечистое не войдет в Царство Божье.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.