УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 84 відвідувачів

Теги
іконопис українська християнська культура забобони конфлікти Голодомор Археологія та реставрація монастирі та храми України Президент Віктор Ющенко постать у Церкві церква і суспільство Мазепа церква та політика Священний Синод УПЦ Ющенко вибори шляхи єднання краєзнавство Вселенський Патріархат педагогіка секти церковна журналістика Патріарх Алексій II УПЦ КП Католицька Церква комуністи та Церква Доброчинність 1020-річчя Хрещення Русі діаспора милосердя розкол в Україні Митрополит Володимир (Сабодан) молодь Церква і медицина Предстоятелі Помісних Церков автокефалія Церква і влада Приїзд Патріарха Кирила в Україну Києво-Печерська Лавра Церква і політика УГКЦ






Рейтинг@Mail.ru






«Притвор» (Киев): Осудил бы апостол Павел Гарри Поттера?



«Притвор» (Киев), Дмитрий Папета, 28.08.2007

Совсем недавно вышла седьмая книга о юном волшебнике и любимце огромного количества детей мира Гарри Поттере. Утихли страсти по поводу кончины главных героев, проигравшие рыдают над потерянными деньгами, а букмекерские конторы подсчитывают барыши. Для большинства людей выход новой книги и нового фильма являются всего лишь ярким событием. Поводом лишний раз сходить в кино, или порыться в Интернете в поиске «незаконного» народного перевода. И только для христиан, в особенности православных, это не просто выход последней части эпопеи, но некое культурно-воинственное событие, требующее самой жесткой критики.

Приведу небольшой пример: «Гарри Поттер - провозвестник антихриста, он готовит почву для того, кто придет подменить собой Христа»! И дальше: «Мы, служители православия, приложим все силы для того, чтобы не допустить в трепетные сердца смиренных чад богомерзкое заграничное изобретение. Но вопрос я бы поставил шире - кому понадобилось оглуплять страну? Не мешало бы об этом задуматься нашим политикам...» http://www.pochaev.org.ua/?p=listok/listok30

Довольно необычная реакция на постороннее для Церкви событие вызывает некое недоумение. Конечно же, с одной стороны, пастырь должен следить за всеми событиями в жизни своей паствы и назидательным образом реагировать на любое «реакционное» действие. Но странно, чтобы такое незначительное событие заслуживало такого острого к себе внимания. Почему-то многие православные люди считают, что всё, где нет слов «церковь», «святые», «Русь» и т.д., не заслуживает одобрительной или просто нейтральной оценки. Пытаясь создать некий стереотип «православности» и «неправославности», они разделяют весь мир на два полюса, создавая некое противостояние правильного и неправильного, православного и неправославного, при этом, мягко говоря, вообще слабо представляя себе, что есть критерий данного определения, которое, как известно, принадлежит только Богу и соборной Церкви - как телу Христову. Людям хочется нарисовать примерные рамки хорошего и плохого, того, что правильно и неправильно, разграничив мир на чёрное и белое, но при этом забыв главный принцип мироздания, говорящий, что нет чёрного, есть отсутствие белого.

Зло - не что-то цельное, отдельное, личное, зло - это лишь недостаток добра, вызванный сознательным отвержением блага. Материя не несет в себе зла, потому что всё, созданное Богом, благо и прекрасно. И когда мы говорим о зле, то, прежде всего, говорим о злой воле, которая по собственному желанию отвергла Бога и выбрала сторону противления. Но нельзя, смотря на мир, ставить на всём однозначное клеймо: «вот это - зло», «это - добро», потому что, сегодняшнее завтра может послужить благу. Хорошо бы рассматривать каждый отдельный случай в определенном контексте времени и места.

Касательно Гарри Поттера - то это сказка, рассказ о мальчике, борющимся со злом как внутри себя, так и с его носителями в этом мире. Судить, хорошая это сказка или плохая, должен читатель. А мы знаем, что многие дети именно благодаря этому персонажу снова взяли в руки книгу как таковую. Колдовство же, которое используется в поттериане, можно приравнять чуду и магии, которые есть в любой сказке. Если же мы всё-таки хотим оградить детей от данного произведения, то нужно выдвинуть альтернативу, способную вытеснить из детского знания образ мальчика-волшебника, заменив его другим, более светлым образом. Вряд ли им окажется какой-нибудь персонаж из "Рассказа про Божью коровку" монаха Лазаря.

Если быть честным, детская православная литература в большинстве случаев - это интересное чтение для женщин после сорока лет и позже. Нужно учесть, что дети наши растут не в колониях закрытого типа, а в реальном мире, где есть их неверующие сверстники, которые рано или поздно просветят их о Гарри Поттере, а то и чем похлеще. Важно не запрещать смотреть фильм или читать ту или иную книгу, закрывая ребенка в «идеальной» резервации. Важно объяснить детям те принципы жизни, на которые должен опираться христианин. И тогда ребенок сам сможет, с помощью родителей, ставить оценку героям книжных бестселлеров. Ведь в любом произведении, какие бы резкие оценки оно не вызывало, есть место добру и благу. Нужно научиться их видеть. Это не значит, что следует читать и смотреть всё подряд. Просто, если перед нами находится продукт масскультуры, от которой мы не в силах ни защититься сами, ни защитить своих детей, то должны, или даже обязаны, научиться отделять истинное от ложного. Возогревать в себе дух разумного рассуждения, который помог апостолам, проповедовавших в языческом мире, не разрушить старое, а вопреки этому - использовать его опыт для создания нового, более возвышенного, направляя, таким образом, мирскую мудрость в правильное благодатное русло.

Вместо осуждения и запрещения нужно научиться принимать и преображать, следуя апостольскому принципу: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает" (1Кор.10:23)

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.