УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 78 відвідувачів

Теги
автокефалія конфлікти педагогіка Католицька Церква Вселенський Патріархат Предстоятелі Помісних Церков краєзнавство Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України церковна журналістика українська християнська культура Києво-Печерська Лавра комуністи та Церква молодь іконопис Приїзд Патріарха Кирила в Україну Митрополит Володимир (Сабодан) Доброчинність Церква і політика церква та політика Священний Синод УПЦ шляхи єднання церква і суспільство Церква і медицина милосердя Мазепа Голодомор Патріарх Алексій II Ющенко забобони УГКЦ секти вибори діаспора Церква і влада УПЦ КП постать у Церкві Археологія та реставрація розкол в Україні 1020-річчя Хрещення Русі






Рейтинг@Mail.ru






«Vlasti.net» (Украина): Украинская геополитика. Соприкосновение с исламом



«Vlasti.net» (Украина), 27-08-2007

Исламский полюс влияния пока находится в стадии формирования и адаптации под нынешние технологические и информационные процессы

В ХХI веке одним из самостоятельных геополитических игроков выступает исламский мир. С увеличением мусульманских общин в странах Европейского Союза и США, а также модернизацией исламских государств Ближнего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии, Северной Африки можно говорить о том, что влияние ислама на мировые политические процессы будет только возрастать. В каком же формате Украине строить свои отношения с новым глобальным игроком?
     
Для начала отметим, что доступ к ядерным технологиям, высокоточным вооружениям, значительные экономические успехи, обладание большей частью мировых запасов углеводородов и высокие показатели демографического роста, наряду с монолитной религиозной основой выводят мусульманские страны в разряд влиятельных мировых игроков. Мусульманские государства, как один из глобальных центров силы, уже сейчас имеют возможность непосредственно принимать участие в формировании новой геополитической картины мира.

Как бы то ни было, исламский полюс влияния пока находится в стадии формирования и адаптации под нынешние технологические и информационные процессы, следовательно, он сильно подвержен влиянию со стороны других глобальных игроков. Не должна стоять в стороне от процесса взаимодействия с исламскими странами и Украина.

Среди мусульманских государств одним из наиболее модернизированных можно считать Иран, который целенаправленно движется в направлении развития ядерных технологий, несмотря на блокирующие усилия международного сообщества.

Пакистан – мусульманское государство, которое первым в исламском мире создало свою атомную бомбу, является полноценным членом мирового ядерного клуба и одним из наиболее весомых азиатских игроков. Индонезия и Малайзия, входящие в группу «азиатских тигров» уже давно удивили мир своими темпами экономического роста, привлечением иностранных инвестиций и динамикой своего развития. Частичное заимствование опыта экономического роста этих стран было бы нелишне для Украины, равно как исследование рисков и причин дефолтов растущих экономик исламских стран Азии.

Зоной особых интересов Украины являются постсоветские государства Центральной Азии, которые сейчас проходят этап внутри- и внешнеполитического становления и обладают значительными энергоресурсными запасами, что автоматически приводит к их попаданию в сферу влияния главных геополитических игроков. Укрепление двусторонних отношений с этими странами должно стать одним из приоритетных направлений отечественной внешней политики, которая пока не особо стремится к активным действиям в центральноазиатском регионе.

В нынешнее время одной из центральных арен борьбы за мировое доминирование продолжает оставаться Ближний Восток, центр исламского мира, который до сих пор не может выйти из состояния нестабильности. Даже после окончания эпохи колониализма среди арабских ближневосточных стран отсутствует единство во внешнеполитических позициях, что позволяет странам Запада, особенно США, активно вмешиваться в политические процессы на Ближнем Востоке и вносить свои коррективы в их развитие. Не смотря на участие Украины в антитеррористической коалиции США и союзников, наше государство до сих пор не получило здесь каких-либо серьезных дивидендов. Не оправдались ожидания относительно получения доступа к иракской нефти. В этой связи с принятием правительством Ирака нового закона в сфере допуска иностранных компаний к разработке нефтяных месторождений страны, Украине следует активно поработать в этом направлении. В случае успеха, появится шанс транспортировки иракского «черного золота» через Турцию и Черное море в Одессу.

Среди исламских стран обратить особое внимание следует на североафриканские, которые до последнего момента практически полностью выпадали из поля зрения внешней политики Украины.

Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, и Египет уже давно являются ареной реализации геополитических и экономических интересов наиболее влиятельных мировых центров – в первую очередь США, Российской Федерации и ЕС, хотя в регион все более активно пытаются войти Китай, Индия и другие азиатские игроки.

Учитывая наличие значительных запасов энергоресурсов у мусульманских стран Северной Африки, а также возможность реализации масштабных трансазиатских транспортных проектов, Украина имеет все шансы стать одним из связующих звеньев в экономических связях Центральной Европы со странами ближневосточного и североафриканского регионов и создать благоприятные условия для решения проблемы диверсификации импорта энергоносителей.

Кроме того, страны Магриба для Украины – это рынки продукции металлургической, машиностроительной, военно-промышленной и химической отраслей, и долгосрочное присутствие в этом регионе могло бы дать серьезные экономические дивиденды в перспективе.

Среди факторов, которые сдерживают расширение экономического присутствия Украины в мусульманских странах упомянутого региона, в первую очередь, отметим отсутствие четкой стратегии, как политического, так и торгово-экономического сотрудничества, слабую договорно-правовую базу двухсторонних отношений. Слабость своей внешней политики наряду с активными и порой агрессивными действиями конкурентов пока не позволяют Украине серьезно закрепить свои интересы в регионе. В этом контексте сказывается и отсутствие у украинских субъектов внешнеэкономической деятельности необходимого опыта работы в специфических условиях региона, культурные и религиозные условия которого требуют обязательного принятия их во внимание при ведении переговоров и налаживании двустороннего сотрудничества.

Страны мусульманского мира ввиду своих ресурсных запасов, а также возможности освоения Украиной новых рынков и форматов сотрудничества, безусловно, представляют интерес для нашего государства. Не стоит полностью акцентироваться на одном или нескольких внешнеполитических направлениях, даже если это Европа, США и Россия. Мусульманский восток также весьма интересен и перспективен для Украины, тем более, что часть украинских граждан принадлежит к этому культурному и религиозному полю, что обуславливает необходимость поиска точек соприкосновения с исламским миром.

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.