УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 100 відвідувачів

Теги
Приїзд Патріарха Кирила в Україну милосердя Церква і медицина шляхи єднання Вселенський Патріархат комуністи та Церква церковна журналістика УПЦ КП забобони конфлікти Предстоятелі Помісних Церков молодь Церква і влада Церква і політика Католицька Церква Києво-Печерська Лавра розкол в Україні Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України Священний Синод УПЦ Доброчинність вибори Мазепа секти церква та політика Археологія та реставрація Патріарх Алексій II іконопис краєзнавство українська християнська культура педагогіка автокефалія Голодомор Ющенко Митрополит Володимир (Сабодан) 1020-річчя Хрещення Русі церква і суспільство УГКЦ діаспора постать у Церкві






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-украински» (Украина): ”Уголок Переяслава достоин трех Нью-Йорков”



«Газета по-украински» (Украина), Виталий Жежера, Анатолий Шпиталь, 04.05.2007

В этом году город празднует свое 1100-летие

Легенда об этом есть в "Повести временних лет". В 932 году, в войне князя Владимира с печенегами, дело решил поединок самых сильных воинов. Киевский отрок взял печенега и бросил его о землю - " перея славу". Так и назвали город. Но впервые топоним "Переяслав" записан в 907 году в соглашении с Византией. А люди тут жили еще за 500 лет до этого.

Степное княжество прикрывало Киев от кочевников с востока. Это неуютно, но переяславцы ценили суверенность больше чем уют. Они и князей себе брали не из Киева, а дальних, суздальських -, чтобы эту землю тяжелее было присоединить к какой-либо другой.

Переяслав в мире не один. У князя Святослава был свой Переяслав на Дунае. А турки, взяв Царгород, назвали его Истамбулом, что тоже означает Переяслав.

Перенимание славы - вещь пограничная, военная, когда что-то у кого-то отнимают силой. Здесь, на реке Альте, князь Святополк убил брата Бориса. Тот молился, убийцы подошли близко и проткнули его сквозь палатку. Следовательно, здесь грешники и праведники сходились на расстояние протянутой руки.

Недавно доктор филологии Николай Сулима издал уникальную книжку "Гріхи розмаїтії (Єпитимійні справи ХVІІ-ХVІІІ ст.))". Епитимия - церковное наказание за грехи (церковь рассматривала дела о разводе, изнасиловании, о браках между близкими родственниками и т. д.). Сулима искал такие дела в фондах Переяславско-Бориспольской консистории.

Там немало трагикомического. Вот Ефросиния Овчаренко хочет расстаться с "бессильным" мужчиной. Не разрешили - потому что "Овчаренко и жена его по незнанню не имЬли плотского совокупления". Присудили: "научить их" и пусть живут "неразлучно".

Много дел о двоеженстве, о третьем -четвертом браке. Не только давние переяславцы такие падкие на грех были - жили они в такое время.

Например, в 1753 году рассматривали дело двоеженца Лаврентия Кравца. За 24 года до этого татары взяли в плен Лаврентия и его жену Марию. В плену они не виделись. Через восемь лет Лаврентий оттуда убежал, нашел новую женщину. Не утаил от нее, что был женат. Суд развел Лаврентия с Марией и благословил второй брак.

У казака из Веприка Григория Чемериса первая жена умерла, вторая убежала из дома, когда был в походе. Церковь разрешила третий брак, что редко случалось. А впрочем, Богдан Хмельницкий в третий раз женился именно в Переяславе.

В 1763 году рассматривали дело о втором браке Любови Ступулы. Муж ее пошел в войско во время Прусского похода. Она прожила с детьми 10 лет, решила, что он погиб, и вышла замуж. А муж вернулся?

Михаил Лукашевич из Переяслава в 1754-ом просит вернуть жену - пока он воевал, та вышла замуж. Вообще, дела, когда муж долго не возвращался, рассматривались не ранее чем через пять лет - а вдруг вернется?

А вот Варвара Гайдай из села Андруши в 1753 году свидетельствует, что ее муж, писарь Петр, убежал девять лет назад. А Параска Клочко из Песчаного просит развода - муж оставил ее с дочерью и ушел 18 лет назад. 12 лет назад иконописец Алексей Сирополк из Переяслава оставил жену Доминикию с тремя детьми. Консистория  позволяет развод, потому что женщина в иске пишет, что боится "упасть в грь-х"...

Бывало, что не история виновата, а сами люди. В 1761 году Евдокия Конвисарка из Переяслава жаловалась, что ее муж Захарий ушел от нее в монастырь, а сам переехал на Лубенщину, стал там священником и женился.

А вот Явдоха Андрияненко и Андрей Бабенко из села Помокли любили друг друга, где только могли, и застукали их в хлеве во время " чинимого блудодь-йного дь-ла". А переяславская девушка Ирина Ерофеева в 1753 году жаловалась, что служитель консистории изнасиловал ее в келье. Тот назвал это клеветой - и выкрутился! В 1766-ом убежал из-под стражи двоеженец Никита Шкляр из Переяслава. Не нашли до сих пор...

Бывало, что и старые казацкие законы применяли. Переяславская консистория рассматривала дело Ирклеевского протопопа Глевицкого. Он хотел похоронить живую казачку Кристину Водяникову с убитым казаком Иосифом Буденко. Девушка якобы убила своего любимого. За это ее приковали к гробу, и она шла по селу к могиле, где ее должны были положить под гроб. Уже на кладбище ее расковали. Девушка призналась, что был у нее еще один парень, Степан Калина, он и убил Иосифа. Суд послал священника на покаяние и указал, что давние казацкие законы недопустимы в гражданской жизни.

Есть на Переяславе и особый грех - союз с Москвой 1654 года. Возможно, это старая иллюзия: царь далеко, а мы - здесь. Не нам судить этих людей. Они грешили - они и расплачивались. Иногда теряли все - земли, имения. Странно, что в течение целого XVIII века корчмой в Переяславе владел один и тот же род Гриневичей. Потому что тогда далеко не все старшины переяславские умирали дома своей смертью. Вот полковник Филон Джеджалий в 1654-ом говорил Хмельницкому: "Ты, гетьман, недолго будешь пить воду Днепровскую!". Сам Джеджалий пошел с Выговским и был зарублен. Да и позже среди переяславской старшины было немало оппозиционеров: Федор Лобода, Федор, Семен и Иван Сулимы, Павел Полуботок.

Сотник Семен Безбородько после Крымского похода в 1736 году потерял все имение. Стал полковым обозным. Писали, что при нем полковая артиллерия "в запустение и гнусность приведена", а порох идет на стрельбу из мортир для потехи приятелей. А вот Александр Безбородько окончил Киево-Могилянскую академию, был секретарем царицы Екатерины и канцлером Российской империи. Другой начальник переяславськой артиллерии, Григорий Рубан, воспитал сына Василия, который стал секретарем князя Потемкина и автором одной из первых работ по истории Украины.

Этот город любил Иван Мазепа. Здесь Шевченко писал "Заповіт", а Григорий Сковорода учился играть на скрипке у местных музыкантов Козловичей.

Есть еще одно славное имя - Михаил Иванович Сикорский, творец и генеральный директор Национального историко-этнографического заповедника "Переяслав". Он начинал в 1951 году, когда музей имел три комнаты. Сейчас в заповеднике - 26 музеев. Сикорский родился в Чигирине Черкасской области в 1923 году, но нрав у него - переяславский, экспансивный. Для него здесь - центр мира, а потому среди его музеев - не только "местные", например музей Николая Бенардоса, который изобрел электросварку. Родом он из Херсона, но его музей есть только в Переяславе.

Если поединок отрока с печенегом за эту землю - легенда, то Сикорский боролся "за землю" иногда буквально. В Добраничовке соседнего Яготинского района выкопали кости мамонта и стоянку первобытных людей. Сикорский поехал туда, вырезал землю 6-тонными кубами и перевез стоянку в Переяслав, на Татарскую гору. Яготинский краевед Александр Неп орожни й всю жизнь потом сердился на Сикорского.

А сам Михаил Иванович называл святой знаменитую переяславскую труженицу Елену Хобту. Она во время войны, уже немолодая, три года жила в курятнике, а в доме выращивала по 500 кур и сдавала на нужды армии. Прославилась, была на именинах у Сталина и простодушно спрашивала: "А почему вы, Иосиф Виссарионович, селедку не едите?". Она же выпросила в Москве первый свеклоуборочный комбайн для Переяславщины.

Это город в междуречье Трубежа и Альты - красивый. Здесь родился и провел детство Шлем Алейхем. В старосте в Америке он говорил: "Если бы кто-то сумасшедший предложил: вот тебе три Нью-Йорка и уголок Переяслава - выбирай! Я бы ответил: разрешите сделать лучше Переяслав, и я отдам вам все три Нью-Йорка!".

 
       
   

907 - первое письменное упоминание о Переяславе. В разное время в городе княжили Владимир Моном ах, основатель Москвы Юрий Долгорукий
1239, март - город разорили монголы
1648-1781 - полковой город Гетьманщины
1654, 24 января - в Переяславе подписан украинско-российский договор
1782 и дальше - уездный город Малорусской, впоследствии Полтавской губернии. По ревизии 1808 года в уезде было "20 почталіоновъ, 21362 козаковъ, 320 духовнаго званія"
1943, сентябрь - город назван Переяславом-Хмельницким, сейчас - райцентр на Киевщине

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.