УКР РУС  


 Головна > Публікації > Моніторинг ЗМІ  
Опитування



Наш банер

 Подивитися варіанти
 банерів і отримати код

Електронна пошта редакцiї: info@orthodoxy.org.ua



Зараз на сайті 94 відвідувачів

Теги
Приїзд Патріарха Кирила в Україну вибори забобони церковна журналістика Католицька Церква Голодомор автокефалія Церква і політика конфлікти 1020-річчя Хрещення Русі Президент Віктор Ющенко монастирі та храми України Археологія та реставрація УПЦ КП Ющенко Церква і медицина секти діаспора педагогіка Предстоятелі Помісних Церков милосердя краєзнавство церква і суспільство постать у Церкві Митрополит Володимир (Сабодан) Священний Синод УПЦ іконопис Мазепа Патріарх Алексій II комуністи та Церква розкол в Україні Доброчинність шляхи єднання молодь УГКЦ церква та політика Києво-Печерська Лавра Церква і влада Вселенський Патріархат українська християнська культура






Рейтинг@Mail.ru






«Газета по-украински» (Украина): ”Уголок Переяслава достоин трех Нью-Йорков”



«Газета по-украински» (Украина), Виталий Жежера, Анатолий Шпиталь, 04.05.2007

В этом году город празднует свое 1100-летие

Легенда об этом есть в "Повести временних лет". В 932 году, в войне князя Владимира с печенегами, дело решил поединок самых сильных воинов. Киевский отрок взял печенега и бросил его о землю - " перея славу". Так и назвали город. Но впервые топоним "Переяслав" записан в 907 году в соглашении с Византией. А люди тут жили еще за 500 лет до этого.

Степное княжество прикрывало Киев от кочевников с востока. Это неуютно, но переяславцы ценили суверенность больше чем уют. Они и князей себе брали не из Киева, а дальних, суздальських -, чтобы эту землю тяжелее было присоединить к какой-либо другой.

Переяслав в мире не один. У князя Святослава был свой Переяслав на Дунае. А турки, взяв Царгород, назвали его Истамбулом, что тоже означает Переяслав.

Перенимание славы - вещь пограничная, военная, когда что-то у кого-то отнимают силой. Здесь, на реке Альте, князь Святополк убил брата Бориса. Тот молился, убийцы подошли близко и проткнули его сквозь палатку. Следовательно, здесь грешники и праведники сходились на расстояние протянутой руки.

Недавно доктор филологии Николай Сулима издал уникальную книжку "Гріхи розмаїтії (Єпитимійні справи ХVІІ-ХVІІІ ст.))". Епитимия - церковное наказание за грехи (церковь рассматривала дела о разводе, изнасиловании, о браках между близкими родственниками и т. д.). Сулима искал такие дела в фондах Переяславско-Бориспольской консистории.

Там немало трагикомического. Вот Ефросиния Овчаренко хочет расстаться с "бессильным" мужчиной. Не разрешили - потому что "Овчаренко и жена его по незнанню не имЬли плотского совокупления". Присудили: "научить их" и пусть живут "неразлучно".

Много дел о двоеженстве, о третьем -четвертом браке. Не только давние переяславцы такие падкие на грех были - жили они в такое время.

Например, в 1753 году рассматривали дело двоеженца Лаврентия Кравца. За 24 года до этого татары взяли в плен Лаврентия и его жену Марию. В плену они не виделись. Через восемь лет Лаврентий оттуда убежал, нашел новую женщину. Не утаил от нее, что был женат. Суд развел Лаврентия с Марией и благословил второй брак.

У казака из Веприка Григория Чемериса первая жена умерла, вторая убежала из дома, когда был в походе. Церковь разрешила третий брак, что редко случалось. А впрочем, Богдан Хмельницкий в третий раз женился именно в Переяславе.

В 1763 году рассматривали дело о втором браке Любови Ступулы. Муж ее пошел в войско во время Прусского похода. Она прожила с детьми 10 лет, решила, что он погиб, и вышла замуж. А муж вернулся?

Михаил Лукашевич из Переяслава в 1754-ом просит вернуть жену - пока он воевал, та вышла замуж. Вообще, дела, когда муж долго не возвращался, рассматривались не ранее чем через пять лет - а вдруг вернется?

А вот Варвара Гайдай из села Андруши в 1753 году свидетельствует, что ее муж, писарь Петр, убежал девять лет назад. А Параска Клочко из Песчаного просит развода - муж оставил ее с дочерью и ушел 18 лет назад. 12 лет назад иконописец Алексей Сирополк из Переяслава оставил жену Доминикию с тремя детьми. Консистория  позволяет развод, потому что женщина в иске пишет, что боится "упасть в грь-х"...

Бывало, что не история виновата, а сами люди. В 1761 году Евдокия Конвисарка из Переяслава жаловалась, что ее муж Захарий ушел от нее в монастырь, а сам переехал на Лубенщину, стал там священником и женился.

А вот Явдоха Андрияненко и Андрей Бабенко из села Помокли любили друг друга, где только могли, и застукали их в хлеве во время " чинимого блудодь-йного дь-ла". А переяславская девушка Ирина Ерофеева в 1753 году жаловалась, что служитель консистории изнасиловал ее в келье. Тот назвал это клеветой - и выкрутился! В 1766-ом убежал из-под стражи двоеженец Никита Шкляр из Переяслава. Не нашли до сих пор...

Бывало, что и старые казацкие законы применяли. Переяславская консистория рассматривала дело Ирклеевского протопопа Глевицкого. Он хотел похоронить живую казачку Кристину Водяникову с убитым казаком Иосифом Буденко. Девушка якобы убила своего любимого. За это ее приковали к гробу, и она шла по селу к могиле, где ее должны были положить под гроб. Уже на кладбище ее расковали. Девушка призналась, что был у нее еще один парень, Степан Калина, он и убил Иосифа. Суд послал священника на покаяние и указал, что давние казацкие законы недопустимы в гражданской жизни.

Есть на Переяславе и особый грех - союз с Москвой 1654 года. Возможно, это старая иллюзия: царь далеко, а мы - здесь. Не нам судить этих людей. Они грешили - они и расплачивались. Иногда теряли все - земли, имения. Странно, что в течение целого XVIII века корчмой в Переяславе владел один и тот же род Гриневичей. Потому что тогда далеко не все старшины переяславские умирали дома своей смертью. Вот полковник Филон Джеджалий в 1654-ом говорил Хмельницкому: "Ты, гетьман, недолго будешь пить воду Днепровскую!". Сам Джеджалий пошел с Выговским и был зарублен. Да и позже среди переяславской старшины было немало оппозиционеров: Федор Лобода, Федор, Семен и Иван Сулимы, Павел Полуботок.

Сотник Семен Безбородько после Крымского похода в 1736 году потерял все имение. Стал полковым обозным. Писали, что при нем полковая артиллерия "в запустение и гнусность приведена", а порох идет на стрельбу из мортир для потехи приятелей. А вот Александр Безбородько окончил Киево-Могилянскую академию, был секретарем царицы Екатерины и канцлером Российской империи. Другой начальник переяславськой артиллерии, Григорий Рубан, воспитал сына Василия, который стал секретарем князя Потемкина и автором одной из первых работ по истории Украины.

Этот город любил Иван Мазепа. Здесь Шевченко писал "Заповіт", а Григорий Сковорода учился играть на скрипке у местных музыкантов Козловичей.

Есть еще одно славное имя - Михаил Иванович Сикорский, творец и генеральный директор Национального историко-этнографического заповедника "Переяслав". Он начинал в 1951 году, когда музей имел три комнаты. Сейчас в заповеднике - 26 музеев. Сикорский родился в Чигирине Черкасской области в 1923 году, но нрав у него - переяславский, экспансивный. Для него здесь - центр мира, а потому среди его музеев - не только "местные", например музей Николая Бенардоса, который изобрел электросварку. Родом он из Херсона, но его музей есть только в Переяславе.

Если поединок отрока с печенегом за эту землю - легенда, то Сикорский боролся "за землю" иногда буквально. В Добраничовке соседнего Яготинского района выкопали кости мамонта и стоянку первобытных людей. Сикорский поехал туда, вырезал землю 6-тонными кубами и перевез стоянку в Переяслав, на Татарскую гору. Яготинский краевед Александр Неп орожни й всю жизнь потом сердился на Сикорского.

А сам Михаил Иванович называл святой знаменитую переяславскую труженицу Елену Хобту. Она во время войны, уже немолодая, три года жила в курятнике, а в доме выращивала по 500 кур и сдавала на нужды армии. Прославилась, была на именинах у Сталина и простодушно спрашивала: "А почему вы, Иосиф Виссарионович, селедку не едите?". Она же выпросила в Москве первый свеклоуборочный комбайн для Переяславщины.

Это город в междуречье Трубежа и Альты - красивый. Здесь родился и провел детство Шлем Алейхем. В старосте в Америке он говорил: "Если бы кто-то сумасшедший предложил: вот тебе три Нью-Йорка и уголок Переяслава - выбирай! Я бы ответил: разрешите сделать лучше Переяслав, и я отдам вам все три Нью-Йорка!".

 
       
   

907 - первое письменное упоминание о Переяславе. В разное время в городе княжили Владимир Моном ах, основатель Москвы Юрий Долгорукий
1239, март - город разорили монголы
1648-1781 - полковой город Гетьманщины
1654, 24 января - в Переяславе подписан украинско-российский договор
1782 и дальше - уездный город Малорусской, впоследствии Полтавской губернии. По ревизии 1808 года в уезде было "20 почталіоновъ, 21362 козаковъ, 320 духовнаго званія"
1943, сентябрь - город назван Переяславом-Хмельницким, сейчас - райцентр на Киевщине

   











УВАГА! Публікації розділу "Моніторинг ЗМІ" не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту "Православіє в Україні", а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.